Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин как необходимое условие формирования экологической грамотности
С.А. Кузьмина, к.п.н.;
Н.Н.Бельцева, к.п.н.
Теоретическое исследование сущности экологической грамотности старших подростков в процессе изучения естественнонаучных дисциплин позволило нам предположить, что процесс формирования экологической грамотности подростков будет эффективным, если будет соблюдено одно из главных педагогических условий - реализация межпредметной интеграции естественнонаучных дисциплин, способствующей формированию научно познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций подростка в окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды.
Межпредметность экологического образования предполагает согласование различных аспектов получения экологических знаний взаимодействия человека с окружающей средой, причем не как механическое включение экологических знаний в содержании школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания знаний основной цели экологического образования- воспитание экологически грамотной личности.
Интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов позна
ния и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде. Межпредметный подход в экологическом образовании подростков представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализации идей системного подхода.
Впервые на роль межпредметной интеграции в экологическом образовании указал И.Д.Зверев: « Межпредметность... прежде всего, обусловливает целостность всей структуры содержания образования в его составных циклах, учебных дисциплин: естественнонаучном, общественно-историческом, гуманитарно-эстетическом"' [3].
Межпредметность в системе экологического образования – это, прежде всего, согласование содержания и путей раскрытия законов, принципов и способов функционирования биосферы, которые изучаются во всех науках о природе, обществе и мышлении.
Выявляя состав содержания экологического образования в межпредметном плане, И. Т. Суравегина и Т.В.Кучер сгруппировали его в четыре компонента: научный, ценностный, нормативный, деятельностный [5]. В соответствии с этим можно определить экологическое содержание естественнонаучных дисциплин:
- научный компонент (ведущие теории, идеи, концепции, характеризующие здоровье человека и природной среды обитания);
- ценностный компонент (экологические ориентации подростка на различных этапах истории общества: цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности);
- нормативный компонент (система нравственных и правовых принципов, норм, предписаний и запретов экологического характера);
- деятельностный компонент (практические действия экологического характера по отношению к природе.
Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании межпредметного подхода обуславливается не только объективным единством мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством, что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.
Межпредметность предполагает, что в каждом учебном предмете существуют темы, объяснение которых невозможно без привлечения материала других естественных дисциплин, поэтому им необходимо придать междисциплинарный характер. Но каждая учебная дисциплина имеет неодинаковые возможности в плане проведения ее экологизации.
Так, содержание курса биологии раньше других учебных дисциплин стало включать в себя экологическую направленность, так как влияние окружающей среды на состояние живых организмов проявляется при малейшем изменении ее параметров.
В курсах физики и химии экологическое содержание стали определять недавно. В этом направлении много сделано в работах А.Н.Захлебного [2].
В настоящее время трудно представить экологические проблемы без измерения параметров окружающей среды при помощи физических и химических методов, определения предельно допустимых норм и концентраций (ПДН и ПДК) вредных веществ в воздухе, почве, воде, продуктах питания, в товарах народного потребления. Невозможно также моделирование, анализ и прогнозирование экологических ситуаций без знаний, приобретенных по разным дисциплинам. Поэтому экологические знания, формируемые в рамках даже одной дисциплины, могут быть интерпретированы с помощью других естественнонаучных наук.
Междисциплинарный подход в экологическом образовании подростков предполагает: систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей; конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней; системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды; использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе; широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции).
В.Н.Максимова и Н.В.Груздева [4] определяют, что синтез современного естествознания должен осуществляется в трех направлениях:
1. Межнаучный синтез, который привел к возникновению пограничных наук - биофизики, биохимии, физической географии, и других;
2. Методологический синтез, обеспечивающий единую методологию естествознания на основе принципов системности и развития природы;
3. Синтез науки и практической деятельности, который направлен на решение комплексных глобальных проблем современности.
Так как экология является пограничной наукой, в экологических процессах проявляется системность в развитии природы, и экологические проблема становятся глобальными проблемами современности, поэтому экологические знания становятся синтезирующими в современном естествознании.
Несомненно, основная роль в экологизации и интеграции учебных дисциплин принадлежит преподавателю. Поэтому он должен изучать учебники, учебные пособия и программы для выяснения уровня отражения в них межпредметных связей и степени их экологизации; иметь представление об основных экологических проблемах регионов и мира; изучать материал смежных дисциплин в применении рассматриваемых вопросов.
Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов:
а) изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей;
б) постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов;
в) выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;
г) работа с таблицами и иллюстрациями;
д) составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др. [1].
Межпредметные занятия можно применять, привлекая некоторые межпредметные знания учащихся. К ним относятся:
- составление и решение задач с экологическим содержанием, решение которых требует применения экологических навыков и знаний, приобретенных по другим дисциплинам; в условиях которых содержатся занимательные факты и количественные данные из области знаний по экологии, при решении которых надо применять теории, законы и правила, усвоенные при изучении смежных дисциплин, предполагающие комплексное рассмотрение экологического явления или объекта;
-беседы с учащимися на занятиях с сообщением экологического материала с межпредметным содержанием;
- организация совместных экскурсий с экологической тематикой; организация выставок измерительных приборов параметров окружающей среды; изготовление наглядных пособий, стендов, альбомов, моделей, приборов и т.д. с экологическим содержанием.
Интеграция дисциплин проводится в соответствии с областью изучения ими природы: физики - как науки, изучающей простые, а вместе с тем наиболее общие свойства материального, мира; химии - как науки, изучающей превращения веществ, сопровождающегося изменением их состава и строения; биологии - как совокупности наук о живой природе, география - как науки о строении земли, месте обитания живых организмов. Разобщенность знаний, сообщаемых на занятиях по каждой из этих дисциплин - одна из причин отсутствия четких представлений о естественнонаучных понятиях в их универсальном значении.
Принцип единства картины мира отражает важнейший принцип естествознания, согласно которому развитие науки приводит к целостной и устойчивой картине миропонимания, на основе которого воспринимаются реальные процессы. Естественнонаучная картина мира является моделью природы и выполняет объяснительную функцию тех явлений и процессов, которые в ней протекают в экологической взаимосвязи.
Фундаментальной частью естественнонаучной картины мира является физическая картина мира, объясняющая механизмы движения частиц микро и макромира. Химическая картина мира объясняет сложный процесс взаимопревращений веществ и элементов в природе. Биологическая картина мира создается, как наиболее сложная, на основе физической и химической картин мира. Изменение физических и химических параметров окружающей среды приводит к изменению и даже гибели живых организмов. Создавая биологическую картину мира, прежде всего, следует опираться на экологические знания.
Картины мира в каждой из учебных дисциплин создаются при постепенном и непрерывном обобщении пройденного материала. Это - обобщение тем, разделов, глав. Необходимо подчеркивать то, что изучаемое обобщение является частным по отношению к более полному обобщению. Естественнонаучная картина мира претерпевает изменения с каждым новым витком открытий в этой области, но неизменным остается материальное единство мира. Этому доказательством служат новые экологические катастрофы на планете.
Понимая необходимость межпредметности содержания экологического образования преподавателям необходимо проводить работу по углублению и обобщению естественнонаучных понятий и законов, усвоение которых является необходимым условием в формировании научного мировоззрения и понимания картины мира.
Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов, раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности подростков по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования подростков.
К таким формам относится:
-домашняя работа по предметам естественнонаучного цикла с самостоятельным поиском решения, требующая привлечения знаний по другим естественнонаучным дисциплинам;
-межпредметный кружок, где подростки могут извлечь интересные знания в области естественнонаучных дисциплин;
-комплексные экскурсии по нескольким естественнонаучным дисциплинам на строительные, культурные, промышленные и природные объекты, где подростки непосредственно могут наблюдать технологические процессы, параметры окружающей среды, результаты влияния деятельности человека на окружающую среду;
-литературно-художественные вечера и ролевые игры экологического содержания наиболее близки к основам экологического воспитания и образования подростков;
-конкурсы и выставки экологического содержания, позволяющие каждому подростку реализовать свое видение мира в эмоциональной и практической форме;
-межпредметные экологические конференции и факультативы, рассчитанные на наиболее любознательную и подготовленную по естественнонаучным дисциплинам часть подростков, способных на самостоятельный поиск и естественнонаучные обобщения.
Естественные науки начали свое развитие и углубление с попыток объяснить целесообразный порядок в природе. После долгих лет дифференциации огромного многообразия причудливых явлений природы, процессов, протекающих в ней, классификации живых и неживых организмов и веществ, существующих в природе, естественные науки пришли к поиску общих начал ее гармонии. Экологическая картина мира позволяет оптимально решать этот вопрос. Формирование представлений об идеях естественных наук при экологизации этих дисциплин с использованием межпредметной интеграции позволяет воспитать экологически грамотную личность.
Литература:
1. Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-
на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.
2. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретические основы и пути реализаций // Докт. дисс. -М., 1985.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.- 96 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
5. Суравегина И.Т., Кучер Т.В., Сенкевич В.М. Экологическое образование в школе //Советск. педагогика, -1990. -N12.- С.47.