Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что такое культура? Память - основа культуры

Полежаева Наталия Тимофеевна,
педагог-организатор ГБОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
школа-интернат №24
Невского района Санкт-Петербурга
 
«Культура человечества движется вперед
 не путем перемещения в «пространстве времени»,
 а путем накопления ценностей.»
(Д.С.Лихачев)
«Самая большая ценность в мире – жизнь:
чужая, своя, жизнь животного мира
 и растений, жизнь
культуры, жизнь на все ее протяжении –
и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…»
(Д.С.Лихачев)
«Память – основа совести и нравственности,
 память – основа культуры
(Д.С.Лихачев)
 
Введение.
 
      В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- спортивно-оздоровительное.
     Наверное, вряд ли найдется среди духовно здоровых людей такой человек, который не хотел бы быть культурным, однако под этим часто подразумевается лишь знание приличий и умение быть обходительным. Однако вежливость не есть культурность, а этикет еще не Этика.
Этикет – это свод правил поведения, а этика – живая, культурная основа жизни (живая: деятельная, выразительная, отвечающая реальным потребностям). Положение этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания.
     Основной составляющей этической основы человеческого бытия и формирующим Культуру личности являются : долг, честь, совесть, достоинство. С развитием цивилизации еще более актуальнее становится вопрос о формировании культуры личности, требуется все большая осознанность своей ответственности перед обществом, что является необходимым признаком культуры личности.
Безответственный человек не может быть культурным. Хорошо, если у человека чувство ответственности проявляется с детства. Если это не так, то надо формировать это качество  личности с раннего детства.
– 2 –
 
ивя в обществе, человек спрашивает себя, культурный ли я?
Нам с детства известны слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А кто должен помочь тебе, мне, нам стать культурными людьми?
Начнем с главного носителя культуры и понятия, что такое культура,
 
Глава 1. Человек и его место в мире.
 
     Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса – антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.
 
Полагают, что 8 – 5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на две ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе т др.),  другая
- к первым гоминидам (австралопитекам, обладающим двуногой походкой). Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек». А около 200 тыс. лет назад человек заселяет практически всю Землю.
     Человек познаёт и изменят мир и самого себя, свое происхождение и назначение. Место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
 
 
Глава 2. Понятие культуры.
 
      Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторический определенный развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие культура употребляется для характеристики определенных эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда и т.д.). В более узком смысле культура – сфера духовной жизни людей.
 
Глава 3. Сфера духовной жизни людей.
 
     Сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта,
 
- 3 –
нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
     Развитие, воспитание. образование – вот три главных аспекта, которые являются ведущими в создании облика цивилизованного, культурного человека!
 Нельзя назвать культурным человека, который имея высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести в семье, на производстве.
     Культурный человек – это личность, которая способна вести диалог, слушать и слышать собеседника.
«… Любя старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его настоящей жизни. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно назвать нашей «душой». Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души. – это есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.» (Д.С.Лихачев).
 
Глава 4. Что отличает культурного человека?
 
      Еще раз: развитие, воспитание, образование…
      Ребенок на начальном этапе жизни развивается с помощью мамы и папы. Родители несут прямую ответственность за воспитание своего чада, то есть создание культурного человека – их прямая обязанность.
     С раннего детства нас учат быть вежливыми, воспитанными, культурными. И читают нам одну из книжек с этими правилами. Вспомнили?
«Медведя лет пяти-шести учили как себя вести…». Водят в театры, музеи, читают книжки. Обращают внимание малыша на то, как важно не мешать никому, громко не кричать, пальцем не показывать… Потом к воспитанию ребенка подключаются общественные организации: детский сад, школа. Но то, что заложено с самого детства – остается на всю жизнь. В детском саду, школе пытаются подкорректировать отдельные аспекты воспитания, но часто это бывает не очень возможно.
      Родителя несут ответственность за воспитание своего ребенка. Учителя вызывают родителей,   если ребенок нарушает нормы общественного поведения. Случается и такое: за правонарушения, совершаемые несовершеннолетним подростком, несут ответственность родители, вплоть до уголовной. Часто звучат оправдательные слова со стороны родителей: мы такому не учили, мы дома не ругаемся… А так ли это?
Сегодня мы дети, а завтра взрослые, воспитывающие своих детей.
Сейчас мы часто видим картину: гуляет мама с малышом, мама курит и пьет, так называемые, «легкие» напитки. И все это видит, впитывает ребенок.
– 4 –
 
Подбор телевизионных передач, которые смотрит мама – это сериалы, бесконечные разговоры по телефону, а ребенок возится на полу сам  по себе. Но все слышит.
Как сказал великий философ: «Заговори, и я узнаю, кто ты». Особенно это проявляется в таких телевизионных передачах, типа «Пусть говорят» А. Малахова. Герои, участники передач – часто это простые люди со своими судьбами, бедами. Оппоненты, гости передачи – люди известные, умеющие себя вести, но когда начинает говорить человек, которого обидела судьба, которому не вырваться из круга повседневности – в такой стрессовой ситуации родители, родственники начинают кричать, обвинять друг друга. Мы, зрители. понимаем, что в этом кошмаре жил и живет ребенок. «Сфера «духовной» жизни людей» - вот она, эта сфера. А дальше круг повторяется – ребенок вырастает и повторяет жизнь своих родных, следуя их правилам  
поведения. Как вырваться из этого порочного круга? Как стать культурными людьми?
С возрастом надо понимать, видеть свои недостатки, Мы сами должны воспитывать в себе сдержанность, самоконтроль. Смотри вокруг, впитывай все хорошее. Один известный человек ответил на вопрос, кто его воспитывал: «Невоспитанные люди. Я смотрел на их поведение и старался так не делать».
Ведущую роль в развитии человека играет образование, интеллектуальный уровень отдельно взятой личности, Люди всегда должны стремиться познать что-то новое, интересное для себя, иначе они могут деградировать в плане духовного и умственного развития. Это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям. Образование задает некую планку, которой человек должен стараться придерживаться. Но есть культура природы - в деревнях, окруженных первозданной красотой мира, вырастают удивительно культурные люди. Они умны и добры. Каждый их день созидателен. Они растят детей, собирая последние деньги, отправляют в города учиться. Сколько таких молодых юношей и девушек приезжали, приезжают покорять большие города. Не растеряйте доброту, которую вам дали в семье.
Отличительной чертой цивилизованного человека является разрешение конфликтных ситуаций при помощи беседы, не оскорбляя, не унижая собеседника. Интеллигентные люди находят компромиссы, общие точки соприкосновения, но никогда не позволяют себе грубости по отношению к оппоненту. Культурным человеком быть не так уж и сложно, нужно только чаще обращать внимание на свое поведение, стараться его корректировать, направляя в нужное русло. Помните, что «душа обязана трудиться…».
И что еще отличает культурного человека?
       Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Совсем не надо, чтобы Ваша речь была наполнена «умными выражениями». Человеку, владеющему  языком с детства, не нужно специально учиться вести бытовую беседу, писать письма друзьям. Ему
– 5 –
только нужно следовать правилам вежливости и хорошего тона. Сейчас, когда произошло определенное перемешивание народностей, люди часто не понимают речь соседа. Но надо проявить терпение, при уважении и терпимости друг к другу все наладится, но не сразу. Могут пройти десятилетия, когда мы, люди разных религий, образования, научимся понимать друг друга и двигаться дальше. Только нам быть добрыми друг к другу. Ведь другой цвет кожи. другой язык – это не знак некой ущербности.
Достаточно вспомнить хотя бы страницы школьного учебника о древних цивилизациях, которые дали миру великий ученых, великие открытия.
Общим для всех народов является умение самоотверженно трудиться на благо своей семьи, своего народа, своей страны. Вот это и отличает культурного человека в ряду других людей. Внешняя, показная вежливость
не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Сердце нужно воспитывать…
Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку «благодаря» ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только отдельному человеку, но всего общества.  
 
Заключение (выводы)
 
     От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти немало ступеней и для начала стать цивилизованным. Культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.
      Стремление  к знаниям и открытость всему новому – одна из особенностей и характерная черта культурного человека. Продвигаясь к Культуре, мы получаем образование, но, становясь образованным, становимся ли мы при этом культурными?
      Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо приложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентироваться в различных сферах Культуры; не только в искусстве, но и в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомыми с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре. Может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может ли относится без уважения к своей матери, учителю?
       Так уж сложилось, «спасибо» техническому прогрессу, мы почти перестали читать. Но давайте находить в наших навороченных гатжетах не «стрелялки», а мысли людей, которые жили и живут рядом с нами. Будем открыты знанию, всему новому, миру.
 
– 6 –
 
     Нам повезло, мы живем в таком прекрасном городе, городе белых ночей, великих зодчих, писателей. В городе, где живут и трудятся миллионы добрых людей. Полюби свой Город! Гуляй по его улицам, набережным, смотри в отражение неба в каналах Санкт-Петербурга! Береги свой Город! Узнавай и изучай его! Хоть мы и родились здесь, на берегах Невы, нам так еще много надо узнать о нашем Городе. Не теряйте времени даром. Каждый человек обязан знать , среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуру!
«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой» (Д.С.Лихачев)
«Знание – сила!. Искусство недоступно бессильному» (Д.С.Лихачев)
 
Мы сами должны быть интеллигентными, культурными, воспитанными, понимать красоту и быть добрыми, благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю эту красоту, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать!
 
 
Что же отличает культурного человека?
- ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ И ОБРАЗОВАННОСТЬ
- ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И РОДИНЕ
- ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И УМЕНИЕ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ
- ПОЧИТАНИЕ ЗНАНИЯ, ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЫСОКОМУ КАЧЕСТВУ
- ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
- СОХРАНИТ САМООБЛАДАНИЕ И ДОСТОИНСТВО В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ И ПОМОЖЕТ ДРУГОМУ
- СЕРДЕЧНАЯ ПРЕДАННОСТЬ КО ВСЕМУ НОВОМУ И СОЗИДАТЕЛЬНОМУ
 
 
Список использованной литературы и источников:
 
1. Д.С.Лихачев «Письма о добром»
2. Большая иллюстрированная ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
3. Словарь русского языка С.И.Ожегова
4. Культурология, под редакцией Г.В. Драча, «Феникс» 1996 г.
5. В.И. Добрынина «Актуальные проблемы культуры ХХ века , М., Знание 1993 г.
6. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС.  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»