Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Самоконтроль как способ повышения эффективности
уроков физической культуры у школьников 9-10 лет

Лисова Дарья Александровна
Одной из важнейших задач школьного физического воспитания является воспитание здоровых молодых людей, владеющих навыками и умениями, определенными учебной программой по физической культуре. Немалые умственные и статистические нагрузки в школе, недостаток дополнительной двигательной активности, нерациональное питание приводят к тому, что у большого количества школьников ухудшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что впоследствии приводит к ухудшению состояния их здоровья.
На сегодняшний день здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные девяносто процентов имеют определенные отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Среди функциональных расстройств больший процент составляют нарушения системы кровообращения (25%), второе место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (17%, а на третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14%) [по данным Федеральной службы государственной статистики, 2019 год].
Показатели, которые характеризуют физическую работоспособность и физическую подготовленность у школьников нашего времени значительно (на 20–25%) ниже, чем у их сверстников, родившихся на двадцать лет раньше, вследствие чего приблизительно половина школьников-мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности1.
Физические упражнения являются мощным профилактическим и лечебным средством. При помощи влияния систематических занятий физическими упражнениями увеличивается устойчивость организма к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, температурным перепадам, интоксикациям, они благоприятно воздействуют на физическое развитие организма: на мышцы и опорно-двигательный аппарат. При физических нагрузках усиливается кровоток, кровь доставляет к мышцам кислород и необходимые питательные вещества, которые распадаются и выделяют энергию. Движения мышц открывают резервные капилляры, количество поступающей крови возрастает и вызывает ускорение обмена веществ. Также физическая культура благоприятно сказывается на психологическом развитии: активные физические занятия способствуют улучшенной циркуляции крови, отчего совершенствуются мыслительные процессы, положительно воздействующие на обучение.
Необходимо также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.
Самоконтроль играет важную роль для ученика и учителя. Он позволяет оценить физическую подготовленность школьника, реакцию организма на физическую нагрузку, скорректировать ее при необходимости, внеся изменения в учебный процесс уроков физической культуры.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей применения средств самоконтроля на занятиях с младшими школьниками, обучения их самонаблюдению, простейшим видам контроля за своей физической подготовленностью и самочувствием.
В ходе исследования был произведен анализ литературных источников по выбранной теме исследования. По итогам данного анализа были определены анатомо-физиологические и психологические особенности школьников 9-10 лет, изучены основные методы самоконтроля, а также - структура уроков по физической культуре в начальных классах. При исследовании необходимо учитывать особенности развития организма в этом возрасте: динамики изменения пропорция роста и веса, норм артериального давления (АДД), частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, развития органов всех систем. Нельзя упускать из внимания психологические особенности этого возраста – знание об этом способствует правильному подбору методов и средств ведения уроков по физической культуре.
На основе полученных данных из изученных литературных источников и результатов анкетирования был разработан комплекс мероприятий по обучению методам самоконтроля и их применению в уроках по физической культуре. Он состоял из ведения школьниками дневников самоконтроля и паспорта здоровья ученика, проведения теоретических занятий по физической культуре с рассказами о методах самоконтроля, обучения учащихся этим методам и непосредственное их применение на уроках по физической культуре у экспериментальной группы. На основе данных, регистрируемых в дневнике самоконтроля, оценивалась нагрузка, получаемая учащимися на уроках по физической культуре, давались рекомендации по изменению уроков по физической культуре у школьников 9-10 лет.
С помощью анкетирования было оценено отношение учащихся к урокам физической культуры, занятость школьников в дополнительных спортивных секциях. Также был оценен уровень знаний учащихся о своем организме.
Оценена эффективность разработанных мероприятий для повышения уровня физической подготовленности и физического развития школьников 9-10 лет на основании расчетов, полученных математической обработкой показателей с помощью t-критерия Стъюдента. Таким образом, сравнение исходных и конечных результатов между обеими группами показало, что между результатами мальчиков экспериментальной группы присутствуют достоверно значимые различия (при p≤0.01) по двум из пяти тестированиям и по одному тестированию достоверно значимые различия при значении 0.05≤p≤0.01, в то время как у мальчики контрольной группы - только по одному тестированию значимые различия при p≤0.01 и по двум при 0.05≤p≤0.01. Касательно девочек экспериментальной группы можно утверждать, что достоверность различий при p≤0.01 присутствует по одному тестированию, при 0.05≤p≤0.01 – по трем. Девочки контрольной группы показали меньшую эффективность относительно показателей девочек экспериментальной группы – по трем тестированиям показатели значимых различий не имеют, а в тестировании «Бег на 30 метров» показатель по среднему значению ухудшился, по двум тестированиям есть достоверные различия: в одном при p≤0.01, а во втором при 0.05≤p≤0.01. В конечном итоге можно сделать утверждать о том, что регулировка нагрузки на уроках по физической культуре с помощью комплекса мероприятий по самоконтролю, оказалась эффективной, так как учащиеся экспериментальной группы улучшили показатели по большему количеству тестирований, нежели учащиеся контрольной группы. Важно подчеркнуть, что в экспериментальной группе нет ухудшения показатели, в то время как в контрольной выявлено ухудшение по одному из тестирований уровня физической подготовленности.
Также, сравнение показателей физического развития, а именно величин индекса Гарвардского степ-теста и индекса Кетле позволяет сделать следующие выводы: показатели начального и конечного измерения величины Гарвардского степ-теста у экспериментальной группы имеют статистически значимое различие при p≤0.01, в то время как показатели контрольной группы значимо не изменились. Что касается исходных и конечных показателей индекса Кетле, можно сказать, что обе группы не имеют статистически значимых изменений. Это обусловлено непродолжительным сроком проведения исследования. Но и можно утверждать о том, что показатели обеих групп остались в пределах нормы.
Конечное анкетирование и общение с младшими школьниками после проведения исследования позволили определить изменения в их отношении к урокам физической культуры и своему физическому развитию. По результатам анкетирования 80% учащихся экспериментальной группы отметили, что занятия по физической культуре стали для них интереснее и разнообразнее, 60% начали обращать внимание на получение дополнительной информации о своем здоровье и уровне физического развития. Таким образом, можно смело говорить о том, что разработанный комплекс мероприятий, связанный с обучением младших школьников применению методов самоконтроля на уроках по физической культуре, является фактором, повышающим эффективность уроков по физической культуре.
Исходя из всего вышесказанного, подтверждается то, что внедрение методов самоконтроля эффективно для повышения результативности уроков по физической культуре у младших школьников 9-10 лет.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»