Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Некоторые особенности проведения урока физической
культуры при наличии 2 классов в спортивном зале

Варкулевич Сергей Владимирович
В последние годы физическое состояние наших детей ухудшилось. Причины известны: смартфоны, компьютеры, непомерные домашние задания, курсы, репетиторы и т. п. Вроде бы хорошая идея – ввести третий урок физкультуры. На первый взгляд все отлично. Для детей – три урока физкультуры, «внеурочка», бесплатные спортивные секции. Для учителей – появилась возможность неплохо заработать, правда, не за счет повышения заработной платы, а за счет повышения учебной нагрузки. У меня несколько лет назад нагрузка была 30 часов плюс 6 часов совмещений, плюс 6 часов кружков. Зарплата была большая, но так работать я долго не смог бы. Именно работать, а не просто бросать мяч детям, как делают некоторые. Приходили молодые педагоги, отрабатывали один месяц и уходили. Их можно понять. Начинается урок, а перед тобой  стоят два класса (50—60 человек), причем классы почти всегда из разных параллелей. Да и еще освобожденных человек 20, потому что у нас в школе есть бассейн, где занимается один класс, и освобожденных и тех, кто без формы набирается из трех классов. Да, рядом опытный педагог, он что-то подскажет, где-то  поможет, но и самому надо что-то делать, а у тебя пол-зала, пять мячей и 20 освобожденный, в которых, не дай Бог, отскочит мяч. Раздевалки 3 на 4 метра для 25-30 человек. Кто-то кого-то толкнул, обозвал, ударил, сломали дверную ручку, пробили картонную дверь (деревянная-то дорогая). А за все отвечаешь ты! Ребенок подвернул ногу, мяч случайно попал в голову, плохая передача партнера, так называемая «в больницу» - и вот уже перелом пальца, а то и хуже. А за все отвечаешь ты! А документация! Рабочая программа уроков  на каждый класс (пояснительная записка плюс КТП), рабочая программа плюс журнал внеурочной работы, рабочая программа плюс журнал спортивных кружков, рабочая программа плюс журнал оздоровительного плавания, план спортивно-массовой работы, отчет по ГТО, электронный журнал, конспекты уроков и т.д и т.п. Стопка моих рабочих документов достигает высоты сантиметров 20. Вот молодые и уходят. Последняя девушка сказала: «В школу – никогда, лучше фитнес-тренером». Слава Богу, к нам пришел опытный педагог,  нагрузка уменьшилась, работать стало намного легче. Но несмотря на все вышеперечисленные проблемы при продуманной организации отдача от трех уроков, естественно, выше.
В сентябре и в мае все просто. Занимаемся на улице, у нас прекрасный стадион, никаких проблем. В октябре переходим в зал, начинается баскетбол. При построении, разминочном беге, разминке нам помогает разметка. По всему залу у нас нарисованы кружки диаметром 5 см на расстоянии 3 м друг от друга и различные дополнительные линии, что помогает направлять классы  при беге в разных направлениях – змейкой, по диагонали, восьмеркой и т.п. Перестроение на разминку происходит очень быстро, так как каждый ученик становится на свободный кружок. Большую роль играют дополнительные баскетбольные щиты по бокам зала. Обычно их четыре, у нас шесть. Это дает возможность разнообразить задания для класса. Скажем, на центральном щите отрабатывается штрафной бросок, на одном боковом броски из-под кольца плюс средний бросок, на другом боковом – ведение мяча, бросок в движении после двух шагов. На другой половине второй класс выполняет задания исходя из плана  коллеги. Дополнительные щиты по бокам дают возможность проводить учебную игру двумя классами одновременно. Если классы из одной параллели, один учитель является как бы старшим, второй ему помогает. На другом уроке они меняются. Ну а если вместе занимаются, скажем, 4 и 10 класс, то каждый класс занимается на своей половине. Уж слишком разные у них задачи урока. На уроках гимнастики на одной половине зала мы расставляем  гимнастические снаряды, а другая половина зала у нас игровая. Мне кажется, что без игрового момента урок будет не интересен, особенно в старших классах. Ведь некоторые учителя делают так: расставляют гимнастические снаряды по всему залу с утра, а после уроков убирают, а иногда и нет. И два месяца идет одна гимнастика. Я не буду говорить, что это плохо. У каждого учителя свой подход к обучению,но мне кажется, что старшеклассники, особенно юноши, взвоют, им же хочется играть! У нас же один класс занимается гимнастикой, другой на ползала играет. В зависимости от возраста – в «перестрелку», в пионербол, волейбол, баскетбол. Примерно через 15 минут происходит смена.
В феврале у нас проводятся уроки легкой атлетики. Задача – научить и в дальнейшем совершенствовать прыжки в высоту способом «перешагивания» плюс беговая подготовка. Начинаем с 6 кругов и постепенно дистанцию увеличиваем. Прыжковую зону мы располагаем в районе центральной линии так чтобы один класс прыгал, а второй занимался беговой подготовкой. И в конце мы обязательно даем детям поиграть. Пока натягиваем волейбольные сетки, освобожденные убирают маты и стойки из прыжковой зоны. Сеток всегда две, поэтому играют два класса. Так же и на уроках волейбола мы используем две сетки, учебная игра происходит в двух классах одновременно.
Чтобы не было столпотворения в раздевалках, дежурный учитель не запускает в зал классы, пока не вышли предыдущие. Заодно он проверяет сохранность оборудования в раздевалке, контролирует поведение учащихся перед спортзалом.
Огромную роль в успешной работе учителей играет их психологическая совместимость. Но здесь как повезет. Другого человека трудно переделать, да и себя тоже. Возможно, здесь может помочь администрация школы – подбор кадров их прерогатива. Если коллектив учителей  профессионален, дружен и сплочен, то ему будут не страшны и три класса по 40 человек в одном спортзале!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»