Мои мысли о новом предмете ОРКСЭ
Лещинская Мария Владимировна,
преподаватель ГБОУ школа №118
Притча о слепцах и прорицателях.
«В один день к Мастеру пришли ученики и спросили:
- Учитель, можем ли мы обратиться к гадателю или астрологу, чтоб узнать, что ждет нас в будущем?
Мастер закрыл глаза и, подумав, произнес:
- Разве я знаю, что вы можете? Судьба человека — всегда непроглядная тьма, где видным становится только пройденный отрезок. Мечтающий , узнать будущее у гадалок, астрологов, толкователей снов и прорицателей, подобен человеку, с таким вниманием вглядывающемуся во тьму, что перед глазами у него появляются искры, вспышки и видения. Так, что ему уже кажется, будто он начал видеть. Такой упадет скорее.
- Что же делать? Оставаться слепыми?
- Лучше быть слепыми и учиться ходить во тьме, подобно им, чем, начав считать себя зрячими, особенно с чужих слов назвавшихся видящими, прекратить ощупывать путь и упасть в пропасть. Смотрите внутрь себя — вот где вам нужно зрение. Научитесь принимать жизнь такой, какая она есть, а не как бы вам хотелось. Красивые слова о свете и прозрении из других уроков не заменят вам умения находить верную дорогу единственно доступным путем.
- Каков же этот путь, учитель?
- Делать каждый шаг после предыдущего, осознавая, что он самый важный и последний, а впереди еще 10 000 таких же.
- Во тьме?
- По дороге.
- Но ведь предсказанное часто сбывается! — Удивлялись ученики.
- Чем больше предсказать — тем больше сбудется, чем туманнее предсказать — тем яснее исполнится, чем больше поверить — тем точнее проложить себе тропинку по вере. Не смотрите в несуществующее — не разглядите реальное. Не стремитесь прозреть — станете хуже слепцов. Оставайтесь слепцами, осознавая путь и не обращая внимания на слова «свет» и «тьма» — и вы прозреете.
- Ты точно знаешь, что предсказать будущее невозможно? — Не отставали ученики.
Мастер рассмеялся.
- Нет, я просто совершенно точно не знаю, что возможно.»
Когда я шла на курсы по ОРКСЭ, я, наверное, была подобна этим ученикам. Я надеялась прозреть, получить ответы на все волнующие меня вопросы. Ведь дать знания – это одно. А говорить о мире духовном, сокровенном для каждого человека, очень и очень сложно.
«На что же мне опираться в свой работе?», - вот какой вопрос стоял передо мной. И ответ на него я услышала. Нужно научить детей смотреть внутрь себя, опираться на их эмоциональный мир, присущий данному возрасту. Дети – это чистый листок, но чистый не значит пустой. Чистый он потому, что не испачкан злобой, ненавистью, безразличием к окружающим. И моя задача – помочь ребёнку сохранить в себе - то прекрасное, что заложено природой, и приумножить эти знания. Помочь ему пройти по дорожке истины, не свернуть с неё и не упасть в бездуховную пропасть.
«А не будет ли мне страшно?» - думала я. И услышала, что если человеку, начинающему что-то новое, доселе неизвестное не страшно, то стоит задуматься над этим. Не возомнил ли он себя прорицателем, способным по мановению ока, воспитать человеческую душу, и стоит ли ему доверять эту благую, на мой взгляд, и бесценную миссию, возложенную на нас – учителей. Да, пусть будет страшно, от осознания чего-то неизвестного. Но страх со временем, я так считаю, должен перерасти в радость осознания того, что то, о чём мы говорили с детьми на этих уроках, оставило в их душе хотя бы маленькую, но всё- таки так необходимую ранку. И чтобы эта ранка болела за нашу Родину, на ближнего, за семью. И тогда я буду уверена в том, что Россия будет жива именно благодаря вот этим мальчишкам и девчонкам – маленьким, но уже «Людям» с большой буквы.
И когда мы учителя, говорим о том: «Ну почему же этот урок отнимает час от уроков чтения? Ведь на уроках литературного чтения мы учим детей думать, они соприкасаются с миром прекрасного через произведения классиков. Дети так же сопереживают литературным персонажам, видят борьбу добра и зла, говорят об общечеловеческих ценностях. » Я не соглашусь со своими коллегами, и вот почему. Во-первых, одно дело сопереживать вымышленным персонажам, и соврем другое – реальному старому больному человеку, который живёт в соседней квартире. Если ты видишь его боль – боль не только физическую, но и душевную. Боль одиночества, безысходности на склоне жизни, и ты не проходишь мимо, тебе хочется ему помочь. Пусть это будет хотя бы доброе слово, но оно согреет душу старику гораздо больше чем денежная подачка. Можно говорить о человеческих ценностях, понимать, что они жизненно необходимы в нашем обществе, но, не пропустив их через себя, нельзя назвать себя «Человеком». И, во-вторых, человек – это единый организм. И какую бы часть этого организма нам не ампутировали, будет больно, нехватку этой части мы будем ощущать. Поэтому говорить о том, что надо было этот час отнять от уроков физкультуры или технологии. Я думаю так же неправильно. Но вот отнять возможность у детей стать высоко духовными личностями, не дать им зачерстветь душой, помочь ребятам разобраться где, правда, а где ложь, стать истинными патриотами своей Родины, я думаю, вот это страшно… Я, конечно, понимаю, что за один год, когда мы будем изучать этот предмет, добиться всего того, о чём я говорила невозможно, да и не нужно. Ведь человек идёт по жизни и учится на протяжении всей своей жизни. Учится на своих ошибках, на ошибках ближних. И самое главное, чтобы делая каждый свой последующий шаг, он осознавал необходимость и важность предыдущего шага.
Мне бы хотелось, чтобы посредством нового предмета, мечта о духовном возрождении России вышла из ранга «утопической мечты» и обрела реальные крылья, расправив которые, привнесла частичку души в души наших учеников, помогла стать нашим ученикам людьми, испытывающими тягу к духовным потребностям. Ибо только человек, испытывающий эту тягу, способен к творчеству, к созданию в себе всё новых духовных ценностей, к духовному общению.
01.06.2015 года