Тренировка как игра
Мишенко Евгений Александрович
Если на занятиях собирается группа, достаточная для проведения двусторонней спортивной или подвижной игры, можно поручить детям выбрать капитанов, которые сами скомплектуют свои команды. В ходе игры при необходимости руководитель занятий может взаимной заменой игроков исправить возможные ошибки комплектования. Все это обеспечит реальную конкуренцию отдельных игроков и команд. Сдерживая ребят, злоупотребляющих индивидуальной игрой, и поощряя не уверенных в своих силах, педагог поможет зарождению коллективных действий. Занятие получится интересным, а физические нагрузки — посильными.
Родители могут проводить такие игры в выходные дни, объединяя детей и помогая им. Причем ив неигровых видах для занятий желательно объединить хотя бы несколько детей. Благодаря
этому занятия и воспринимаются детьми как интересная игра. Руководитель, определив задачу тренировки и указав средства и методы их использования, должен дать детям возможность самостоятельно решать, с какой интенсивностью и как долго они будут двигаться. А для того чтобы занимающиеся смогли самостоятельно реализовать в действиях свои решения, необходима специальная организация занятия-тренировки. Например, в занятиях, где предусмотрен бег на местности, это можно осуществить следующим образом:
1. Задание-установка: беговая игра на местности по круговой дистанции.
2. Правила для всех: скорость бега постоянная; нагрузка в зоне «мне хорошо»; на основной дистанции бег в группе; половину круга со старта бежать не в полную силу, ниже своих возможностей; количество кругов — 2.
3. Право выбора: регулировать нагрузку, срезая длину дистанции и снижая скорость бега; присоединиться к группе на основной дистанции; число сокращений дистанции — произвольное.
4. Обеспечение права выбора: размечая основную дистанцию по кругу, необходимо включить в нее несколько выступающих петель, позволяющих срезать (укорачивать) её. Начало и конец сокращающих дорожек следует обозначить флажками. Бегуны должны знать, на сколько метров каждая «'сокращающая» дорожка уменьшает дистанцию.
Получив установку руководителя, дети начнут бег группой на несколько заниженной скорости, что обеспечит лучшую врабатываемость организма. Разогревшись и «развернув» дыхание, они непроизвольно повысят скорость бега и будут поддерживать ее на уровне хорошего самочувствия (режима «мне хорошо»). Как только менее подготовленный бегун почувствует первые затруднения (на границе зоны «мне не очень хорошо»), он свернет с основной дистанции, снизит скорость и по сокращенной дорожке возвратится на основную дистанцию. Продолжая бег, дождется группу и присоединится к ней. Каждый бегун может сделать столько сокращений, сколько ему нужно, чтобы на основной дистанции бежать вместе с группой со сложившейся равномерной скоростью.
Предлагаемая форма беговой игры позволяет участвовать в групповом беге по основной дистанции детям разного возраста и подготовленности. Используя и развивая возможности саморегуляции детского организма, она помогает бегунам тренироваться на уровне своих возможностей как в одной, так и в серии тренировок. Максимальная дистанция группового бега в нашем занятии — 1 км (2 круга по 500 м). Зная общее время бега группы, легко высчитать его среднюю скорость.
Бегуны, регулировавшие нагрузку сокращениями длины дистанции,) должны сложить метраж всех сокращений и сумму вычесть из 1000 м. Это и будет их дистанция в групповом беге. Скорость бега группы и пробегаемый метраж каждого занимающегося можно сравнивать с данными последующих тренировок. Дети воспринимают такую информацию с большим интересом, так как рост средней скорости и увеличение дистанции наглядно отражают их успехи.
Любое занятие-тренировку можно и нужно проводить в виде игры. Кроме индивидуализации физических нагрузок и большой эмоциональности игровая форма способствует обучению коллективным действиям, что так необходимо нашим юным индивидуалистам.Игра сплачивает коллектив , выявляет лидеров и способствует эмоциональной разгрузке.