Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Искусство формирования компетенций физической культуры

Иванов Дмитрий Алексеевич
Ключевые слова: искусство формирования компетенций физической культуры, междисциплинарная связь, игровые упражнения, игра, физическая культура и музыка.
В настоящее время растет и утверждается роль физической культуры на уровне государства и общества.
Физическая культура является хорошим средством воспитания активности в трудовой, социальной, творческой деятельности. Поэтому можно с уверенностью считать актуальной тему поиска новых методов для формирования компетенций физической культуры учащихся. В содержании образовательных программ по физической культуре большое внимание уделяется именно развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни и будущей профессии. В настоящее время в образовании все чаще используется компетентностный подход. Компетентностный подход способствует реализации поставленных на занятии задач, а также помогает формировать компетенции учащихся, которые являются ключевыми.
Под ключевыми компетенциями понимают способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, работать без постоянного руководства.
Обобщенные предметные умения можно также отнести к ключевым компетенциям:
  • умение правильно выполнять упражнения;
  • понимание техники этих упражнений.
Отсюда вытекают прикладные предметные умения, под которыми подразумевается умение использовать физические упражнения вне уроков, например, во время походов, в опасных и нестандартных ситуациях. К ключевым компетенциям относят и жизненные навыки, связанные с поддержанием здорового образа жизни, с оказанием первой помощи пострадавшему.


Для того, чтобы способствовать развитию ключевых компетенций путем компетентностного подхода на занятиях, необходимо ввести разнообразие в существующие методы обучения. Для этого была выбрана междисциплинарная связь физической культуры и музыки. Данная связь на сегодня остается недостаточно изученной.
В связи с этим, при использовании компетентностного подхода в данной связке возникают противоречия:
На социальном уровне: между непониманием детьми 1-4 классов роли физической культуры в жизни человека и необходимостью развивать у детей ключевые компетенции физической культуры, а именно самостоятельное понимание и использование техник физических упражнений.
На практическом  уровне: между возрастанием значимости использования компетентностного подхода в связке с новыми методами, используемыми при воспитании личности ребенка и недостаточной изученностью темы использования музыки во время занятий физической культурой, и отсутствием научно-методической и специальной литературы, в процессе выстраивания образовательного процесса.
На сегодня справедливо считать приоритетной проблему, как и какими методами возможно восполнить отсутствие или малое развитие компетенций физической культуры у людей любого возраста, как фактор негативного влияния на их физическое развитие и функциональное состояние?
Компетенции физической культуры направлены освоение эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Развитие компетенций физической культуры может рассматриваться как важная социально-педагогическая задача, особенно для школьного возраста, когда закладываются основные понятия общей культуры. Также физическая культура является частью общей культуры общества, представляющей достижения в деле развития физических способностей и оздоровления людей.  Следовательно, возникает необходимость исследования положительного влияния дополнительных факторов, помогающих заложить основные понятия физической культуры и позволяющих укреплять достижения в данном направлении еще в раннем школьном возрасте. В особенности, таким положительно влияющим фактором является музыкальное сопровождение во время физических упражнений.
Целью нашего исследования мы установили исследовать влияние подвижных упражнений под музыку на формирование компетенций физической культуры в младшем школьном возрасте (7-11 лет).
На пути достижения цели нами решались следующие задачи:
  • изучить специализированную литературу об использовании междисциплинарной связи музыки и физической культуры, в узком смысле – об использовании музыкального сопровождения во время подвижных игр и физических упражнений;
  • изучить стороны взаимодействия предмета музыка и физической культуры, способствующие усвоению компетенций физической культуры;
  • исследовать виды положительного влияния данной связи на искусство развития компетенций физической культуры школьника 1-4 классов.
Научная новизна исследования заключается в недостаточной изученности использования методов междисциплинарной связи музыки и физкультуры для развития компетенций физической культуры. В работе исследуются материалы, связанные с использованием музыки во время подвижных игр и упражнений.
Практическая значимость данной работы заключается в использовании теоретических положений о влиянии музыки на процесс усвоения учащимися начальной школы компетенций физической культуры, и, как следствие, гармоничное развитие личности.

Для того чтобы лучше рассмотреть междисциплинарную связь физической культуры с музыкой возьмем определение музыкальной культуры.
Музыкальная культура включает в себя эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая  способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте.
Музыкальная культура в связке с физической позволяют создавать процесс гармоничного воспитания, в ходе которого обе стороны: преподаватель и ученики – могут получать удовольствие, занимаясь серьезными вещами.
Это позволяет показать ученикам, что полезные вещи могут быть еще и приятными. Таким образом, воспитанники подсознательно усваивают правильное отношение к физической культуре и начинают осваивать компетенции физической культуры более органично. Большая часть работы происходит в подсознании.
В ходе произведенных наблюдений было выявлено благотворное влияние музыки на некоторые виды деятельности детей во время занятий физической культурой.
В частности в ходе исследования были выявлены следующие стороны положительного влияния музыки на занятия физической культуры с подвижными играми и игровыми упражнениями:
1. Влияние на эмоциональную составляющую:
  • дети более охотно участвуют в процессе игры и в физических упражнениях. Получают при этом положительные эмоции и дополнительный заряд энергии. На психическом уровне: появляется мотивация;
2. Влияние на работу дыхательной системы во время упражнений:
  • музыка задает темп, который руководит единовременностью выполнения упражнений и дыхания на сильную долю;
3. Влияние на раскрепощение и активность в процессе подвижных игр:
  • мышечная активность также регулируется музыкальным ритмом и темпом, что помогает ребенку инстинктивно группироваться во время упражнений, не смущаясь своих движений;
4. Влияние на сосредоточение и ритмичность в ходе физических с применением технических средств:
  • во время звучания музыки не остается места лишнему шуму, что очень хорошо сказывается на увеличении активности внимания ребенка.
Во время занятий физической культурой в 1-4 классах часто применяется такой вид деятельности, как игра. Данный вид деятельности оставляют как переходный между школой и детским садом. Для детей данного возраста игра имеет большое значение в школьной жизни. Она позволяет ребенку более быстро адаптироваться к школьной жизни и снять напряжение во время процесса адаптации.
Игра — естественный вид деятельности ребенка, который формирует не только его характер, но и мироощущение в целом, поэтому междисциплинарная связь физической культуры и музыкального искусства может быть действенной на пути развития компетенций физической культуры.
Во время игр музыка создает бодрый настрой, эмоционально раскрепощает детей, концентрирует их внимание на игре и подсказывает необходимые реакции.
Музыкальная игра — позволяет раскрепостить ребенка до такой степени, чтобы ребенок был готов к выполнению уже более серьезных упражнений.
В то же время, сама игра и движения под музыку влияют на верное восприятие детьми настроения и характера музыкального произведения (тревога, беззаботное веселье детей во время игры). Это является немаловажным для обратной междисциплинарной связи «физическая культура-музыка».
На примере упражнений с техническим средством “палочка” можно проследить работу дыхательной системы во время упражнений. Обратить внимание учеников на дыхание и стимулировать правильное дыхание музыкой.
Музыка задает определенный темпоритм на занятиях физической культурой, стимулируя положительное отношение к занятиям. Таким образом, она создает положительное отношение к процессу занятий спортом, и, следовательно, совершенствует развитие компетенций физической культуры у детей.
Выводы
  • Были изучены стороны возможного взаимодействия в междисциплинарной связи предмета музыка и физической культуры
  • Были изучены влияния данной связи на отдельные виды деятельности на занятиях физической культурой
  • Были исследованы возможности положительного влияния данной связи на искусство развития компетенций физической культуры школьника
Заключение
В ходе исследования было изучено, как может способствовать междисциплинарная связь музыки и физической культуры  в виде музыкального сопровождения к подвижным играм и игровым упражнениям обеспечивать формирование компетенций физической культуры у детей младшего школьного возраста. В основном такая связь вносит положительные моменты  и улучшает гармоничного развития личности. Поэтому включение музыки в занятия физкультурой могут быть уместными.
Список использованных источников
1. Крюкова Г. В. Словарь http://www.studfiles.ru/preview/3195347/page:3/
2. Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма: Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2013.
3. Большакова З.М. Компетенции и компетентность / З. М. Большакова // Вестник Югорского государственного университета. – 2009. №24. – с. 13- 19.
4. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе Методическое пособие / Ермолаева.- 2-е изд., доп.-Спб.:СПбАППО, 2005
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. М. А. Васильевой.- М.: «Просвещение», 1986.
6. Оплетин А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры/А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры.- 2013 № 10 с.13 – 17.
7. Кондурар М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М. В. Кондурар // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 1. – с.189 – 192.
8. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. − М., 1998. — 363 с.
9. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей.(http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2011/11/11/posobie-osnovy-muzykalnogo-vospitaniya-i-razvitiya-detey-mladshego)
10. Казакевич Н. В. Ритмическая гимнастикаметодическое пособие. СпБ.: Познание, 2001. – 104 с.
11. Сайкина Е. Г., Смирнова Ю. В. Воздействие музыкального сопровождения на психоэмоциональное состояние женщин, занимающихся футбол-аэробикой // Гимнастика: Сб. науч. трудов, 2006. Вып.4. с. 92 – 98.
12. http://studopedia.ru/13_19947_tema—fizicheskaya-kultura-i-sport-v-rossii.html

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»