Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теория созидательного альтруизма П.А. Сорокина
и ее роль в объяснении причин и механизмов
регуляции социальных конфликтов

Сапунова Екатерина Сергеевна
Вопрос о причинах возникновения социальных конфликтов, проблема поиска механизмов, способных обеспечить эффективную регуляцию конфликтного взаимодействия, являются значимыми не только для конфликтологии, но и ряда гуманитарных наук: истории, экономики, социологии, психологии и других. Попытка проанализировать заявленные проблемы, предложить варианты их решения на основе научного наследия П. А. Сорокина, продиктована тем, что конфликтологические взгляды этого признанного классика социологии изучены недостаточно, а его понимание ключевых проблем изучения социального конфликта до настоящего времени разрабатывалось узким кругом исследователей. Кроме того, стоит отметить, что междисциплинарный, комплексный, подход к анализу заявленных вопросов и проблем, который позволяет осуществить конфликтология, позволит оптимизировать поиск механизмов регуляции социальных конфликтов. Использование методологии различных социально-гуманитарных наук позволяет расширить поле исследования, более полно охарактеризовать научное наследие Питирима Сорокина, вписать его в исторический контекст, выявить актуальное в современных условиях знание и опыт.
В историческом поле отсутствует комплексный анализ конфликтологических взглядов Питирима Сорокина. Цель работы заключается в анализе и раскрытии причин социальных конфликтов, механизмов их регулирования, предложенных П. Сорокиным в рамках теории созидательного альтруизма применительно к войнам и вооруженным конфликтам, способам поддержания мира. Раскрытие этой цели путем последовательной реализации конкретных задач проведено на основе широкого круга источников – научных работ социолога, историографических исследований и критичной научной литературы, эмпирической базы, полученной с помощью ряда прикладных методов. Ключевые выводы исследования были апробированы и обсуждались в рамках фокус-групповой дискуссии, научно-практических конференций, подтверждены мнением экспертов, представляющих современное научное сообщество социологов и конфликтологов. Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавании, прикладной конфликтологии, при анализе причин и разработке механизмов регуляции масштабных социально-политических конфликтов. 
По мнению ученого-социолога, социальные конфликты и войны являются естественными, неотъемлемыми процессами, возможно, этапами развития общества. Возникая в периоды кризисов и смен социокультурных типов, они представляют собой начало качественной трансформации общественной системы. Важнейшими причинами острых и масштабных социально-политических конфликтов, как правило, выступают неравноценность обмена между группами материальными и нематериальными ресурсами, противоречия ключевых морально-нравственных ценностей конфликтующих сторон, подавление базовых потребностей больших масс. 
Социальный конфликт в рамках социологической концепции П. Сорокина представляет собой борьбу сторон, представленных социальными группами, прежде всего интересующими социолога, а также индивидами, вызванную ущемлением их базовых инстинктов (потребностей), противоречием интересов и ценностей. Мы можем говорить о том, что взаимодействие сторон носит конфликтный характер, только если одна или обе стороны осознают его таковым. Психическое переживание конфликта, возникающие у сторон эмоции, оказывают значительное влияние на ход и динамику конфликта. В ситуации, когда конфликт происходит между социальными группами и общностями, и в его основе лежат противоречия наиболее значимых групповых ценностей, конфликт приобретает наиболее острый, антагонистичный и кровопролитный характер, с трудом поддается регулированию по причине отсутствия единой ценностной базы для согласования интересов конфликтующих сторон. Такой базой как раз и может стать система морально-нравственных ценностей, построенная на общераспространенных идеалах любви, братства, взаимопомощи и альтруизма. Система эта в представлении П. Сорокина носит религиозный характер, по той причине, что в кризисные периоды мировой истории именно религия была фактором, удерживающим от разрушения страны, народы и целые цивилизации. Общеупотребительный комплекс морально-нравственных ценностей должен дополняться унифицированием системы санкций (кар и наград). Формирование четких границ поощряемого и дозволенного поведения должно привести к тому, что большие масс населения начнут исполнять социально полезные действия автоматически, воспринимать их как рутинные. Четкая и понятная система санкций, следующих за недозволенными поступками, должна способствовать уменьшению числа нарушений общественного порядка, улучшению взаимоотношений между членами группы. 
Принятие общемировой системы ценностей, как парадигмы общественного развития, возможно путем солидаризации мирового сообщества, преодоления «трагедии трайбалистского альтруизма», заключающейся в том, что солидаризация группы ведет к росту негативного отношения к «чужакам». Преодолеть этот парадокс представляется возможным путем интенсификации альтруистического поведения каждого индивида, стимулирования, в зависимости от типа альтруистичности (удачливый, кризисный, промежуточный), заложенной в каждом человеке способности к созиданию и мирному сосуществованию. В основе интенсификации альтруистического поведения лежит стимулирование равноценного обмена эмоциями, идеями и властью между членами группы, наделение тех или иных реальных вещей и поступков сходными  характеристиками, одинаковое понимание и схожее проявление психических переживаний.
Нельзя отрицать, что в каждом человеке присутствуют не только альтруистические, но и эгоистические начала, являющиеся естественными и неотъемлемыми. Нивелировать их влияние на поведение индивида можно путем «канализирования», направления в определенные сферы деятельности, негативных человеческих свойств. Страх и ненависть необходимо устремить на борьбу с врагами человечества (смертью, болезнями, преступностью, бедностью и т. д.), стремление к вооруженным конфликтам, политическую агрессию отдельных стран направить на соперничество в деле улучшения качества образования и медицинского обслуживания, сохранения и создания произведений искусства. 
Теория созидательного альтруизма, являющаяся основой мировоззрения Питирима Сорокина, оказала значительное влияние на его концепцию социального конфликта, дополнила идеи социокультурной динамики развития цивилизаций морально-нравственным проектом альтруизации личности и всего общества.  В рамках теории созидательного альтруизма П. Сорокиным предложены теоретические основы и практические способы трансформации человеческой природы, что становится наиболее актуализированным в период глобальных социокультурных изменений и при вооруженных конфликтах, оригинальные идейные основания для регуляции масштабных социально-политических конфликтов и поддержания мира.
На основе предложенных механизмов, П. Сорокин предлагает избрать концепцию созидательного альтруизма в качестве основы дальнейшего развития общества. Концепция эта неизбежно будет сталкиваться с противодействием, а потому внедрение ее невозможно без ограничения власти политических институтов каждой страны путем создания новой, общемировой формы правительства, наделенной действенными рычагами контроля. Конкретные шаги в деле трансформации политической системы заключаются в предотвращении новых войн путем полного или частичного разоружения и запрета оккупации территории других государств, переводе военных бюджетов на мирные, конструктивные цели, развитии в отдельных странах гуманистических институтов. 
Лишь усилиями всего мирового сообщества, каждого государства, общества и  конкретного человека,  можно сохранить хрупкий мир, дать отпор общемировым угрозам. Таким образом, идеи предотвращения войн путем устранения их глубинных причин, механизмы поддержания мира имеют в своей основе построение общемировой системы базовых морально-нравственных ценностей, на которую в равной степени будут ориентироваться все общества мира. Идеи созидания и альтруизма должны прекратить господство эгоизма и приоритета частных интересов над общими – социальными, государственными и общечеловеческими.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»