Технологическая карта мастерской
«Лидер и его качества»
Пальчик Людмила Георгиевна,
учитель ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет: обществознание
Класс: 7
– сформировать представление учащихся об основных элементах лидерства, показать роль лидера в обществе; продолжить развитие умений и навыков коммуникативной культуры, креативных качеств, способностей к рефлексии.
Основные понятия: лидер, качества и функции лидера.
Оборудование: тексты «Инструментарий успешного лидера», листы формата А4 для групповой работы и формата А5 для ведения индивидуальных записей
Расположение учащихся:
При входе учащиеся вынимают из пакета «групповые знаки отличия»: прямоугольные карточки разного цвета (по количеству групп). Взяв карточку, каждый присоединяется к группе своего «цвета» (для группы из 20 человек — 4 малые группы сотрудничества по 5 человек понадобится 4 «цвета» карточек).
Место работы каждой группы обозначено «Знаком отличия группы».
На стенах класса выделено и обозначено пять зон - «Уголок группы» для афиширования результатов своей работы.
Этапы урока | Деятельность учителя - мастера | Деятельность участников | ||
Организационный момент | 1. Приветствую учащихся. 2.Для успешного взаимодействия в мастерской необходимо принять правила, одним из таких правил является «Правило доверия». (Представление правила) |
1. Приветствуют учителя. 2.Принимают правила. |
||
Индукция (мотивация и внутреннее целеполагание учащихся). |
Мастерская начинается с ассоциаций, которые возникают у участников в связи с понятием «Лидер». -На доске записываю слово «ЛИДЕР» и предлагаю каждой группе записать свои ассоциации, мысли, вопросы, возникающие в связи с этим понятием. |
Учащиеся делятся внутри группы своими мыслями, записывают ассоциации. |
||
Социализация (в форме озвучивания). | -Озвучьте ваши ассоциации. -На доске с правой стороны возникает список ассоциаций, аргументаций учащихся. |
Каждая группа озвучивает свои ассоциации. | ||
Социоконструкция. Выполнение упражнения « Портрет лидера». |
-Итак, немалую роль в определении лидера играет его характер и личностные качества. Представить себе лидера — человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, того, кого можно назвать образцом лидерства. - Составьте список из качеств и умений, которые можно считать инструментарием лидера. |
Группе необходимо определить наиболее значимые качества лидера. |
||
Социализация (в форме озвучивания). | - Теперь каждая группа озвучит качества и умения, которые они определили как инструментарий лидера. |
Список качеств, умений зачитывается с записью на доске в столбик и, главное, обосновывается участниками. |
||
Дедукция. |
-Вот что про инструментарий успешного лидера пишут ученые и психологи. Выберите то, без чего, по-вашему, не обойтись ШКОЛЬНОМУ ЛИДЕРУ. (Приложение2)
|
Знакомятся с текстом, вносят поправки в список основных качеств лидера. Соотнесение старой и новой информации. |
||
Социоконструкция. Выполнение упражнения «Портрет человека, противостоящего лидеру» |
-Представьте себе портрет человека, противостоящего лидеру. На доске записаны в столбик главные качества успешного лидера, которые учащиеся сами определили во время социализации. Задание: записать напротив качества человека, противостоящего лидеру. |
Записывают отрицательные качества. | ||
Социализация - озвучивание. | Каждая группа озвучивает качества ,которые они определили. |
Список качеств зачитывается и обосновывается. Сравнение собственного видения лидерства с другими взглядами. |
||
Социоконструкция. Памятка — рекомендация ««Как стать успешным школьным лидером» или «Шаги к успеху школьного лидера» |
Составьте памятку -рекомендацию «Как стать успешным школьным лидером» или «Шаги к успеху школьного лидера». | Конструирование группового мнения, составление памяток группами. |
||
Социализация – афиширование. | Каждая группа презентует свои памятки — рекомендации. |
Презентация памяток. | ||
Переход на новую проблему: - Всех вас, присутствующих на мастерской, объединяет одно: - вы школьные лидеры. |
||||
Упражнение «Да-может быть-нет». Самоконструкция. |
Каждому участнику мастерской выдается листок с тремя утверждениями: лидерство в школе - -это привилегия; -тяжкое бремя; -удовольствие. Задание: поставить «галочку» возле утверждения, с которым согласны. Время — 30 сек. |
1.Задание выполняется индивидуально. 2. Образование новых групп по выбранному утверждению. |
||
Социализация. | Вновь созданные группы должны обосновать свой выбор и нарисовать убеждающую картинку к выбранному слогану. | 1.Учащиеся работают над обоснованием своего выбора и создают свой продукт. Обосновывают свой выбор. |
||
Афиширование. | - Какая группа начнет представлять свой продукт? |
Презентация работ с обоснованием выбранного утверждения. | ||
Рефлексия. |
-Ваши приобретения в ходе мастерской? -Что запомнилось на занятии больше всего? -Какие чувства вызвали эти события? -В
|
Высказывают своё мнение о своей работе, своём состоянии, ощущениях. Анализ движения собственной мыс- ли, чувства в процессе и в результате мастерской. |
Приложение
Инструментарий успешного лидера (И. Вагин, А. Глущай)
|
|
******
«Шесть основных элементов лидерства», определенных английским писателем С. Норткотом Паркинсоном.
Первый элемент - воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее.
Второй элемент - знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
Третий элемент - талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.
Четвертый элемент - решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.
Пятое качество - жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям.
И наконец, шестой элемент - притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду.
Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Искусство общения во все времена признавалось обязательной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физическая сила на войне.
Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю народов и их взаимоотношений.
Характеристика лидерства в наше сумасшедшее время по Тому Питерсу (один из ведущих мировых специалистов в области управленческого консультирования)
- Лидерам приходится много говорить.
- Лидеров заводит неопределенность.
- Лидерство — искусство импровизации.
- Лидеры внимательно слушают.
- Лидеры выполняют несколько дел сразу.
- Лидеры выполняют обещания.
- Лидеры добиваются результатов.
- Лидеры доверяют шестому чувству.
- Лидеры знают: энергия порождает энергию.
- Лидеры изучают энтузиазм.
- Лидеры любят беспорядок.
- Лидеры любят все цвета радуги — из абсолютно прагматических соображений.
- Лидеры любят работать с другими лидерами.
- Лидеры могут ставить цели.
- Лидеры находят способ увлечь людей.
- Лидеры не вербуют последователей, они помогают стать лидерами другим.
- Лидеры не становятся заложниками своего успеха.
- Лидеры никогда не готовятся к прошедшей войне.
- Лидеры обожают окружать себя людьми, которые умнее, чем ОНИ сами.
- Лидеры плетут сети.
- Лидеры побеждают благодаря работе тыла.
- Лидеры полагаются на доверие.
- Лидеры помешаны на делегировании полномочий.
- Лидеры понимают важность взаимоотношений.
- Лидеры привлекают к работе самых разнообразных личностей.
- Лидеры проявляют уважение.
- Лидеры рассказывают истории.
- Лидеры редко бывают (а может, и вообще и не бывают) лучшими исполнителями.
- Лидеры совершают ошибки и не делают из этого трагедии.
- Лидеры создают себя сами.
- Лидеры сосредотачиваются на «нематериальном».
- Лидеры верят, что могут изменить мир.
- Лидеры умеют забывать.
- Лидеры учатся.
- Лидеры знают, когда уйти.
- У лидеров есть вкус.
- У лидеров есть чувство юмора.
1.Чем больше ты доверяешь окружению, тем больше ты получаешь.
2. При большой открытости можно нечаянно получить и негативные чувства.
3.Поэтому меру открытости определяешь ты сам.
4. И, соответственно, меру результата – тоже ты сам.