Мотивация школьников к занятиям физической культурой
Иванова Елена Евгеньевна,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 352
Вопрос повышения мотивации в связи с переходом школы на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставящий в центр гармонически развитую личность, обладающую различными универсальными учебными действиями, остается актуальным и в современном мире развивающихся информационных технологий.учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 352
В психологии при общем подходе к пониманию мотива и мотивации существуют значительные расхождения в некоторых деталях их определения. В этой проблеме особую трудность составляет, прежде всего, отношение мотива (мотивации) и деятельности человека. Общепризнанными видами человеческой деятельности являются игра, учеба и труд. Здесь как раз и заложено основное противоречие, которое состоит в том, что человек постепенно переходит от одного вида деятельности к другому. Причем с переходом к новому виду деятельности человек не утрачивает навыков предыдущего, а наоборот развивает его в новых жизненных условиях, а поэтому происходит переформирование или деформирование мотивационной базы личности. Как раз в этих переходах и заложена основная трудность распознавания особенностей формирования необходимой мотивации для ведущей деятельности. Таким образом, важность мотивации как основного условия успешного развития личности безусловна, в том числе и при физическом развитии ребенка.
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа», - писал известнейший писатель Виктор Гюго. Трудно не согласиться с классиком, ведь занятия физической культурой приобретают особый статус в мире информационных технологий, в который школьник входит без особого труда уже с самого детства: вместо подвижных детских игр – компьютерные, вместо встреч с друзьями – общение через социальные сети. Важно так заинтересовать, увлечь ребенка, чтобы он понимал, что без физического развития, он не сможет развиваться и духовно, и интеллектуально.
Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Одним из основных факторов, определяющих активность и потребность в самовоспитании школьников, является их отношение к результатам своей деятельности (ответственность за происходящее с ними). Поэтому, формированию мотивов физической активности школьников и навыков физического самовоспитания, необходимо уделять максимум внимания.
Мотивация занимает особое место в структуре личности, поэтому изучение мотивационной сферы школьников является важным фактором, определяющим эффективность организации учебного процесса.
В настоящее время преподавание уроков физической культуры в школе ведется однообразно, очень мало внимания уделяется игровой деятельности, а игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Первоначальный вид деятельности человека - игра содержит в себе особую привлекательность в связи с тем, что в ней начинают формироваться ведущие качества личности и образовываться доминантная мотивационная сфера человека. Игровая деятельность формирует в маленьком человеке такие качества как аккуратность, стремление к успеху, настойчивость в достижении целей, ответственность и др. Все это впоследствии закрепляясь в психике ребенка, превращается в базу развития ведущих личностных качеств целостной личности.
Основная функциональная нагрузка игры, по мнению М. Г. Яновской, - эмоциональное стимулирование активной деятельности, игра выступает не как самостоятельный вид деятельности, а имеются ввиду ее различные модификации, включенные педагогом в процесс урока с целью активизации деятельности ребенка и формирования общественно ценных мотивов поведения. Школьный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Большой интерес для школьников представляют подвижные игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, открывает двери к уму и сердцу каждого ребенка, вызывает творческий интерес к предмету физической культуры.
Используя в своем опыте богатый арсенал подвижных игр на уроках физической культуры, можно заметить положительную динамику в изменении мотивационной сферы школьников, так игры на внимание: "Вызов номера", "Воробьи - вороны" "Огонь, вода, воздух" "Кто быстрее"; игры с элементами футбола : «Мяч между кеглями», «Попади в центр», «Научись владеть мячом», «Сбей кеглю», «Прокати мяч в ворота», «Перебеги с мячом на другую сторону площадки». ; игры на восстановление организма после нагрузки : «Запрещенное движение», «Слушай сигнал», «Отгадай, чей голосок», «Пустое место», «К своим флажкам», дали возможность повысить уровень эмоционального настроя учащихся, способствовали более эффективному формированию важнейших физических умений и навыков
Таким образом, мы можем утверждать, что применение подвижных игр будет способствовать формированию мотивации к занятиям физической культурой.
Список литературы.
- Аверин В.А. Психология личности Издательство: Издательство Михайлова В. А., 2001 г.-192 стр.
- Авсеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976.
- Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций - 2004.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 285 с.
- Ильин ,Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».
- Карпушин В.Р. Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках физической культуры в 4-8 классах// Вопросы совершенствования физического воспитания учащейся молодежи. –М., 1979.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. –Л.:ЛГУ, 1970.
- Мурутар А.А., Вихалем Л.А. Некоторые проблемы комплексного исследования удовлетворенности коллектива //Тр. По социологии. –Тарту, 1972.
- Немов С.Р. Oбщие основы психологии. Книга 1. 2003 - 693 с
- Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры.1966.-№8.
- Пономарев Г.Н., Филиппова С.О., Митин А. Е. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области физической культуры.: Учеб-метод. пособие.- СПб.: Белл,2006.-247с.
- Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ИФК / А.Ц. Пуни. - М., 1979. - С.117.