Методическая разработка
Разработка наиболее эффективных средств
и методов развития двигательных качеств
Быкова В.Н.
Особую актуальность эта задача приобретает для учащихся старшеклассников. Старший школьный возраст наиболее благоприятен для всестороннего развития двигательных качеств, так как в этот период продолжается рост функциональных возможностей организма.
Часто уроки направлены лишь на развитие отдельных качеств: силы, быстроты, выносливости и т.д, т.е. характеризуются отсутствием комплексных подходов.
Для решения задачи были отобраны упражнения силового и скоростно – силового характера и упражнения на выносливость.
По оценке энергетической стоимости упражнений удалось выявить упражнения с преимущественно аэробной и анаэробной направленностью. В комплекс вошли упражнения широко используемые в практике.
Контроль нагрузки осуществлялся по внешним признакам:
- - снижение скорости в беге;
- - нарушение техники выполнения и другие внешние признаки утомления.
Физиологическую реакцию организма контролируем по ЧСС.
Для развития силовых качествприменялись упражнения, преимущественно динамического характера. Величина нагрузки 10-12 повторений в двух-трёх сериях с интервалом отдыха 45-60 секунд ( 140-170 ударов в минуту ). Для трудоёмких упражнений величина нагрузки 2-7 повторений при ЧСС ( 110-160 ) уд./ мин.
Упражнения скоростно-силовойнаправленности выполнялись в максималь- но возможном темпе. Продолжительность одноразовой нагрузки составля- ло от 10 до 25 секунд или 2-3 серии с интервалом отдыха 45-60 секунд ( ЧСС -110-180 уд./мин.)
Для развития выносливостииспользовали бег на средние и длинные дистан- ции, ЧСС 140-170 уд./мин. Время отведённое а каждом уроке на всесторон- нее развитие двигательных качеств обычно составляет 18-20 минут. Упражнения для развития силы, выносливости и скоростно-силовых качеств рационально проводить в виде комплексов по методу круговой тренировки.
Комплексы были опробованы в педагогическом эксперименте на уроках физического воспитания в течении учебного года. Как показали результаты, применение упражнений различной направленности в аэробном и анаэробном режиме способствовало более значительному, чем в контрольном классе ,приросту в развитии основных двигательных качеств.
Показатели развития скоростных качеств в среднем увеличились в экспериментальном классе на 7% ( контрольной на 2 % ), соответственно мышечной силы на 25% и 19%; скоростно-силовые качества на 13% и 4%; выносливости на 10% и 6%.
Примерный подбор упражнений, направленных на всестороннее развитие двигательных качеств, отражён в комплексах. Комплекс 1- 2 рекомендуется для уроков лёгкой атлетики; 3-4 гимнастики; 5-баскетбол.
№ |
Комплекс № 1 |
серии |
повторение |
1 |
Челночный бег4 х 30 м. |
2 |
3-4 |
2 |
Прыжки в длину с 3-х шагов разбега. |
2 |
6-8 |
3 |
Бег на месте в максимальном темпе. |
2 |
2-3 по 4 сек |
4 |
Сгибание рук в упоре лёжа. |
2 |
10-12 раз. |
5 |
Прыжки вверх с мах. Усилием. |
2 |
7-10 раз. |
6 |
Из виса на перекладине подъём прямых ног под углом 90 градусов. |
2 |
8-10 раз. |
7 |
Кросс 1500 метров. |
|
|
№ |
Комплекс № 2 |
серии |
повторение |
1 |
Бег 60 метров со старта |
2 |
2-3 |
2 |
Тройной прыжок |
2 |
6-7 |
3 |
Из вися на перекладине подтягивание |
2 |
5-7 |
4 |
Прыжки на месте с подтягиванием колен к груди |
2 |
6-7 |
5 |
Метание гранаты весом 700 гр. В цель |
2 |
6-7 |
6 |
Приседание с гирей весом 16 кг. |
2-3 |
10-12 |
7 |
Бег 1000 м. или кросс 3000 м. |
|
|
№ |
Комплекс № 3 |
Серии |
Повторение |
|
1 |
Бег на месте в максимальном темпе. |
2 |
3-4 |
|
2 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа |
2 |
10-12 |
|
3 |
Прыжки на 2-х ногах с продвижением вперёд |
2 |
15-20 |
|
4 |
Из виса подъём ног под прямым углом |
2 |
8-10 |
|
5 |
Лазание по канату без помощи ног |
2 |
1-2 |
|
6 |
Приседание с гирей весом 16 кг. |
2 |
10-12 |
|
7 |
Наклоны из положения лёжа на спине |
2 |
10-12 |
|
8 |
Бег 6 минут |
|
|
|
№ |
Комплекс № 4 |
Серии |
Повторение |
|
1 |
Челночный бег с ускорением 18-20 м |
2 |
3-4 |
|
2 |
Выпрыгивание из глубокого приседа с продвижением вперёд 18-20 м |
2 |
2-3 |
|
3 |
Из упора лёжа отжимание от пола |
2 |
6-7 |
|
4 |
Прыжки на месте с подтягиванием колен к груди |
2 |
6-7 |
|
5 |
Жим штанги весом 20 кг |
2 |
8-10 |
|
6 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях |
2 |
3-5 |
|
7 |
Приседание со штангой весом 20 кг |
2 |
8-10 |
|
8 |
Бег 6 мин |
|
|
|
№ |
Комплекс № 5 |
Серии |
Повторение |
1 |
Бег с ведением баскетбольного мяча |
1мин. |
|
2 |
Бег с ведением баскетбольного мяча с об-водкой препятствий |
1мин. |
|
3 |
Броски и ловля баскетбольного мяча от стенки |
1мин. |
|
4 |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд |
3 |
10-15 |
5 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на скамейке |
2 |
10-12 |
6 |
Бег 6-12 мин. |
|
|
|
|
|
|