Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тенденции совершенствования педагогического профессионализма 
в современном образовательном пространстве 

Пятибратова Светлана Игоревна,
к.п.н., учитель обществознания,
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ № 216 Санкт-Петербурга 
В настоящее время понимание педагогического профессионализма  представляется достаточно широким.  Как правило,  термин «профессионал» применяется, когда возникает необходимость подчеркнуть достижение определенных высот.  Совершенствование профессионализма педагога можно раскрыть как взаимодействие процессов развития профессионализма личности и профессионализма деятельности.  Мы придерживаемся взгляда на то, что процесс достижения профессионализма обусловлен в первую очередь внутренним стремлением человека, когда он сам определяет высоты, которые планирует достичь и самостоятельно выстраивает проект и модель движения к доступной для себя вершине, которая не является статичным образованием и отличается большей или меньшей изменчивостью. 
 Под профессионализмом понимается определённая системная организация сознания и психики человека, высший уровень достижений в какой-либо области деятельности.  Целостность и полноценность понятия педагогический профессионализм определяет степень интеграции концептуальности, сформированности профессионального поведения, результативности, а также квалификации, компетентности, профессиональной культуры педагога.  Речь идёт не о механическом соединении этих структурных компонентов, а об их взаимопроникновении, которое даёт новый результат в достижении профессиональных вершин.  Суть данных составляющих педагогического профессионализма мы понимаем в следующем:
·        Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в его образовательном цензе и других профессиональных достоинствах, квалификационной характеристике.
·        Компетентность – комплексная характеристика способности педагога быть субъектом собственной деятельности, включающая совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности.
·        Педагогическая культура – владение педагогическим наследием, которое в данную общественно - историческую эпоху является обязательным к осмыслению и практическому использованию, то есть являет собой профессионально - культурную ценность и выступает как эталон должного.
·        Концептуальность – педагогическое кредо, проявляющееся в убеждениях, мировоззрении, в понимании и обладании системой взглядов на те или иные явления.
·        Сформированность профессионального поведения – соответствие учителя лучшим образцам педагогического профессионализма, что проявляется в творческой активности, наличии индивидуального стиля, педагогического почерка.
·        Результативность – наиболее важный показатель педагогических достижений, на который влияют достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, творческая деятельность в школе, результаты экзаменов, динамика успеваемости, собственные достижения учителя (авторские программы, технологии, публикации).
Педагогический профессионализм, на наш взгляд, представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную ситуацию, которая отвечает социальному заказу общества. Его совершенствование напрямую зависит от развития образовательного пространства, эффективность которого на сегодняшний день во многом определяется интегративностью. Развитие интегративных процессов в современном образовании связано с переходом к профильному обучению. Эти изменения дают возможность говорить о необходимости и постепенном формировании интеграционного образовательного пространства, которое представляет собой качественно новую систему обучения, новый исторический и логический уровень организации образования, особую образовательную систему, которая объединяет преимущества, возможности и особенности образовательных учреждений различного типа и вида (общего, дополнительного, высшего образования) для организации перехода к эффективному профильному обучению.
По своим масштабам образовательное пространство – одно из крупнейших и самых разветвленных в мире пространств, вовлекающее в свою орбиту огромное количество людей. Для интеграции образования, как решающей тенденции его развития, сегодня характерны возрастающие за счет согласованной образовательной политики взаимосближение, взаимозависимость, взаимодополняемость, синхронизация действий различных элементов образовательной системы.
Для нового образовательного пространства требуется точное взаимодействие профессионалов связанное с интеграцией профессионального знания, единым системным взаимодействием, выработанным совместными усилиями. Реализуя профильную подготовку, педагог-профессионал соответственно должен обладать интеграционными профессиональными характеристиками, знаниями, умениями, навыками. Сегодня необходимо быть не только учителем-предметником, но и стремиться выходить за рамки сформированного профессионального поведения - уметь разрабатывать и реализовывать предпрофильные и профильные элективные курсы, курсы внеурочной, проектной деятельности. Нужно ориентировать учеников в реалиях непрерывного образования, обучения в высших учебных заведениях. В современных условиях для образовательного учреждения становится очень актуальным вопрос профессионального состава преподавателей, их компетентности, успешности, определенной универсальности и интегративности с одной стороны и высокой узкой специализации в какой-либо области знаний – с другой.
Нужно отметить, что современный педагог-профессионал должен быть не только квалифицированным учителем, но и по возможности являться компетентным специалистом в какой-либо другой области деятельности, привнося в преподавание отдельных школьных предметов особый колорит и современные научные и практические веяния. Такой педагог успешен как в своей основной профессии (юрист, экономист, историк, математик и т.д.), так и на педагогическом поприще. Контактность и открытость к восприятию нового, к общению с подрастающим поколением – еще одно важное качество в современном образовательном пространстве. Как предметник -  такой учитель готовит учащихся к выбору определенного уровня образования, как специалист в своей области и преподаватель профильных и  элективных, внеурочных курсов – помогает выбрать и определить школьникам сферу будущей профессиональной деятельности. Педагоги такого интегративного уровня, несомненно, могут способствовать обогащению социального опыта детей, что особенно важно для современной ситуации в образовании.
Можно отметить, что труд педагога-профессионала в интеграционном образовательном пространстве представляет органичное единство трех компонентов: учителя, который осуществляет педагогическое овладение ситуацией становления личности воспитанника; преподавателя профильного обучения, чьи знания зачастую не имеют прямого аналога в деятельности предметника; педагога, обладающего опытом вузовской подготовки школьников.
 Интеграционное образовательное пространство – это пространство образовательных форм, которые сами являются его подпространствами, и разнообразия возможных маршрутов движения в этом пространстве. Главными факторами достижения педагогического профессионализма в нем становятся процессы самореализации, самосовершенствования, самообразования. Условием включения того или иного педагога-профессионала в интеграционное образовательное пространство может являться достаточный уровень профессионализма (концептуальности, сформированности профессионального поведения, результативности, а также квалификации, компетентности, профессиональной культуры)  и способность самостоятельно интегрироваться в данное пространство.
В изменившихся социальных условиях педагог-профессионал рассматривается не как идеал достигнутого, а как активный творец, постоянно движущийся к идеалу. Такое продвижение обусловлено интересами человека, окружения, коллектива, общества в целом. Профессионализм не константный показатель, динамика его определяется спецификой труда учителя, осознанием значимости непрерывного пополнения профессиональной культуры. Естественно предположить, что ключевым словом, характеризующим сущностные стороны педагога-профессионала в интеграционном образовательном пространстве, является творчество, которое определяет основное направление движения педагога в своей деятельности. Взаимодействие научной и педагогической направленности дают в итоге профессиональное творчество. Учитель - профессионал постоянно ищет новые, более совершенные формы обучения и воспитания, что связано с его исследовательской позицией, которая выражается в анализе осмысления процессов и результата деятельности. 
Реалии сегодняшнего дня показывают, что необходимость творчества в педагогической деятельности диктуется тем, что содержание её находится в постоянном изменении и развитии, внедрении новых инновационных идей, к которым можно отнести введение предпрофильной подготовки и профильного обучения.  Наибольших результатов в своей деятельности можно достичь, развивая у себя необходимые знания, умения, навыки, педагогические способности, а также отдельные качества личности, формирующие педагогический талант.  Для проявления творческой педагогической одаренности необходимы врожденные способности, совмещенные с профессиональной выучкой и образованием, поэтому педагогический талант является редкостью.  Актуализация и развитие педагогического таланта   в решающей мере зависит от социальной среды, от связи с жизнью, от мировоззрения педагога, его мастерства.  Становится понятным, что достижение профессионализма – не единовременный акт, а сложный процесс, продолжающийся всю педагогическую жизнь.
Тенденции современного образования, стремление к созданию интеграционного образовательного пространства, привнесение в него общечеловеческих ценностей дали возможность существования различных подходов к совершенствованию профессионализма учителя. Среди них можно отметить уже упоминавшийся творческий подход, который способствует формированию и развитию творческих способностей педагога, оригинальных решений нестандартных педагогических задач, развитию профессионального исследовательского мышления.  На совершенствование професионализма влияет привлечение возможностей аксиологического подхода, который оказывает помощь в личностно значимой системе ценностных ориентаций, личностных смыслов. Синтезируя знания многих наук, используя основные элементы различных подходов в образовании, более конкретное представление о совершенствовании профессионализма учителя даёт акмеологический подход. Данный подход является не только способом, но и создаёт условия для введения новых интегративных знаний в практику образования.  Акмеологический подход – методологическое направление в науке и практике, которое предполагает систему принципов и закономерностей установления высших, доступных для конкретного человека, достижений. Данный подход применим при подготовке и проведении аттестации, педагогических конкурсов, кадровой работы, при организации учебно-исследовательской деятельности, для развития системы постдипломного педагогического образования.  Нужно отметить, что педагогический профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно»  и рассмотрения его с точки зрения какого-либо одного подхода.
Профессиональная деятельность педагога многогранна. Высокие показатели по отдельным качествам, считающиеся необходимыми для педагогической профессии, могут не обеспечивать успеха в целом. Учителя, имеющие одинаковые желательные качества для профессии, дают разный результат в работе.  Качества педагога-профессионала должны включать в себя как расширение базовой подготовки и культуры, общего кругозора, так и  реализацию, развитие и  обогащение личностного потенциала. Успешность или неуспешность связаны не только со сформированностью профессионально важных качеств, но и с системой взглядов на современную ситуацию в образовании, на свою роль в образующемся сегодня интеграционном образовательном пространстве при переходе к профильному обучению, со степенью удовлетворенности и самореализации в нем.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»