Теория и методика обучения базовым видам
физкультурно-спортивной деятельности
Методика обучения нападающего удара в волейболе
Копченов Николай Геннадьевич
Преподаватель физической культуры
СПбГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Введение
Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, при которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой по середине площадки сеткой. Игроки обеих команд стремятся направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника на пол. Возможен и другой вариант развития событий, при котором игрок защищающейся команды сам допуститошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд.
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Волейбол относится к сложно-техническим видам спорта. Результативность игроков прежде всего определяется разнообразием и высоким уровнем развития специальных физических качеств. Особое значение в арсенала учащихся и студентов СПбГПОУ «Техникума «Автосервис» (МЦПК) технико-тактических действий волейбола занимает «нападающий удар». Целостный и сложный характер игры в волейбол требует оптимального сочетания названных факторов. В настоящее время ведется широкий поиск средств и методов специальной подготовки волейболистов, позволяющих эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Особый интерес представляет проблема взаимосвязи средств специальной физической и технической подготовки. Методика, обучающая нападающему удару в волейболе, включает в себя комплексный подход, позволяющих эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Решение этих вопросов на этапе специальной подготовкиучащихся и студентов СПбГПОУ «Техникума «Автосервис» (МЦПК), возраст 15-18 лет, могло бы способствовать выбору рациональных средств тренировочных воздействий на занимающихся. Анализ специальной литературы показал, что вопросам физической и технической подготовки в тренировке волейболистов разной спортивной квалификации уделяется большое внимание. Однако системных исследований взаимосвязи уровня развития физических качеств и элементов спортивной техники у юных волейболистов - учащихся и студентов СПбГПОУ «Техникума «Автосервис» (МЦПК) на этапе специальной подготовки на настоящий момент не так много. Таким образом, вышеобозначенная проблема является важной и актуальной.
1. История возникновения волейбола
Дата рождения волейбола, по официальной версии, считается 1895 год. Преподаватель физической культуры Гелиокского колледжа (штат Массачусетс, США) - Вильям Морган в этот год изобрёл игру волейбол, а затем и разработал её первые правила. Есть и другие версии создания игры –волейбол: некоторые считают, чтородоначальником волейбола стал американец -Халстеда из Спрингфилда, который в 1866 году начал активно пропагандировать игру в «летающий мяч», названную им же, волейболом. Есть и некоторые другие источники. В истории, например, сохранились, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры, в которых описывается игра, в которой на определённой игровой площадке по мячу били кулаками. Также до нас дошли некоторые правила, описанные историками в 1500 году, при которых игру тогда называли «фаустбол». На определённой игровой площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников. Эти данные позволяют нам догадываться, что речь идёт об игре - прародительнице современного волейбола.
Далее, итальянский фаустбол стал популярным практически на всей территории современной Европы: в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах. Со временем и площадка, и правила игры, конечно изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50 метров, а вместо стены по середине площадкипоявился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды – 6 человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. В современном волейболе правила игры в волейбол во многом отличаются от первоначальных. Волейбол совершенствуется и развивается, относительно современных реалий.
2. Содержание методики
Методика строится на применение общепринятых методических положениях технической подготовки волейболистов. В то же время она была значительно адаптирована для занятийобучающихся техникума.
Было изменено содержание занятий: начиная с этого возраста, предполагается постепенный переход к пониманию и освоению волейбола на основе организации игры через нападение и защитные действия.
Задачи методики:
2. Обучить основам игрового взаимодействия на площадке
2. Совершенствовать физическую подготовку
3. Знакомство с техническими приемами через подводящие упражнения
Техника нижней прямой подачи по координации движений является одной из самых простыхпоэтому используется при начальной подготовке и в игре новичков. Методической последовательности применяются подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически используются подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста.
Задача 1. Создать правильное представление о технике нападающего удара.
Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара, изучение кинограмм и рисунков, просмотр кинокольцовок и соревнований с участием ведущих спортсменов. Демонстрация техники нападающего удара в целом и по фазам с объяснением скоростно-силовой структуры движений.
Задача 2. Освоить технику нападающего удара в облегченных условиях (расчлененным методом). Изучить удар по мячу без прыжка.
Средства и методы. Выполнение подводящих упражнений, направленных на овладение правильной техникой удара по мячу без прыжка. Повторный показ и объяснение техники, сопровождающиеся синхронными указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.
Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой попытки.
Методические указания. Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара. Волейболист переносит вес туловища до момента удара на правую, согнутую в коленном суставе ногу, и поворачивается в полоборота в сторону, куда последует удар. При ударе по мячу игрок, невысоко подбросив мяч под правую руку, одновременно с переносом веса туловища на левую ногу производит удар по мячу. Ударяющая рука разгибается в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу и соприкасается с ним ладонной поверхностью кисти. В ударном движении кисть обгоняет предплечье. Удар выполняется выпрямленной рукой, но не над собой, а несколько впереди.
Постепенно исходное положение обучающегося и его последующие движения усложняются. Волейболист сгибает ноги в коленных суставах, наклоняет туловище, подбрасывает мяч, одновременно пронося правую прямую руку в лицевой плоскости. Как только правая рука оказывается в вертикальном положении, она начинает сгибаться в локтевом суставе и затем быстро отводится назад для замаха. После этого следует удар по мячу. Все движения обучающийся должен выполнять слитно. Необходимо обратить внимание на своевременное разгибание ног, движение правой руки в выпрямленном положении и ее сгибание в локтевом суставе в нужный момент. Одной из главных задач является обучение волейболистов правильному ударному движению, в особенности точному расположению ладонной поверхности кисти на мяче. Для этого волейболист подбрасывает мяч не перед собой, а вперед с таким расчетом, чтобы сделать шаг к мячу и затем произвести удар. Упражнение выполняется более динамично и способствует определению правильного выбора места по отношению к мячу в момент удара.
Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх — назад.
Методическое указания:
Мяч нужно направлять под углом к поверхности площадки на стоящего против каждого игрока партнера, который бросает его обучающемуся для повторения упражнения.
Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.
Методические указания:
Мяч нужно поддерживать с двух сторон пальцами обеих рук, перенося их на сторону ударяющих игроков. Бить по мячу следует точно и несильно с тем, чтобы не ударить по рукам партнера.
Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу.
Методические указания:
Мяч нужно набрасывать точно и невысоко. Исходное положение обучающихся постепенно усложняется так же, как в упр. 3. Для того чтобы более четко выполнять упражнение, занимающиеся разбиваются на подгруппы из трех человек: один выполняет основное задание, другой набрасывает мяч, третий ловит или принимает мяч и точно в руки бросает его обучающемуся для повторения упражнения.
Задача 3. Изучить и освоить технику удара по мячу в прыжке.
Средства и методы. Подводящие упражнения, направленные на овладение ударом по мячу в прыжке. Показ и объяснение упражнений. Многократное выполнение заданий обучающимися, сопровождающееся указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.
Методические указания. Прыжок для нападающего удара выполняется с места. Необходимо следить за правильностью техники напрыгивания и отталкивания, выбором места по отношению к' мячу и ударным движением. Удары можно производить в стенку или на игроков противоположной подгруппы (при большом количестве занимающихся). Располагать волейболистов нужно по всей длине площадки, на боковых линиях.
Упр. 2. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание выполняется через низко подвешенную сетку.
Упр. 3. Удары производятся по встречному мячу, который набрасывает партнер с другой стороны площадки.
Методические указания:
При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и правильность движений.
Упр. 4. Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны 4 со вторых передач, совершаемых из зоны 3.
Методические указания:
Разбег должен составлять не более трех метров под углом к сетке 45—50°. Особое внимание нужно обращать на замедленное передвижение в начале разбега, ускорение к моменту напрыгивания и максимальные усилия при отталкивании от опоры. Для более удобного выбора места при отталкивании передачу необходимо выполнять с предельной точностью. Важно следить за одновременным маховым движением обеих рук и обгоном предплечья кистью при ударе.
Задача 4. Создать правильное представление о технике кистевых нападающих ударов с переводом влево.
Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара с переводом влево и изучением кинограмм. Демонстрация техники ударного движения при нападающем ударе с переводом.
Задача 5. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в облегченных условиях — без прыжка.
Средства и методы. Выполнение обучающимисяподводящих упражнений для овладения правильной техникой ударного движения без прыжка.
Учебный материал.
Упр. 1. Удары с переводом влево при расположении занимающихся парами.
Упр. 2. Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.
Упр. 3. Удары с переводом влево при расположении игроков треугольником.
Упр. 4. Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвышении, сам подбрасывает себе мяч.
Упр. 5. Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.
Методические указания:
Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью движения руки, которая производит удар по правой боковой поверхности мяча.
Задача 6. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в прыжке.
Средства и методы. Выполнение специальных упражнений на сниженной сетке с удобных для удара передач.
Обучение тактике нападающего удара.
Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.
Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)
Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо - при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.
Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.
Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35—40° к сетке.)
Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.
Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.
Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.
Средства, методы и учебный материал те же.
Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.
Средства и методы те же.
Учебный материал.
Упр. 1. С