Развитие коммуникативной компетенции у подростков на уроках физкультуры
Описание опыта
Гуторова Маргарита Валерьевна
Наше общество немыслимо без общения. Без общения невозможно формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.).В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации.Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Как учителя физической культуры и классный руководитель 10 класса хотим поделиться с вами своим опытом.Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Подросткам присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. В анализе и оценке ими своего поведения просматривается наличие у них предпосылок к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Активность, энергия подростков, их стремление к самостоятельности доказывает, что они уже способны самостоятельно организовать свой досуг.Досуг содержит в себе колоссальный потенциал возможностей для формирования характера подростка. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку реализовать то лучшее, что в нем есть. Очевидно, что деятельность и поведение подростков в свободное время, когда им самим предстоит сделать выбор, будут, прежде всего, зависеть от общей направленности личности, мотивационной сферы, от характера ее духовных интересов и запросов, уровня интеллектуального развития.Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.В развитие коммуникативной компетенции у детей 10 класса я сделала ставку на совместную организацию школьных мероприятий. Мы с ребятами вместе продумывали детали праздник, что способствовало развитию не только творческого потенциала, но и коммуникативности, ведь именно учащимся моего класса приходилось организовывать остальных ребят.Все мероприятия мы готовили в неформальной обстановке, так сказать за чашкой чая, что способствовало эмоциональному расслаблению детей. Такой совместный досуг позволил мне увидеть в детях потенциал в различных сферах: кто-то нашел себя в танцах, кто-то в театральной деятельности, кто-то раскрыл в себе лидерские качества, а кто-то увидел в себе силы идти в молодежный совет Кировского района.Вывод:
Еще вначале года я столкнулась с тем, что нужно было наладить контакт между одноклассниками, ведь были совмещены параллельные классы, а так же пришли дети из других школ. Именно совместная подготовка мероприятий помогла нам поближе познакомится друг с другом, с ходом мысли другого человека, понять и принять идеи одноклассников. К концу года ребята стали более уверенны в себе и научились доносить свои мысли и позицию не только своим товарищам, но и учащимся всей школы.