Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение нижней подачи мяча
в волейболе на уроке физической культуры

Штыкова Надежда Григорьевна
 Волейбол — один из наиболее распространенных увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Секрет популярности волейбола в том, что он доступен всем. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление , скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и пери-ферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Обучение основам волейбола входит в программу школы. Ученики  знакомятся с содержанием и основными правилами игры, овладевают техникой игровых приемов, усваивают простейшие тактические комбинации. Но чтобы игра доставляла истинное наслаждение, необходимо изучить ее технику и тактику.
   Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Рекомендуется предварительно изучать их в упрощенных условиях, т. е. сначала без сетки, индивидуально, при содействии партнера, после через сетку. Цель методической разработки -помочь всем, кто любит играть в волейбол, овладеть навыками игры  В современном  волейболе  используются  верхние  прямая  и боковая  подачи  с  планирующей траекторией  полета  мяча  и подача  в  прыжке . На начальном этапе обучения  волейболу применяется нижняя прямая подача.
    Нижняя прямая подача. Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направлением  замаха - строго назад, высотой подбрасывания - небольшой, и точкой удара по мячу - примерно на уровне пояса.
   Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
  Техника верхней прямой подачи мяча.
  Вариант 1.Верхняя прямая подача. Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, выполняет  замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется   прямой  рукой  несколько   впереди  игрока    Верхняя  прямая  подача   имеет два варианта: с вращением мяча - силовая и без вращения - планирующая. Существенными элементами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.
    Вариант 2.Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать.
УПРАЖНЕНИЯ:
1.Учимся стабильно подбрасывать мяч. Обозначьте на площадке рядом с  собой, чуть правее выдвинутой вперед ноги, небольшой квадрат (30х30).  Займите стойку, как при подаче. Подбрасывайте мяч как для подачи, так,чтобы он приземлился в квадрате. (10 раз)
  Самоконтроль:
 - сконцентрировать внимание на мяче
  - добивайтесь стабильных результатов
2.Тренируемся у стены. Отрабатываем подачу. Стать метрах в шести от стены,         на которой проведите черту на уровне высоты волейбольной сетки Выполняйте подачу. Мяч должен ударяться об стену над этой чертой.               ( 9 точных попаданий из 10).
   Самоконтроль:
 - мяч во время удара по нему находится на уровне пояса
  - рука, держащая мяч, неподвижна
 - выполнив подачу, двигайтесь вперед, за мячом
3. Подача на партнера. Станьте с партнером на противоположные стороны    площадки по ширине. Подавайте мяч на партнера и лучше цельтесь. Во- первых, мяч должен лететь по траектории выше высоты сетки, и во- вторых, партнер, ловящий ваши мячи, может сделать не больше одного  шага  в сторону. (7 точных подач из 10).
 Самоконтроль:
 - первым делом - точность движений, аккуратность
4. Подача на партнера через сетку. Станьте с партнером на    противоположные площадки, на укороченной дистанции, отойдя от сетки метров на шесть. Подавайте мяч, на партнера не вкладывая в удары   столько силы, сколько придется в игре, лучше цельтесь. Во-первых, мяч не должен задевать сетку, и, во-вторых, партнер, ловящий ваши мячи, не может сделать больше  одного шага в сторону.(7 точных подач из 10).
 Самоконтроль:
 - первым делом - точность движений, аккуратность
5. Подача с лицевой линии. Рассчитываем силу удара по мячу и угол его    траектории, подавая его с лицевой линии. Вы с партнером становитесь поразные стороны сетки, на лицевых линиях, и подаете мяч по  очереди, стараясь, чтобы он проходил чисто, не задевая сетку.
а) (9  хороших  нижних подач из10), б) (20 беспрерывных подач)
   Самоконтроль:
 - первым делом - точность движений, аккуратность во всем.
Ошибки, как их исправить:
1. Мяч летит скорее вверх, чем вперед, и не пролетает через сетку
-Держите мяч на уровне пояса или даже ниже. Бейте под центр мяча и выносите руку вперед, по направлении к сетке.
2. Удар получился не сильным, и мяч угодил в сетку.
- Не двигайте рукой, на которой лежит мяч. Во время удара он должен быть неподвижен. Бейте запястьем открытой ладони.
3. Вы не перенесли вес на переднюю ногу, и мяч полетел по слишком высокой траектории.
- Во время контакта с мячом перенесите вес на переднюю ногу. Голова и плечи должны находиться впереди колен.
    Нижняя прямая подача – это основной способ подачи для начинающих, особенно для детей. Трудностей в обучении она не представляет, а польза от нее большая. Во-первых, появляется возможность постепенно совершенствовать навыки приема мяча с подачи, и, во-вторых, двухсторонняя игра в волейбол происходит более интересно и эффективно. В этих целях при проведении соревнований новичков следует разрешать подачу только этим способом.При нижней прямой подаче игрок видит свою площадку, и мяч можно более точно послать через сетку. При обучении занимающиеся быстро достигают высокой степени совершенства в нижних подачах, уверенно применяя их в игре.
Обще развивающие упражнения.
-Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху.
-Большие круги руками вперед назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мельница».
-С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастической лестницы и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спиной. Поднимание прямой руки вперед-вверх. То же, но из-за головы.
-Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному-два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.
Подводящие упражнения.
-Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
-Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обуславливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся (компенсация недостатка силы амплитуды замаха). Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть мяча, что в свою очередь отрицательно влияет на полет мяча без вращения.
-Удар по мячу, установленному в держателе или подвешенному. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони.
-Подачи в стену на расстояние 6-7 метров.
-Подача на партнера, располагающегося на расстоянии 8-9 метров.
-Подачи через сетку с укороченного расстояния. Партнер принимает мяч снизу двумя руками над собой.
Специальные упражнения.
-Подачи из-за лицевой линии. На этом этапе обучения необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
-Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.
-Подачи с изменением траектории полета мяча.
-Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зоны площади атаки и удлиненные – в зоны площади защиты.
-Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. Нужно помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки, при подачи снизу – строго назад.
-Соревнование на большое число подач в пределы площадки. То же но на точность.
-Подача на силу. На этом этапе занимающиеся должны хорошо усвоить технику подач. Сила удара – оптимальная, но исключающая грубые погрешности в технике. Подача в прыжке.
-Соревнование на большее число подач на силу, в прыжке.
-Подачи после выполнения подготовительных упражнений. В этом упражнении очень важно разделить учащихся на две группы с тем, чтобы исключить простои в очереди. Одна группа выполняет серию подготовительных упражнений, другая выполняет подачи. Через 10 минут учащиеся меняются местами.
-Подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, приема в падении. Методика та же.
-Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема определяется по очковой системе: мяч принят к сетке – одно очко подающему и два принимающему, не принят в площадь атаки – два очка подающему и одно очко принимающему, ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) – ноль очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
                                                   План урока
Тема: Нижняя передача мяча при игре в волейбол
Цель: Развитие согласованности и координации движений при игре в волейбол.
Задачи:
Образовательная:
1. Совершенствование техники выполнения верхней и нижней передачмяча при игре в волейбол.
2. Развитие чувства мяча, умения чувствовать игровую площадку.
3. Формирование ключевых компетенций.
Оздоровительная:
1. Развитие координации движения, выносливости, ловкости, быстроты.
2. Обеспечение постепенного перехода от напряжения и возбуждения, вызванного занятиями в основной части урока, к относительно спокойному состоянию.
3. Формирование правильной осанки.
Воспитательная:
1.Формирование интереса к спортивной игре волейбол.
2. Формирование отношения к ЗОЖ
Формируемые компетенции:
-Социальные  (понимание  пользы  занятий  физическими  упражнениями для  здоровья  человека ,  повышения  его трудоспособности и  увеличения продолжительности  жизни, а  так же роли  физических  упражнений   в профилактике  профессиональных заболеваний, в борьбе  с
производственным травматизмом).
-Коммуникативные  (умение анализировать и оценивать деятельность друзей;  умение  давать рекомендации  для  самостоятельных  занятий физкультурой,  опираясь на  современные физкультурно-оздоровительные технологии).
-Личностные (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма).
   Тип урока: урок закрепления и совершенствование умений, навыков.
    Вид урока: практикум
   Методы: словесные, наглядные, практические упражнения.
   Форма работы студентов: индивидуальная, парная, групповая.
   Инвентарь: волейбольные мячи, волейбольная сетка, скамейка, свисток.
Структура урока закрепления и совершенствования умений, навыков.
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовительный этап (10 минут)
3. Основной этап (21мин)
4. Заключительный этап (10мин)
5. Подведение итогов (1 мин)
6. Домашнее задание (1 мин)
7. Рефлексия (1 мин)
Методические цели этапов урока
1. Организационный  момент  (Цель - проверка присутствующих  н а уроке, положительный настрой на урок)
2. Подготовительный  этап (Цель: определение  студентами цели урока и задач урока, подготовка организма студентов к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений)
3. Основной этап (Цель: решение основных задач урока –совершенствование техники выполнения верхней и нижней подачи мяча при игре в волейбол, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости)
4. Заключительный этап (Цель: обеспечение постепенного перехода от напряжения и возбуждения, вызванного занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию)
5. Подведение итогов урока. (Цель: выставление оценок за урок, определение ошибок)
6. Домашнее задание. ( Цель: мотивация на самостоятельное выполнение двигательных упражнений, организованный уход из зала)
7. Рефлексия (1 мин)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                           Список литературы
 
1.Беляев А.В. М. «ФиС2, «Спорт Академ Пресс» Волейбол на уроке  физической   культуры.2005г.
2.Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А.Г., "Волейбол в школе". Образование, 1976г.
3. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов А.С. "Подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1967г.елезняк Ю. Д. "120 уроков по волейболу. Физкультура и спорт", 1970г.
4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол методическое пособие  по обучению игре. Терра спорт. М. 2005г.
5.Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. "Волейбол в школе", Просвещение, 1989г.Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры под редакцией Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Москва, 2004г.
6.Ивойлов А. В. "Тактическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1958г.
7.Ю.Н. Клещев, А. Г. Айриянц "Волейбол. Физкультура и спорт", 1985г.Перельман М. Г. "Специальная физическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1969г
8.Клещев Ю.Н., Чехов А.С. "Волейбол в школе. Физкультура и спорт", 1967г.
9.Осколкова В.А., Сужуров М. С."Техника и тактика игры в волейбол. Физкультура и спорт, 1959г.
10.Слупский Л. Н. "Волейбол, игра связующего. Физкультура и спорт", 1984г.
11.Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. (учебное пособие) Минск.1976г.
.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»