Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Результаты международных исследований в образовании
как источник развития образовательной практики
Федорова Елена Васильевна

«Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами».
Дмитрий Писарев
        Эти слова известного русского публициста и литературного критика XIX века Дмитрия Писарева мне показались как никогда актуальными сегодня, в XXI веке, когда интерес к проблемам образования в мире так возрос. Жизнеспособными становятся те модели образования, которые отвечают требованиям и вызовам современной эпохи. Изменяются и механизмы получения образования, набирают силу международные образовательные проекты. Образование и воспитание сталкиваются с процессами глобализации и  интернационализации, рынок труда становится все более международным.
        Меняется и современное общество, которое характеризуется уже как постиндустриальное или информационное. Следовательно, это требует оформление нового типа личности, способной иметь активную жизненную позицию, готовность и умение непрерывно учиться, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Перед нами стоят такие задачи, с которыми не сталкивались предыдущие поколения, соответственно, они требуют нестандартных решений.
        Чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества  встает  вопрос качества общего образования. Это связано с тем, что образование является одной из характеристик, определяющих развитие человеческого потенциала в стране. То насколько выпускник школы мотивирован и  подготовлен к будущей жизни, призваны определять международные исследования качества образования, такие как PISA, TIMSS, PIRLS.
        Могут повлиять результаты международных исследований в образовании на развитие образовательной практики? На мой взгляд, совершенно точно могут. Ведь после всех международных измерений мы можем получить ответы на многие вопросы и выявить недостатки нашей системы образования.
        По показателям международных сравнительных исследований показатели российских школьников находятся где-то в середине. По определенным предметам 50% школьников не осваивают школьную программу. Как констатируют эксперты, наши дети достигли хороших результатов за счет отличного знания фактического материала, но, к сожалению, далеко не всех научили применять знания в жизни и решать нестандартные задачи. Тем не менее, результаты исследований показывают, что школьное образование в России улучшается. Это связано во многом с его обновлением: меняются стандарты, учителя повышают квалификацию, в школы поставляется новое современное оборудование. Нужно сказать, что и родители школьников стали особенно заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное образование. У людей появилось ощущение, что от качества образования зависит успех в жизни. Например, успехи четвероклассников можно объяснить множеством причин. В этом возрасте не так важна школа, как обстановка в семье и приоритеты родителей. Читательская грамотность детей зависит в большой степени от поддержки семьи, от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие книжки читают. Оказывается, россияне больше, чем родители из других стран, занимаются с детьми до школы дома. На пользу пошел и переход начальной школы на четырехлетнее обучение.
        Успехи наших подростков несомненны. Другое дело, что знания, которые они демонстрируют – по большей части фактические. Задачи они могут решать лишь по выученному образцу, по стандартному алгоритму. С умением рассуждать, находить нестандартный подход, применять школьные знания в жизни у наших школьников большие трудности. И требования ЕГЭ здесь играют не последнюю роль. К сожалению, в наших школах присутствует оторванность учебных знаний от жизни. Что же с этим делать? На мой взгляд, конечно, нужно сохранять фундаментальную составляющую при обучении математике, но надо подумать о разгрузке учебного курса от второстепенных вещей и включением задач «из жизни». Предметные программы и знания должны работать не на память, а на развитие способностей.
        Также можно обратиться к успехам лидеров в международных исследованиях. По математике и естественным наукам первые места в мире среди четвероклассников и восьмиклассников занимают страны Юго-Восточной Азии, причем с большим отрывом от остальных.  В чем секрет их успеха? По мнениям специалистов, побеждают, как правило, страны, перед которыми исторически стояла очень серьезная, критически важная задача обеспечивать конкурентоспособность собственных граждан, развивать человеческий капитал и интеллектуальноемкие технологии. Лидерство стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь, связано с их желанием стать конкурентоспособными и сильными по сравнению с такой огромной державой как Китай. Что касается Финляндии, то после Второй мировой войны перед этой страной стояла общенациональная задача – выплата репараций, и она должна была искать, какими ресурсами обеспечить необходимые выплаты. Оказалось, что ставка на человеческий капитал – самый оптимальный вариант. В России этот процесс тоже начинается, поскольку и для нас в самом ближайшем будущем развитие человеческого капитала  будет иметь критическое значение.
        В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Особенность стандартов нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
         В начале ХХI в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Овладение универсальными учебными действиями позволяет школьникам усваивать необходимые понятия и формировать умения решать учебные и практические задачи. В соответствии с идеологией стандарта второго поколения школьник должен освоить определенное количество фундаментальных умений, которые позволяют ориентироваться в содержательном поле, а не сводить фундаментальное ядро к темам, которые нужно изучать. Таким образом, фундаментальное ядро включает в себя не только содержательные компоненты, но и набор обобщенных познавательных умений.

Информационные источники

  1. Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования - http://www.centeroko.ru
  2. Оценка эффективности процесса обучения TIMSS - http://www.education-medelle.com
  3. Международные сравнительные исследования: исследования качества образования TIMSS - http://www.education-medelle.com/articles/otcenka-effektivnosti-protcessa-obucheniya-timss.html
  4. Результаты международного исследования TIMSS-2011 - http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/2904/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf
  5. Изучение качества чтения и понимания текста - http://www.centeroko.ru/pirls/pirls.htm
  6. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии - http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.htm
  7. Первые результаты международной программы PISA-2009. Материалы для обсуждения. - http://www.centeroko.ru/public.htm
  8. ФГОС основного общего образования -  http://www.standart.edu.ru

Итог международных исследований: школьное образование в РФ улучшается - http://ria.ru/ratings_multimedia/20121211/788759958.htm
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»