Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе
преподаватель истории и обществознания
СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»
Средства обучения (УМК): проектор, карточки с заданиями для групп
Цель: познакомить обучающихся с понятием коррупция, ее формами и методами борьбы с ней
Планируемые результаты:
Личностные: формирование отрицательного отношения к коррупции, понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе
Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение анализировать источник, умение обобщать и делать вывод из полученной информации
Предметные: знание определения коррупции, способов борьбы с ней в России и мире и ее результатов
- Организационный момент
- Приветствие обучающихся, деление по 4 группам
- Начало урока не с обществознания, а с русского языка:
(На слайде слова «власть», «взятка», «подкуп», «чиновники», «бюрократия», «карман», «откат», «рэкет»)
Обучающие дают ответ: «коррупция»
(В случае затруднений, на отвороте доски с той же целью написаны поговорки «рука руку моет», «не подмажешь – не поедешь», «дары и мудрых ослепляют», «когда деньги говорят, тогда совесть молчит», «когда золото всплывает, тогда правда тонет» и т.п.)
- Мотивация
Формулировка темы: «Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе»
- Изучение нового материала
- Запись в тетрадь точного определения «коррупции» согласно ФЗ№273-ФЗ (на слайде)
- Погружение в историю борьбы с коррупцией
Итак, коррупция появилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным. Русские летописи впервые упоминают о ней в XIII веке как о «почестях», «посулах» и «мздоимстве».
Первые законодательные ограничения коррупционной деятельности начинают осуществляться Иваном III и Иваном IV в Судебниках, соответственно, 1497 и 1550 года, в которых взяточничество стало расцениваться как тяжкое преступление, а в 1556 году были отменены кормления (система жалования должностных лиц с помощью местного населения). За взятки была введена смертная казнь.
Интересная история связана с Петром I: он грозился издать указ о том, что любой укравший из казны денег, достаточных для покупки веревки, на той веревке и будет повешен. На это один из приближенных императора (генерал-прокурор Ягужинский) сказал: «Вы, император, после такого указа рискуете остаться без подданных: все мы воруем, кто больше, кто меньше»
В целом, характер борьбы со взяточничеством с этого времени довольно противоречив. Так, Указ 1714-го года «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» практически не соблюдался, в плюс к этому повсеместно распространяется фаворитизм.
Говоря о советском времени, стоит отметить, что в первые годы после революции велась ожесточенная борьба с коррупцией на основе социалистической законности и даже революционных трибуналов. Например, в 1918 году за взятку предусматривался пятилетний тюремный срок, а в 1922 году имели место приговоры к расстрелу.
Сегодня осуществляется целый ряд мер, направленных против коррупции (представление на слайде). Например, все чиновники обязаны декларировать все свое имущество раз в год и, более того, публиковать эти сведения в открытом доступе в сети
Несмотря на это, явление это проникает почти во все сферы жизни, в связи с чем 9 декабря было объявлено Днем борьбы с коррупцией»
Вопрос обучающимся: «Как Вы думаете он «отмечается» только в России, или же он принят на международном уровне?»
Для обоснования международного уровня данной проблемы приглашается докладчик, заранее подготовивший сообщение о борьбе с коррупцией в мире
- Систематизация
- Рассмотрение основных форм коррупции («взятка», «волокита», «растрата», «вымогательство», «фаворитизм», «злоупотребление полномочиями»), разбор незнакомых определений, запись их в тетрадь
- Работа в группах с карточками с проблемными ситуациями: необходимо определить форму коррупции и предложить свои методы борьбы с ней
- Обсуждение
- Подведение итогов и закрепление
- Формулировка вывода: «Что является залогом успешной борьбы с коррупцией?». Обращение внимания на слайд с картиной и пословицей, обоснование корня проблемы в низкой сознательности российских граждан, их стремлении положиться на «авось»
- Заполнение лакун в выводе на обратной стороне карточек
- Оценивание и домашнее задание