Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

От идеи до воплощения. Организация международного школьного обмена

Методические рекомендации (из опыта работы)

Исаева Светлана Отарьевна

Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогическую деятельность, мечтающие организовать международный школьный обмен, но по разным причинам пока не решившиеся на это.
Что касается меня, то я вынашивала эту идею более 30 лет, еще работая в сельской школе. Почему так долго? Причины разные: не хватало опыта, смелости, а главное — коллег, которые бы меня поддержали, поскольку я — командный человек. И, наконец, в 2016 году, как говорят, «карты сошлись»: у нас в гимназии появился учитель-праздник, влюбленный в немецкий язык и главное — любящий детей. Хорошо владеющая немецким языком, она заразила и своих учеников желанием его изучать. Чем отличались ее уроки? Прежде всего, они были творческими. Если тема «Одежда», то это показ мод, тема «Еда»,то дети готовят сами и сервируют столы в столовой, тема «Праздник» - дети посещают Кельнский фестиваль в русско-немецком центре. Учителю удавалось создавать ситуации, требующие естественное порождение речи, и дети говорили на немецком языке в гимназии больше (хоть он в гимназии и второй), чем на английском. Сам учитель повышала свой языковой уровень, посещая разговорные курсы в Институте им.Гете, и раз в два года выезжала в Германию, Любек, с этой же целью. Там и произошло ее знакомство с нашим будущим руководителем немецкой группы.
Итак, наша идея начала реально воплощаться: первый этап - определено контактное лицо с немецкой стороны.
На втором этапе была создана группа единомышленников. Учитель немецкого языка, учитель МХК и методист.
Немецкие друзья пригласили нас в город Науэн, Земля Брандербург. Согласно условиям, мы принимали 12 немецких старшеклассников первыми - в сентябре 2016г, а нас пригласили с ответным визитом в декабре 2016г.
Предстоял третий этап: формирование нашей группы. Найти 12 мотивированных учеников и их платежеспособных родителей не представляло труда. Началась организационная работа, которую мы грамотно поделили между тремя коллегами. Учитель немецкого языка занималась оформлением виз, учитель МХК готовила с ребятами творческую программу, а я как методист анкетировала ребят и родителей, обеспечивая тех и других своевременной информацией (см.приложенную анкету). Ученики создали группу в социальной сети Вконтакте (https://vk.com/spbsep2016 ), где мы обменивались необходимой информацией. Было проведено два собрания с родителями, принимающими немецких старшеклассников (Gastgeberfamilien), где обсуждались режим дня, особенности немецкой еды, возрастные особенности старшеклассников.
Итак, наши дети с нетерпением ждут немецких друзей: готовы продемонстрировать свои спортивные таланты (соревнования по плаванию — свой бассейн, по футболу — свое поле), музыкальные таланты, научить их создавать мультфильмы (своя мультстудия), родители продумали меню на неделю.
Наступает четвертый этап, самый ответственный — прием гостей и распределение их по семьям. Если распределение учеников по семьям прошло удачно, то с расселением немецких коллег возникла проблема, связанная с отсутствием приемлемых жилищных условий со стороны наших учителей для их приема. И когда немецкие коллеги приняли решение поселиться в гостинице рядом с нашей гимназией, мы были этому очень рады.
Вторая проблема — это обеды для всей немецкой группы: пришлось договариваться с работниками в столовой и самостоятельно оплачивать эти расходы.
На пятом этапе - этапе реализации нашего плана работы - не возникло никаких проблем, так как все мероприятия были тщательно продуманы, обозначены сроки и назначены ответственные. Особую благодарность хочется выразить нашим коллегам, которые дали открытые уроки по математике, русскому и немецкому языкам.
Насколько немецкие друзья были довольны нашим приемом, можно судить по из положительным отзывам и фотографиям.
Шестой этап — рефлексия: прощальный вечер, обмен впечатлениями, создание и презентация проектных работ по теме «Диалог культур».
С ответным визитом мы прилетели в предрождественскую Германию 11 декабря 2016г. Этому предшествовала не менее кропотливая работа по уточнению списка наших учеников (один заболел — произошла замена), оформлению документов. А главная наша задача состояла в том, чтобы психологически правильно настроить ребят. С этой целью было проведено занятие в форме дискуссии. В рамках подготовки нашей поездки была проведена видеоконференция всех участников с обеих сторон, где уточнялись условия нашего пребывания в Германии в немецких семьях.
В Науэене нас ждала разнообразная программа: посещение предрождественского Берлина, Потсдама, экскурсия по школе, посещение уроков. С большим энтузиазмом наши школьники разыграли сказку «Репка» на немецком языке и собирали материалы для проектной работы по теме «Немцы в России, русские в Германии».
Прощались со слезами на глазах и надеждой на долгосрочные контакты. Мечта осуществилась: ребята продолжают общаться. Цель достигнута: произошло взаимообогащение в области культур двух стран, повысилась учебная и познавательная мотивация к изучению иностранных языков, все участники получили новый опыт общения.
Итак, я поделилась нашим опытом организации международного школьного обмена: как мы шли от идеи к ее воплощению. Большую помощь оказало мне практическое пособие по российско-германским молодежным обменам «Мы+WIR», откуда я получила полезную информацию о правовой ответственности руководителя молодежным обменом, о страноведческих советах по Германии, о десяти правилах надежного партнерства, о финансовой составляющей и т. д.
Руководствуясь проделанной работой, в заключении хотелось бы дать несколько методических рекомендаций по организации международного школьного обмена, чтобы предотвратить кризисные ситуации, а они, к сожалению, возможны:

 

  1. Cогласовать с администрацией школы досрочное прохождение программы учениками, выезжающими за границу и принимающими зарубежных друзей, так как они выпадают из программы на две недели.
  2. Учитывать трудности и проблемы, которые могут возникнуть на этапах поиска единомышленников, поиска контактов, формирования групп, приема гостей, реализации плана и рефлексии. Профилактика этих проблем — лучший способ.
  3. Необходимо продумать систему мер поощрения самых активных участников международного школьного обмена (грамоты, благодарности итд)
  4. Взять на себя ответственность за здоровье и безопасность детей.
  5. Методично грамотно продумать информационную составляющую: снабдить каждого ученика визиткой с номером телефона, адресом проживания.
  6. Наладить и поддерживать связь с родителями.
  7. Продумать финансовую составляющую (кто понесет расходы на жилье и питание). Обеспечить финансовую поддержку учителей-энтузиастов, организующих международный школьный обмен.
  8. Заручиться согласием коллег, дающих открытые уроки.
  9. Согласовать с администрацией и классными руководителями отсутствие учеников.
  10. Подводить итоги на каждом этапе мероприятия

____________
Источник: "Мы+WIR". Практическое пособие по российско-германским молодежным обменам. Издатель: Российское национальное координационное бюро по молодежным обменам с Германией. Редакция: Арина Немкова, Йоханна Бонтцаль и др. Перевод Кристина Мюллер


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»