Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе


преподаватель истории и обществознания
СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»

 
 
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения (УМК): проектор, карточки с заданиями для групп
Цель: познакомить обучающихся с понятием коррупция, ее формами и методами борьбы с ней
Планируемые результаты:
Личностные: формирование отрицательного отношения к коррупции, понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе
Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение анализировать источник, умение обобщать и делать вывод из полученной информации
Предметные: знание определения коррупции, способов борьбы с ней в России и мире и ее результатов

 
  1. Организационный момент
  1. Приветствие обучающихся, деление по 4 группам
  2. Начало урока не с обществознания, а с русского языка:
«Перед Вами на слайде однородные члены предложения, какое существительное является для них обобщающим? Или с чем ассоциируются?
(На слайде слова «власть», «взятка», «подкуп», «чиновники», «бюрократия», «карман», «откат», «рэкет»)
Обучающие дают ответ: «коррупция»
(В случае затруднений, на отвороте доски с той же целью написаны поговорки «рука руку моет», «не подмажешь – не поедешь», «дары и мудрых ослепляют», «когда деньги говорят, тогда совесть молчит», «когда золото всплывает, тогда правда тонет» и т.п.)
  1. Мотивация
Беседа с обучающимися с помощью наводящих вопросов «Является ли коррупция проблемой современного общества и почему?», «Каковы последствия коррупционной деятельности?», «Знаете ли Вы, как с ней бороться?», «Как Вы думаете, как давно возникла эта проблема?»
Формулировка темы: «Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе»
  1. Изучение нового материала
  1. Запись в тетрадь точного определения «коррупции» согласно ФЗ№273-ФЗ (на слайде)
  2. Погружение в историю борьбы с коррупцией
«Сегодня осуществляется целый ряд мер по борьбе с коррупцией, взять хотя бы данное занятие, но довольно сложно говорить о степени их эффективности. Борьба эта имеет глубокие корни, неверно считать, что это проблема появилось только в СССР, или в 90-е годы.
Итак, коррупция появилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным. Русские летописи впервые упоминают о ней в XIII веке как о «почестях», «посулах» и «мздоимстве».
Первые законодательные ограничения коррупционной деятельности начинают осуществляться Иваном III и Иваном IV в Судебниках, соответственно, 1497 и 1550 года, в которых взяточничество стало расцениваться как тяжкое преступление, а в 1556 году были отменены кормления (система жалования должностных лиц с помощью местного населения). За взятки была введена смертная казнь.
Интересная история связана с Петром I: он грозился издать указ о том, что любой укравший из казны денег, достаточных для покупки веревки, на той веревке и будет повешен. На это один из приближенных императора (генерал-прокурор Ягужинский) сказал: «Вы, император, после такого указа рискуете остаться без подданных: все мы воруем, кто больше, кто меньше»
В целом, характер борьбы со взяточничеством с этого времени довольно противоречив. Так, Указ 1714-го года «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» практически не соблюдался, в плюс к этому повсеместно распространяется фаворитизм.
Говоря о советском времени, стоит отметить, что в первые годы после революции велась ожесточенная борьба с коррупцией на основе социалистической законности и даже революционных трибуналов. Например, в 1918 году за взятку предусматривался пятилетний тюремный срок, а в 1922 году имели место приговоры к расстрелу.
Сегодня осуществляется целый ряд мер, направленных против коррупции (представление на слайде). Например, все чиновники обязаны декларировать все свое имущество раз в год и, более того, публиковать эти сведения в открытом доступе в сети
Несмотря на это, явление это проникает почти во все сферы жизни, в связи с чем 9 декабря было объявлено Днем борьбы с коррупцией»
Вопрос обучающимся: «Как Вы думаете он «отмечается» только в России, или же он принят на международном уровне?»
Для обоснования международного уровня данной проблемы приглашается докладчик, заранее подготовивший сообщение о борьбе с коррупцией в мире
  1. Систематизация
  1. Рассмотрение основных форм коррупции («взятка», «волокита», «растрата», «вымогательство», «фаворитизм», «злоупотребление полномочиями»), разбор незнакомых определений, запись их в тетрадь
  2. Работа в группах с карточками с проблемными ситуациями: необходимо определить форму коррупции и предложить свои методы борьбы с ней
  3. Обсуждение
  1. Подведение итогов и закрепление
  1. Формулировка вывода: «Что является залогом успешной борьбы с коррупцией?». Обращение внимания на слайд с картиной и пословицей, обоснование корня проблемы в низкой сознательности российских граждан, их стремлении положиться на «авось»
  2. Заполнение лакун в выводе на обратной стороне карточек
  1. Оценивание и домашнее задание
(подготовка в сформированных группах антикоррупционных плакатов)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»