Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные проблемы уроков физической культуры

Соколова Надежда Константиновна,
учитель физической культуры ГБОУ
Петергофская гимназия императора Александра II
            Многие годы физическая культура была любимым учебным предметом в школе. Дети с удовольствием бежали на занятия. Лёгкая атлетика, лыжи, спортивные игры, гимнастика – всё доставляло радость. Но время шло, многое менялось, и отношение к урокам физической культуры тоже. Появились гаджеты. Они заменили друзей, родственников, увлечения, книги. Поменялось и отношение к урокам.
            Сейчас далеко не каждый школьник с удовольствием занимается на уроке физической культуры. Существует несколько веских причин, почему этот предмет не пользуется такой популярностью, как в былые времена. На это есть объективные причины и субъективные причины.
Объективные причины. Их несколько. Самая главная из них – материальная база.
            Большинство российских школ имеют плохую материальную базу. Катастрофически не хватает спортивных залов для проведения занятий. Раньше, при двух уроках в неделю, таких проблем почти не было. Чаще всего в спортивном зале занимался один класс, редко, когда больше.
            Сейчас всё поменялось. Часто в спортивном зале проходят одновременно уроки у двух, и даже у трёх классов. Могут заниматься вместе школьники разного возраста: одиннадцатый и четвертый, второй и девятый классы. С мячом во избежание травм при наличии двух классов в спортивном зале лучше не заниматься или заниматься можно, но с большими ограничениями, осторожно. О каком обучении спортивным играм может идти речь в данном случае? Это отражается на количестве реальных часов, отведенных на игры. В лучшем случае играют десять-двенадцать детей (и это с двух классов). Большая часть учащихся сидит на скамейке и ждет своей очереди.
            Конечно, здесь в выигрыше школы, расположенные в южных регионах России, где тепло и многие уроки можно проводить на свежем воздухе. Но таких регионов с мягким климатом в нашей стране очень мало. В основном минимум две четверти приходится заниматься в помещении.
            Но и школьный двор далеко не всегда оборудован для занятий физической культурой. Часть школ не имеет своих стадионов. Да что там говорить о стадионах. Спортивные площадки отсутствуют. И есть школы, где нет совсем спортивных залов, где есть лишь крошечный школьный двор, совершенно не предназначенный для занятий физической культурой.
            В печальном состоянии раздевалки. Они зачастую карликовых размеров, с плохой вентиляцией. В раздевалках стоит неприятный запах пота. После урока физической культуры нельзя даже помыться. Отсутствуют не только душевые комнаты, но и элементарные раковины с краном. Нет зеркала, чтобы с помощью него привести себя в порядок. Детям приходится вытираться салфетками, освежать себя дезодорантом, туалетной водой. Но запах пота таким способом не исчезает. Вот и приходится некомфортно себя чувствовать на последующих уроках: истории, физики, химии, литературы. Какое желание заниматься спортом мы этим воспитываем? Наоборот, приучаем не любить занятия физической культуры.
            И даже сейчас, в двадцать первом веке, существует ряд школ, которые вообще не имеют раздевалок. Детям приходится переодеваться в туалете или в углу школьного коридора за какой-либо ширмой.
            У школ часто не бывает денег на покупку хороших качественных мячей. Хорошие кожаные мячи дорогие. А некачественные мячи быстро выходят из строя. Их не хватает даже на одну четверть. В итоге уроки проходят с двумя-тремя мячами вместо 25-30 мячей.   Гимнастические снаряды в большинстве школ очень старые, ещё с советских времен. На них лучше совсем не заниматься. Безопаснее для детей. Но место они занимают много, даже и в разобранном виде. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Проблемы есть и с мелким спортивным инвентарём. В спортивных магазинах огромнейший выбор различного спортивного школьного инвентаря и оборудования. Глаза разбегаются от такого разнообразия. Но цены очень высокие. Не для бюджета общеобразовательных учреждений.
            Спортивные залы в большинстве своём старые. Ремонт делается редко. Облезлые стены и пол не прибавят обучающимся энтузиазма, не привьют любовь к занятиям. На капитальный ремонт денег нет. Если и делается ремонт, то из некачественных темных покрасочных материалов. Яркие светлые уютные спортивные залы с высоким потолком – не очень частое явление для российских школ.
            Ещё печальнее дела обстоят с лыжной подготовкой. В школе лыж, практически, нет. Дети приносят на занятия свои лыжи. В начальной школе многие дети занимаются на уроках. Но чем ни старше школьники, тем меньше занимающихся. Не очень хочется тащить тяжелый ранец вместе с лыжным комплектом: лыжи, лыжные палки, ботинки, запасные теплые носки. И кататься в школьном дворе микроскопических размеров совсем неудобно. Это неинтересно для учащихся. И о какой отработке подъёмов, спусков может идти речь? В ближайший лес с горками и удобными тропинками нельзя, парк или сквер тоже под вопросом. Где можно проводить занятия, чтобы детям было интересно и в тоже время безопасно? Ответа нет.
            И есть ещё одна большая «лыжная» проблема. Часто в школе лыжи хранить негде. Нет таких помещений, они не предусмотрены. В фойе лыжи тоже не бросишь (хотя есть дети, которые лыжи там бросают). Вот и выкручиваются учителя и школьники, кто как может, решая проблемы размещения лыж. Кто в спортивном зале, кто в раздевалке спортивного зала. Кому-то родители подвозят или приносят к уроку. И это ещё не все проблемы занятий по лыжной подготовке. Далеко не у каждой семьи есть деньги на покупку дорогущего лыжного инвентаря, который в большинстве случаев бывает лишь на один сезон, реже на два сезона. Дети быстро растут.
            В итоге на уроках в зимнее время лыжами занимаются единицы. Остальные или гуляют, или играют, или занимаются общей физической подготовкой, или просто наблюдают за одноклассниками.
            Даже обычную спортивную форму не всегда удобно носить. Спортивной формой считаются и кроссовки, кеды. Кроме сменной обуви брать с собой ещё одну пару кроссовок довольно неудобно. Ранец и без обуви тяжёлый: учебники, тетради, методички, пенал, альбом.
            Можно спортивную обувь хранить в личном шкафчике. Но это хорошо чисто теоретически. В абсолютном большинстве школ шкафов для обучающихся нет. Есть лишь гардероб. Там можно вещи оставить на один учебный день. Поэтому приходится школьникам носить спортивную обувь и форму три раза в неделю. А это очень неудобно.
Некоторые школьники спортивную обувь используют, как «сменку». С одной стороны, для детей так гораздо легче. С другой стороны – резиновая обувь весь школьный день? Проблему укрепления здоровья это не решит. И не очень эстетично.
            Все чаще идёт разговор о применении ИКТ на уроках физической культуры. А где компьютер в спортивном зале, другая электроника? Элементарного оборудования не хватает. А уж об интерактивной доске, электронном табло можно лишь помечтать.
            Во многих школах нет единой спортивной формы. Это тоже нехватка денег. А как красиво, эстетично, ярко, празднично проходят районные соревнования, где у школьной команды одинаковые футболки с логотипом учебного заведения. Сразу повышается чувство ответственности и гордости за свою родную школу.
            А ведь было золотое время, когда во время проведения спортивных игр или «Весёлых стартов» на уроках детям давали цветные майки. Так удобнее запомнить каждому школьнику свою команду. Удобнее выполнять судейство учителю или однокласснику.
Существует и ряд субъективных причин, почему дети неохотно занимаются на уроках.
            Малоподвижный образ жизни. Прыжки на скакалке, игры с мячами, «классики», «казаки-разбойники». Всё это, к большому сожалению, ушло в прошлое. Компьютер, мобильный телефон – любимые игрушки для современных детей. На мячи и скакалки не хватает денег, вот только на крутые мобильные телефоны деньги находятся. Всё это не укрепляет здоровье, а, наоборот, разрушает. Поэтому и огромное количество освобождений от уроков физкультуры. Сиди тихонько на скамеечке и украдкой играйся с мобильным телефоном. И попробуй учитель сделай замечание. Сразу начинаются истерики: Я не играю в телефон. Это мне мама позвонила! Она захотела со мной срочно поговорить, а вы не разрешаете! Не имеете право!». И родители нередко принимают сторону своего чада, считая, что «мобильный телефон не роскошь, а необходимость для каждого ребенка. И звонить ребёнок имеет право в любое время, в том числе на уроке». Тут одни «плюсы» и для детей, и для родителей: нести спортивную форму не нужно, переодеваться не нужно, на уроке думать не нужно, как лучше бросить мяч или как дальше прыгнуть. Есть законная медицинская справка или записка от родителей. И часть детей даже не скрывает, что справку выписали родственники или хорошие знакомые из поликлиники.
            Некоторые родители пишут записки учителю с просьбой не заниматься ребёнку. Часто причины выдумывают. Если урок физкультуры стоит первым, то записки обычно бывают такого содержания: «Мой ребенок не пришел к первому уроку, потому что плохо себя чувствовал», «Мой ребенок приболел и поэтому не пришёл на первый урок!», «У ребёнка болел зуб!». «Заболел внезапно живот. Или нога, рука…».
            А ко второму уроку все чудесным образом выздоровели. Болезнь прошла. Там математика или русский язык. Нужно готовиться к ЕГЭ. Главное, двойку не получить.
А если физкультура последним уроком, то ребенку срочно нужно в это время в больницу на прием к врачу. Вот только на это время был талончик, не раньше, не позже. Только почему-то доктор забывает написать справку, что у него были на приёме. Но это доктор и виноват, что такой забывчивый.
            Или нужно срочно поехать купить сапоги, ботинки, куртку. Носить совершенно нечего. И никак не подождать. После физкультуры может быть поздно. Наверное, за сорок пять минут обувь и одежду разберут.
            А есть ещё оригинальнее записки. Нужно обязательно в это время посидеть с младшим братом. Маме некогда, она в гости должна поехать к подруге. У той день рождения. Ребенок и не против позаниматься на уроке, но родители не разрешают, особенно по субботам. Кто родителям будет помогать в домашних делах?
            Вот зачем нужна физкультура? ЕГЭ по этому предмету сдавать не нужно. Баллов для поступления в ВУЗы за выполнение комплекса ГТО дают один-два в лучшем случае. Полезнее к репетитору поехать, позаниматься. Он на 100 баллов подготовит. Здоровье не нужно. Главное – это иметь побольше денег. За деньги можно купить здоровье, за деньги можно лечиться у лучших врачей, купить дорогущее лекарство. Так считают многие родители. И к этому приучают детей.
            Многое значит и сам учитель физической культуры. Лишний вес, неряшливый вид, некорректное поведение, невысокий уровень интеллекта оттолкнут детей от занятий. Поэтому учителям физической культуры нужно самим придерживаться здорового образа жизни, хорошо выглядеть, быть эрудированным во многих житейских вопросах.
Здесь очень важен профессионализм, ответственность, энтузиазм. Если учитель увлечён своей работой, выполняет её с интересом, желание заниматься у учащихся повышается. Если учитель относится к своей работе несерьёзно, формально, вряд ли дети полюбят физкультуру.
            Вред урокам физической культуры наносят и учителя других предметов. «Физкультура сейчас? Можете остаться дописать контрольную, сочинение, тесты. Но чуть опоздаете на урок физкультуры, не страшно! Там же не такая жесткая программа. К ЕГЭ вам готовиться не нужно». «Зачем вам три урока физкультуры? Неужели быть здоровым лучше, чем безграмотным? Отдайте третий урок физкультуры на другой предмет! У нас скоро ВПР, нам нужно детей подготовит».
            Нередко учителя физической культуры страдают от администрации. Психологические тесты, всевозможные беседы, репетиции, классные часы проходят за счет уроков физкультуры.
            Многие дети не понимают важности здорового образа жизни. Учащиеся не задумываются над тем, к чему может привести недостаточная подвижность, нерациональное питание, отсутствие режима дня, нарушение продолжительности сна, а многие к девятому классу начинают приобщаться к вредным привычкам, чтобы этим подчеркнуть свою взрослость. С каждым годом все больше становится детей, страдающих ожирением. Почему-то некоторые родители считают, что лучше сводить ребёнка в Макдональдс и накормить до отвала, чем купить спортивную форму, гантели, эспандер, скакалку.
            Есть дети, которые любят физкультуру. Но они не могут сдать на хорошую оценку нормативы, так как им не позволяют проблемы со здоровьем, лишний вес или низкая физическая подготовка. Такие дети и рады заниматься больше, но часто родители против занятий. Есть школьники, которые с радостью занимаются на уроках физической культуры. Они приходят домой и с гордостью говорят, что им поставили «отлично», их похвалили за самый лучший спортивный результат. И часто у родителей бывает противоположная реакция на успех по физической культуре. «Лучше бы по математике принёс отличную оценку. А что физкультура? По ней можно и три получить. Это же не основной предмет Ты лучше по основным предметам старайся, хорошие оценки получай. Тогда вечером в субботу сходим в Бургер Кинг или в Макдональдс».
            Родители, а не дети, выбирают, чем лучше дополнительно позаниматься. И приоритетом тут будет не спортивная секция. Родители запишут ребенка на курсы иностранного языка, наймут репетитора по математике. А дополнительно спортом заниматься некогда. На основные предметы времени не хватает.
            А ещё нежелание школьников физически трудиться. Урок физической культуры – это нелегкий физический труд. Там нужны и сила воли, и ловкость, и организованность. Этих качеств у современных школьников уже и не так много осталось. Красиво со стороны посмотреть на одноклассников, занимающихся спортивными упражнениями. «Вот со следующей недели и я начну заниматься». Недели идут, а мечта остается лишь мечтой.
            Есть дети, которые стесняются своей спортивной формы. «У одноклассников есть брендовые спортивные вещи. У меня их нет. Я одену свою простенькую спортивную форму. Надо мной будут посмеиваться. Я себя буду чувствовать неловко. И я не могу родителей уговорить купить мне спортивный костюм. Они много денег израсходовали на празднование юбилея. А мне бы хотелось позаниматься, но не в чем».
            Есть школьники, которые стесняются переодеваться на урок при одноклассниках. У них комплекс по поводу своей внешности. Они ждут, когда уйдут с раздевалки другие дети. Тогда можно спокойно переодеться. И это не всегда дети с лишним весом или какими-то внешними недостатками. Часто такие дети имеют хорошее телосложение. Они стройные, ловкие, координированные. Но почему-то закомплексованы. Им не нравится их внешний вид. Это тоже создаёт массу неудобств для своевременного начала урока.
            Есть ещё одна причина, почему престиж уроков физической культуры упал. Раньше стыдно было не служить в армии. Девушки не очень знакомились с парнями, если те по состоянию здоровья получали освобождение от службы. А вот сейчас всё стало с точностью до наоборот. Делают всё возможное и невозможное, чтобы решить «армейскую проблему». Находят справки с различными экзотическими диагнозами, придумывают себе всевозможные несуществующие болезни. Раньше понимали, нужно стараться хорошо заниматься на уроках физкультуры, чтобы в армии было легче сдать спортивные нормативы. А сейчас стараться не нужно на уроках физкультуры. Будешь здоровым, заберут в армию. А в армию не хочется. Дома с родителями лучше. Тебя накормят, напоят, оденут. Служба в армии сейчас не в почете.
            Ещё хочется сказать об устаревших программах. Учебные нормативы не соответствуют физической подготовке детей. Завышены результаты по метанию, бегу на скорость, силовым упражнениям. Детям интереснее заниматься спортивными играми, чем строевой подготовкой. А в программе по физической культуре строевой подготовки достаточно много. Для чего её нужно так много в общеобразовательных школах, непонятно. Те же упражнения по гимнастике: опорный прыжок, упражнения на брусьях, кувырки назад. Они травмоопасны. Не хватает спортивного оборудования по гимнастике. Но зато в каждой программе эти упражнения обязательны. Для кого пишут эти упражнения, для каких школ? Может, лучше будет увеличить количество часов для спортивных игр? И для детей уроки станут интереснее, и для учителей физической культуры.
            В 8-9 классах нужны совершенно разные упражнения для мальчиков и девочек. Девочки больше любят упражнения из ритмической гимнастики, шейпинга, пилатеса. Мальчикам нравятся упражнения с гантелями, набивными мячами, прыжковые упражнения. И мальчики, и девочки в таком возрасте стесняются друг друга, на уроке ведут себя скованно. Куда лучше, полезнее, интереснее прошли бы уроки при разделении класса по половому признаку. Но такой возможности у учителя нет. Вот и приходится выбирать что-то среднее, чтобы занимались по возможности большее количество учащихся.
            Может и придёт такое время, когда рядом со школой будут построены просторные спортивные залы с новейшим современным оборудованием, плавательные бассейны и теннисные корты. И при приёме в ВУЗы хорошо, если будут учитываться Знаки ГТО. Ведь для работы в различных сферах приятно видеть не только умную молодежь, но и здоровую молодёжь, способную противостоять различным стрессовым ситуациям.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»