Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности проведения школьного урока
физической культуры в дистанционном формате

Титов Сергей Николаевич,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 644
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы проведения уроков физической культуры в дистанционном формате. В основной части описаны наиболее популярные из существующих методов проведения урока, а также анализ их эффективности. Для реализации каждого из приведенных методов предложены программные решения, с подробным описанием плюсов и минусов каждого варианта. На основе рассмотренной информации, а также анализа программного обеспечения делается вывод о наиболее эффективном формате проведения дистанционного урока физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, методы проведения, программное обеспечение. 
В данный момент дистанционное обучение является новым форматом для большинства преподавателей, и именно поэтому у многих педагогов возникают вопросы о системе и способах предоставления материалов, вариантах контроля и форме обратной связи, а также о способе проведения самого урока [6].  Возможности дистанционного обучения разным предметам изучаются в образовательном пространстве в течение последнего десятилетия [2,3,4,6], однако вопросы дистанционного преподавания такого предмета, как физическая культура современным научным сообществом рассматриваются недостаточно.  Тогда как именно преподавание физической культуры в данном формате представляет особую сложность, поскольку разучивание и выполнение упражнений требует присутствия учителя в целях своевременной корректировки действий, страховки, имитационных движений нередко с необходимостью
тактильного контакта с ребенком. Кроме того, «необходимость модернизации российского образования выдвигает требования к совершенствованию системы физического воспитания молодежи с целью привлечения к здоровому образу жизни и формирования мотивации на социально значимые аспекты деятельности» [1].
Важность поставленного вопроса обусловлена еще и фактором недостаточной двигательной активностью школьников при обычном формате работы, а не только в современных реалиях удаленной работы. Если учесть, что уроки физической культуры играют важную роль  в образовательном процессе обучаемых, ввиду того, что они влияют на большое количество показателей в организме [5], то от регулярности и корректности проведения данных уроков во многом будет зависеть результат, в том числе и интеллектуальной деятельности школьников.
Как показал опрос, 16 учителей физической культуры Приморского района С.-Петербурга, проведение уроков физической культуры осуществляется следующим образом: в виде отправки конкретных заданий в различном формате; в виде ссылки на какой-либо ресурс в интернете; в виде урока в режиме реального времени с видеотрансляцией.
Рассмотрим существующие способы проведения занятий указанного выше вида с учетом их достоинств и недостатков.
Первый рассмотренный нами способ подразумевает отправку заданий в виде словесного описания или в видео формате с целью выполнения учащимися физических упражнений самостоятельно или с родителями. Как правило, контроль выполнения задания производится в форме видео отчета. Одним из плюсов данного способа является возможность визуального итогового контроля выполнения задания и минимальная занятость педагога. Из минусов можно отметить невозможность корректировки выполнения упражнения непосредственно во время действия. Этот момент является немаловажным, поскольку после неоднократного выполнения неправильной техники движения формируется навык, который в последующем весьма сложно разрушить или скорректировать. Также, преподаватель может лишь порекомендовать, но не может проконтролировать, в какое время суток было выполнено упражнение. Для проведения занятий такого формата подходят любые приложения, позволяющие обмениваться медиа файлами. Для данной операции могут подойти как социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Twitter и пр), так и файлообменники, такие как: Google Диск, Яндекс диск, Облако Mail.ru и пр. Наиболее удачными решениями из обеих групп можно отметить ВКонтакте и Google диск.  Среди социальных сетей предпочтение отдается  ВКонтакте, т.к. это наиболее известная и популярная платформа, обладающая большим количеством возможностей. Google Диск, в свою очередь, тоже может быть весьма эффективным, поскольку данный файлообменник включает в себя множество сервисов для совместного использования документов, видеофайлов и опросов. Сервис обладает простым интерфейсом, что позволяет без проблем выполнять поставленные перед ним задачи. Открытие файлов для публичного доступа происходит буквально в несколько нажатий, что обеспечивает конфиденциальность сохраненных данных.
Второй из рассмотренных нами способов характеризуется минимальным участием учителя в образовательном процессе, т.к. представляет собой отправление ученикам ссылки на материал из интернета для ознакомления и повторения упражнений нередко без последующей проверки. Чаще всего, такой тип проведения урока практикуется учителями, которые не владеют современными технологиями. Этот способ проведения урока основывается исключительно на самоконтроле учащегося. Из достоинств данного метода можно отметить лишь низкую загруженность учителя. Способ имеет ряд существенных недостатков: отсутствие контроля выполнения задания, отсутствие возможности корректировки правильности выполнения упражнения и неосуществимость контроля времени выполнения упражнения и самого факта выполнения. Ввиду простоты организации урока, для его проведения можно использовать любой видеохостинг. Среди наиболее удобных и популярных можно отметить Youtube, Видео Mail.ru, RuTube и прочие. YouTube является наиболее известным и популярным видеохостингом ввиду простоты использования, большой скорости обработки изображения и возможности работы на любых устройствах.
Третий способ представляет собой дистанционный урок в формате видеотрансляции. Данный способ имеет ряд существенных достоинств, таких как: возможность контроля времени и самого факта выполнения упражнения, а также правильности выполнения заданий, способность скорректировать технику выполнения упражнения при необходимости, а также постоянный контакт между учеником и преподавателем. Данный способ является наиболее распространенным в школах, т.к. он предполагает максимальное общение педагога со школьниками, насколько это возможно в дистанционном формате.  Проведение урока в данном формате допустимо на любой платформе, которая позволяет организовывать видео конференции. Среди наиболее известных можно отметить Zoom, Google hangouts, Skype и Discord. Как наиболее удачное решение можно отметить платформу Zoom, поскольку она обладает всеми необходимыми для проведения занятия функциями и не ограничивает преподавателя в возможностях. Также Zoom защищен от посторонних подключений, благодаря комнате ожидания: преподаватель сам определяет, кому можно войти, а кому нет.  Альтернативой данной платформе, можно считать Discord. Он обладает сравнительно небольшим функционалом, но, вследствие этого, достаточно простым интерфейсом. Освоить данную программу не представляется сложной задачей как для преподавателя далекого от мира IT, так и для учащегося, который впервые заходит в данную программу.
Исходя из рассмотренных нами характеристик каждого из способов, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным и безопасным проведением урока является самый популярный из представленных нами способов – реальный урок с видеотрансляцией.  Такой формат является единственным, при котором можно хотя бы отчасти решать и воспитательную задачу, поскольку занятие происходит в режиме реального общения педагога с учениками. Следует отметить, что данный урок, на наш взгляд, можно проводить на различных платформах, выбор которых должен исходить как из конкретных задач урока, так и уровня компьютерной подготовки учащихся и педагога.
Список литературы:
1.Абрашина И.В., Попова Е.В., Солдатова М.А. Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры. - Вестник ЛГУ им.А.С. Пушкина, №2, 2018. -  С. 243-251.
2.Лапенок М.В. Система дистанционного обучения для школы (первые результаты экспериментального внедрения). – Ученые записки ИИО РАО, №28, 2008. – С. 73-78.
3.Лескова С.Г. Использование технологий дистанционного обучения в процессе изучения английского языка в средней школе. – Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина,  №1(7), 2013. – С. 37-39.
4.Мусамедова К.А., Халиков А.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. -  Труды Северо-Кавказского филиала  Московского технического университета связи и информатики, №1, 2013. – С. 458-461
5.Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник А. С. Солодков., Е.Б. Сологуб. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520с.
6.Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обеспечения). – Вестник науки и образования, №9-1(87), 2020. – С. 53-56. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»