Профессиональная компетенция преподавателя
Воронова Ольга Георгиевна
Профессиональная компетентность специалиста определяется не только базовыми профессиональными знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста. Эталон профессиональной компетентности педагога складывается из умений учителя, владения методикой преподавания предмета, общей культуры учителя, владения речью, способности воздействовать на духовный мир учащихся, понимая их, уважая их. Отсутствие хотя бы одного из компонентов уменьшает эффективность деятельности специалиста. Непрерывное образование педагога должно быть направлено на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, представление о себе как специалиста, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию. Непрерывное образование не должно сводиться к чисто профессиональным проблемам. Осознание себя как специалиста есть условие совершенствования его профессиональной компетентности, необходима самодиагностика, самоанализ всех составляющих профессиональную компетентность. Общая культура человека, его гуманитарные знания играют значительную роль в его профессиональной деятельности. Гуманитарные знания дают учителю возможность осознавать мир вокруг себя, гуманитарные знания являются рабочим инструментом учителя. Общую культуру учителя определяют знания в области философии и психологии, отечественной и мировой истории и культуры, знания в области различных искусствах, знания родного и иностранного языка. Главная задача педагога – быть творцом личности. Чтобы стать способным творить личность, педагог должен сам сформироваться таковым. Иностранный язык является не только средством межкультурной коммуникации, но и важнейшим средством развития личности. Показателем мастерства и культуры педагога является профессионально – речевая культура учителя. Современная жизнь требует рождения нового уровня мышления, человека, нестандартно мыслящего, обладающего хорошим творческим потенциалом. Личность учителя, его культура играют немаловажную роль в процессе обучения и воспитания детей. Здесь нет мелочей, важно всё, даже внешний вид педагога, его речь и манеры поведения, ведь он находится на протяжении нескольких часов под неусыпным наблюдением десятков пар глаз, отмечающих малейший промах. Привычка всегда смотреть на своих учеников « сверху», не уважать их мнение и запросы, позволяет сделать вывод о « не очень высокой» культуры педагога. Учитель обязан быть всесторонне культурной личностью. Одной профессиональной культуры сейчас уже мало. Педагог по роду своей деятельности близок к работникам культуры. Педагог – это и художник, и писатель, и музыкант, и артист. Если ученики – это зрители, то учитель являет собой театр одного актёра. Учитель , владеющий хотя бы толикой актёрского мастерства, может добиться огромных успехов. Учитель обязан быть очень хорошим психологом, иначе его работа не имеет никакого смысла. Только искренняя забота и неподдельный интерес могут заставить детей ответить благодарностью и привязанностью за подлинное чувство.