Занятия с учащимися специальной медицинской группы
Холодилова Ксения Владимировна
Важное место в системе физического воспитания детей отводится урокам физической культуры. Уроки со школьниками, отнесенными по состоянии. Здоровья к специальной медицинской группе, проводится до или после учебных занятий два раза в неделю по 45 минут, или три раза в неделю по 30 минут.Для школьников специальной медицинской группы должен быть создан не режим щадящих упражнений, а режим постепенного нарастания нагрузок, которые выполняются микродозами.
Основным показателем к дифференцированному подходу в физическом воспитании школьников специальной медицинской группы должна быть реакция их сердечно-сосудистой и дыхательной системы на физическую нагрузку.
Исследования показали, что группы для занятий физическими упражнениями нужно комплектовать с учетом физического состояния организма детей, а не по видам заболеваний. Такая организация групп позволяет рациональнее строить занятия и добиваться более высоких результатов в физической подготовке учеников. Поэтому, проводя уроки со школьниками специальной медицинской группы, необходимо в первую очередь определить способность организма переносить физическую нагрузку и уровень двигательной подготовленности детей по тестам. Основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников, в соответствие с которыми дозируется нагрузка на уроке.
Дифференцированный подход можно осуществлять, применяя следующие приемы:
А) построение учащихся на уроке физической культуры не по росту, а по степени физической работоспособности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом - менее. Это позволяет относительно точно дозировать упражнения (например, ученики на правом фланге продолжают приседания, на левом – отдыхают и т.д.);
Б) перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. Дети у которых частота пульса превышает 80 ударов в минуту, ставятся на левый фланг;
В) при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, сделав два повторения, менее подготовленные – одно и т.д.;
Г) при проведении игр ученики слабоподготовленные заменяются через каждые 2-3 минуты;
Д) в I четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнении. Индивидуальных заданий.
Особое внимание следует уделять планированию учебной работы. Учителю необходимо иметь годовой план-график распределения программного материала, поурочные планы и журнал учета занятий со школьниками специальной медицинской группы, в котором отражаются общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическим упражнениями) и поурочный учет реакции частоты пульса учеников на нагрузку, содержание задач урока.
В занятиях с учениками специальной медицинской группы, особенно в I четверти, не следует допускать появления даже первых признаков утомления. На следующих уроках можно использовать кратковременны е относительно высокие нагрузки (частота пульса 120-140 ударов в минуту), вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозировки нагрузки на уроке служит изменение частоты пульса как на один урок, так и на серию уроков. Пульс у основной массы школьников к концу урока физической культуры должен вернуться к исходным данным, а после 1-1,5 месяцев систематических занятий должна отмечаться тенденция к урежению частоты пульса как в покое, так и в ответ на нагрузку.
Учитель систематически осуществляет педагогический контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, учитывает данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. По мере прохождения материала оценивают качество выполнения физических упражнений, входящих в программу. Кроме того используются тесты: сила кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча (1кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. Тесты проводятся в декабре и апреле первого года обучения и в сентябре, декабре и апреле второго года обучения.
Задачи на I четверть первого года обучения: изучить индивидуальные особенности каждого школьника, реакцию организма на физическую нагрузку по показателям пульса. Разучить элементарные правила самоконтроля. Научить правильно сочетать дыхание с движением. Формировать правильную осанку.
Эти задачи решаются соответствующим подбором и дозировкой физических упражнений совместно со школьным врачом, которому следует присутствовать на первых уроках.