Конспект урока физической культуры для юношей 10-11-х классов
Гимнастика. Комбинация из освоенных
акробатических упражнений
Бетеева Елена Михайловна
Основные задачи:
- Восстановить навыки учащихся в выполнении кувырка вперед и длинного кувырка, совершенствовать учащихся в технике их выполнения.
- Ознакомить с кувырком прыжком через препятствие после предварительного разбега и научить его выполнению в сочетании с ранее освоенными кувырками.
- Создать наглядное представление о комбинации из акробатических упражнений.
- Содействовать развитию координационных способностей и скоростно-силовых качеств применительно к акробатическим кувыркам.
- Содействовать воспитанию смелости и решительности, характерных для акробатических упражнений, согласованности действий при взаимодействии с партнером.
- Закрепить знания учащихся о технике кувырка вперед и длинного кувырка. Содействовать формированию знаний об особенностях кувырка прыжком, о прикладном и оздоровительно-развивающем значении.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:
- гимнастические маты – 24 шт.: тяжелые (набивные) – 12 шт., поролоновые – 12 шт.
- гимнастическая стенка – 12-14 пролетов,
- гимнастический (подкидной) мостик – 2 шт.,
- гимнастическая скакалка – 4 шт.,
- гимнастическая палка – 2 шт.,
- гимнастический обруч большого диаметра – 4 шт.,
- скамья гимнастическая короткая (длиной 2 м) – 6 шт,
- кубик – 1 шт.,
- мяч волейбольный – 1 шт.,
- ТСО – музыкальный центр с дисками МР 3, мультимедийный проектор – 1 шт.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: «15_» _марта _2021 г.
РАЗРАБОТАЛА: Бетева Е.М.
Части занятия и их продол-житель-ность |
Частные задачи к конкретным видам упражнений | Содержание учебного материала | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно-подготовительная часть – 14-15 минут. | Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию. |
1. Построение учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями. |
25-30 сек |
Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд. |
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности. |
2. Сообщение задач занятия учащимся. |
25-30 сек |
Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач занятия, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся. Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях. |
|
Способствовать активизации внимания и организованности занимающихся (упр. 3. - 4.). |
3. Перестроение в колонну по-одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага. |
15-20 сек |
Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя. |
|
Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в работу (упр. 3. - 8.). Активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (упр. 4.). |
4. Бег в умеренном равномерном темпе в чередовании с ритмичной ходьбой на носках, пятках, в приседе в сочетании с различными положениями рук. |
до 2 мин по 2-3 раза каждым из способов передви-жения |
Акцентировать внимание занимающихся на сохранении принятой дистанции. Выполнять под музыкальное сопровождение. Смену способов передвижения выполнять по сигналу учителя. |
|
Организовать учащихся к выполнению общеразвиваюших упражнений. | 5. Ходьба в заданном темпе и перестроение из колонны по одному в колонну по четыре одновременным поворотом налево в движении. | 25-30 сек |
Выполнить под счет и по команде учителя. Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно-подготовительная часть – 14-15 минут. | Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по освоению компонентов техники кувырков вперед. Способствовать формированию правильной осанки. |
6. Общеразвивающие упражнения: |
до 5 мин. |
Выполнять под музыкальное сопровождение. Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений. |
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника (упр. 6.1, 6.2, 6.3). |
Упр. 1. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон головы вперед; 2 – выпрямиться в и.п.; 3 – наклон головы вправо; 4 – выпрямиться в и.п.; 5-6 – повторить счет «1-2»; 7-8 – повторить счет «3-4» влево. |
4-6 раз |
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 1 и 2. | |
Упр. 2. И.п. – то же. 1 – поворот головы вправо; 2 – поворот головы в и.п.; 3-4 – повторить счет «1-2» влево; 5-6 – дугой вперед поворот головы влево; 7-8 – вернуться в и.п. 9-16 – повторить счет «1-8» в другую сторону. |
2-3 раза |
|||
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани рук и подвижности в суставах (упр. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7). | Упр. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад. 1 – дугами наружу руки вперед, ладонями наружу, наклон головы вперед; 2 – дугами книзу руки назад в и.п. |
8-12 раз |
Максимально выгнуть спину в грудном отделе в сочетании с движениями руками и головы вперед и максимально прогнуться при принятии конечного положения. | |
Упр. 4. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1-8 – 8 круговых движений руками назад. |
4-6 раз |
При выполнении движений руками назад максимально свести лопатки. | ||
Содействовать развитию силы мышц рук и подвижности в лучезапястных суставах (упр. 6.5). | Упр. 5. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-8 – 8 круговых движений кистями назад; 9-16 – повторить счет «1-8» вперед. |
2-3 раза |
При выполнении соблюдать принятое исходное положение рук. | |
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища (упр. 6.3, 6.6, 6.7) |
Упр. 6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2 – 2 пружинящих наклона вправо; 3 – наклон влево, правая рука вверх; |
4-6 раз |
Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 6 – 9. Наклон выполнять точно в сторону. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно-подготовительная часть – 14-15 минут. | и ног (упр. 6.7, 6.8, 6.9) и подвижности в суставах. |
4 – выпрямиться в и.п., правая рука на пояс; 5-8 – повторить счет «1-4» в другую сторону левой рукой. |
||
|
Упр. 7. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки вверх; 2 – согнуть руки в и.п.; 3 – наклон вперед-книзу до касания пальцами рук (или ладонями) пола; 4 – выпрямиться в и.п., руки к плечам; 5-8 – повторить счет «1-4» с поворотом туловища вправо; 5-8 – повторить счет «1-4»; 5-8 – повторить счет «1-4» с поворотом туловища влево. |
2-3 раза |
При наклоне ноги в коленях не сгибать. |
|
Содействовать развитию силы мышц ног (упр. 6.8, 6.9). |
Упр. 8. И.п. – стойка, руки за голову. 1 – глубокий выпад левой; 2-7 – 6 пружинящих покачиваний тазом вниз-вверх; 8 – вернуться в и.п; 9-16 – повторить счет «1-8» правой. |
3-4 раза |
Угол между бедром и голенью впередистоящей ноги – 90 - 120*. Обратить внимание на сохранение вертикального положения туловища при выполнении упр. 8 и 9. |
|
Упр. 9. И.п. – стойка, руки на пояс. 1 – выпад вправо; 2-4 – 3 пружинящих покачиваний тазом вниз-вверх; 4 – приставить правую в и.п; 5-8 – повторить счет «1-4» влево. |
4-6 раз |
|||
Содействовать развитию координационных способностей и силы мышц рук, ног и туловища (упр. 7.1 - 7.8). |
7. Упражнения в парах на гимнастических матах: Упр. 1. И.п. – упор лежа на согнутых руках на мате. 1 – разгибая руки, отталкивание от опоры с последующим хлопком в ладони; 2 – согнуть руки в и.п. |
до 4 мин. 6-10 раз |
Предварительно перестроить учащихся по двое у каждого мата. Выполнять по команде и под счет учителя. Ориентировать учащихся на согласованность действий при выполнении упражнений. Смену мест в паре осуществлять по распоряжению учителя. Акцентировать внимание учащихся на одновременных движениях руками. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно-подготовительная часть – 14-15 минут. | Упр. 2. И.п.: 1-е – упор лежа на мате, 2-е – упор лежа на таз и ногу партнера продольно. 1: одновременное сгибание рук; 2: одновременное разгибание рук в и.п.. |
6-10 раз |
Не допускать прогибания туловища. |
|
Упр. 3. И.п.: 1-е – лежа на спине на мате, ноги врозь, руки вперед, захватить голени партнера, 2-е – упор лежа ноги врозь на ноги и руки партнера. 1: одновременное сгибание рук; 2: одновременное разгибание рук в и.п.. |
6-10 раз |
Соблюдать принятое исходное положение рук при выполнении. Партнеру сверху не допускать прогибания туловища. |
||
Упр. 4. И.п.: стоя лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне груди. 1: одновременное разгибание рук до положения - руки вперед; 2: одновременное приседание; 3: одновременно разгибая ноги, встать; 4: сгибая руки принять и.п. |
10-15 раз |
Акцентировать внимание на полном разгибании рук и сохранении равновесия при выполнении – упираться носками стоп. Не допускать прогибания туловища и отрыва пяток от опоры. |
||
Упр. 5. И.п.: стоя ноги врозь спиной друг к другу на расстоянии шага, опереться о спину партнера и захватить под локти. 1: одновременное приседание; 2: одновременно встать в и.п. |
10-15 раз |
При выполнении не отрывать пятки от опоры. |
||
Упр. 6. И.п.: 1-е – лежа на спине на мате, ноги вперед-книзу, руки за голову, 2-е – захватить голени партнера. 1-3: 1-е – 3 пружинистых поднимания туловища в положение - сед углом; 4: 1-е – опустить туловище в и.п. |
15-18 раз |
Не сводить локти при выполнении. | ||
Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног (упр. 7.7, 7.8). |
Упр. 7. И.п. – упор присев на правой, руки на мате. Толчком ног смена положения ног. |
8-10 раз |
Акцентировать внимание учащихся на постановку рук на опору в исходном положении. | |
Способствовать формированию умения в овладении правиль-ным положением тела в момент касания руками опоры при выполнении кувырков вперед (упр. 7.8). | Упр. 8. И.п. – упор присев, руки на мате. 1 – толчком ног упор лежа; 2 – толчком ног и.п. |
8-10 раз |
Выполнять в медленном темпе с «зависом». Ноги поднимать до уровня плеч. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводно-подготовительная часть – 14-15 минут. |
Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног. Способствовать формированию навыка в выполнении активного отталкивания стопой (упр. 8.1, 8.2). |
8. Упражнения у гимнастической стенки: Упр. 1. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, правая на первой рейке, хват сверху на уровне плеча. Прыжком смена положения ног, изменяя высоту рейки от первой до третьей. |
до 2 мин. 20-30 раз |
Предварительно расположить каждого у пролета гимнастической стенки. Выполнять упражнения под музыкальное сопровождение в соответствии с ритмом. Акцентировать внимание учащихся на упругом отталкивании стопой. |
|
Упр. 2. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке на первой (второй) рейке, хват сверху на уровне плеча. 1 – прыжок толчком двух ног на пол; 2 – прыжок толчком двух ног в и.п. |
20-30 раз |
Смену способа выполнения и высоты рейки осуществлять по распоряжению и звуковому сигналу (свистку) учителя. | |
Основная часть - 23 - 26 минут. | 9. Упражнения на овладение умением выполнять элементы акробатической комбинации: |
Выполнять упражнения по распоряжению учителя. |
||
Создать двигательное представление о комбинации из акробатических упражнений. |
1. Видеодемонстрация (Приложение №1) |
до 1 мин. | Акцентировать внимание учащихся на особенностях кувырков вперед, их прикладном и оздоровительно-развивающем значении. Ориентировать учащихся на наличие группировки при выполнении всех кувырков. |
|
Совершенствовать учащихся в выполнении плотной группировки. | Упр. 1. Из и.п. – упор присев спиной к мату, перекат назад и вперед в группировке. | 8-10 раз |
Предварительно расположить учащихся у гимнастических матов. Акцентировать внимание учащихся на положении частей тела при выполнении группировки, на переходе в упор присев без дополнительной опоры руками за счет активного движения (наката) плеч и головы вперед. Добиться мягкого переката, наглядно продемонстрировав на примере кубика и мяча. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основная часть - 23 - 26 минут. | Восстановить навыки в выполнении кувырка вперед и длинного кувырка и совершенствовать учащихся в их выполнении (упр. 9.2 - 9.6). |
Упр. 2. Кувырок вперед из и.п. – упор присев. |
2-3 раза |
Обратить внимание учащихся на активное разгибание ног и уступающие мышечные усилия рук в момент переворачивания через голову. |
Упр. 3. И.п.: 1-е – упор лежа на мате, 2-е – захватить голени партнера. Кувырок вперед с помощью партнера. |
2-3 раза |
Партнер подталкивает исполняющего вперед. Ориентировать учащихся на согласованность действий при выполнении упражнения. |
||
Упр. 4. И.п.: 1-е – лежа на спине на мате, ноги вперед, захватить голеностоп партнера, 2-е – стоя лицом к партнеру в полуприседе, голова партнера между стопами, захватить голеностоп партнера. Кувырок вперед, выполняемый вдвоем, держась за голени партнера. |
2-3 раза | Предварительно приготовить «дорожку» из гимнастических матов. Акцентировать внимание учащихся на постановку стоп на опору на ширину плеч. Ориентировать учащихся на согласованность действий при выполнении упражнения. |
||
Упр. 5. Кувырок вперед из и.п. – упор лежа. |
2-3 раза |
Выполнить преимущественно за счет силы. |
||
Упр. 6. Длинный кувырок из положения «старт пловца». |
2-3 раза |
Акцентировать внимание учащихся на максимальном удалении рук при постановке на опору при отсутствии фазы полета. |
||
Содействовать формированию мышечно-двигательного представления о выполнении кувырка прыжком в облегченных условиях. |
Упр. 7. Кувырок прыжком из положения «старт пловца», стоя на гимнастическом мостике. | 2-3 раза | Акцентировать внимание учащихся на особенности кувырка – наличии фазы полета. |
|
Содействовать овладению активным отталкиванием и увеличению длины и высоты полета при выполнении кувырка прыжком (упр. 9.8 - 9.9). |
Упр. 8. Кувырок прыжком через горизонтальное и вертикальное препятствие на высоте до 50 см. | 2-3 раза | В качестве препятствия использовать гимнастическую скакалку, палку, обруч, партнера, находящегося в положении лежа на мате. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Основная часть - 23 - 26 минут. |
Ознакомить с кувырком прыжком через препятствие после предварительного разбега и научить его выполнению в сочетании с ранее освоенными кувырками (упр. 9.9 - 9.10). |
Упр. 9. Кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см после 3 шагов разбега. |
2-3 раза |
В качестве препятствия использовать свернутый гимнастический мат. Ориентировать учащихся на напрыгивание в конце разбега на две ноги в положение «старт пловца». |
Упр. 10. Элементы акробатической комбинации: кувырок прыжком – длинный кувырок – кувырок вперед. |
4-6 раз | Акцентировать внимание учащихся на слитности выполнения. | ||
Заключительная часть – 4-5 минут. | Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся. |
10. Ритмичная ходьба в обход зала в колонне по-одному с последующим расположением учащихся врассыпную по залу и выполнение упражнений в глубоком дыхании и на расслабление. |
до 3 мин. |
Выполнить под счет и по распоряжению учителя. Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания, на плавном выполнении упражнений на расслабление мышц. |
Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. |
12. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: - выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, - обобщение высказываний учащихся, - оценка степени решения задач, - выделение лучших. |
до 2 мин. |
Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. |