Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация муниципальной Модели выявления, поддержки
и развития одаренных детей на примере Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Самтыкова Марина Викторовна,
специалист отдела общего образования
Департамента образования Администрации муниципального образования Тазовский район

Необходимость выявления и поддержки одарённых детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности. Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие потенциала человека. В связи с вышесказанным возникла необходимость создания муниципальной модели выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Апробация Модели позволяет сделать вывод о том, что начинает формироваться система сотрудничества с предприятиями топливно-энергетического комплекса по работе с одаренными детьми. 15 декабря 2013 года в Центре национальных культур состоялся XVIIрайонный фестиваль детского творчества «Добру пусть откроется сердце», который прошел под девизом «Наша зеленая планета», посвященный  Году окружающей среды. В рамках мероприятия прошла торжественная церемония награждения победителей районного конкурсадетских творческих работ  «Зелёная планета», посвящённого Году охраны окружающей среды, проведённого по инициативе Филиала «Мессояха» ООО «Газпромнефть-Развитие» совместно с Департаментом образования Администрации Тазовского района. Победителям конкурса были вручены памятные ценные призы, каждому участнику – футболка с логотипом «Год экологии» от спонсоров - Филиала «Мессояха» ООО «Газпромнефть-Развитие». На базе МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа  реализуется проект «Я выбираю специальность» совместно с ООО «Газпром Добыча Ямбург».

Развитие системы (на основе регионального реестра) внутримуниципальных  и межмуниципальных интеллектуальных конкурсов, олимпиад:

Наличие  системы работы по выявлению, поддержке и развитию  способных и талантливых детей позволило добиться положительной динамики в результативности участия обучающихся образовательных организаций района  в мероприятиях всех уровней: по итогам 2013 года приняло участие 5321 обучающихся, из них  победителями  и призерами стали 2157 обучающихся, результативностьучастия составила  40,54 %.

Тридцать семь  обучающихся приняли участие во  всероссийских научно-исследовательских, изобретательских конкурсах и конференциях – двадцать всемь человек стали победителями и призерами(всероссийский конкурс «Юный исследователь» (г. Обнинск);всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», г. Сочи;всероссийский Балтийский научно-инженерный смотр-конкурс учащихся (г. Санкт-Петербург);всероссийский  конкурс школьных научно-исследовательских работ «История СССР глазами очевидцев»;конкурс социальных  проектов, направленных на развитие этнокультурной, региональной и гражданской идентичности детей/подростков в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока; всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность. Наука. Культура» (г. Москва, Непецино);Малая Нобелевская академия в рамках межрегионального этапа XI Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» (г. Сочи).

Девять  обучающихся Гыданской  школы-интерната, три воспитанника и три воспитателя  МКОУ Детский дом «Надежда»  получили Благодарственные письма Департамента по делам КМНС ЯНАО  за участие   в международном конкурсе детских рисунков «Дети в оленеводстве – 2013» в рамках проведения VВсемирного конгресса оленеводов в городе Генхе (Монголия, Китайская народная республика», июль 2013 г.).

Два воспитанника МКОУ Детский дом  стали лауреатами  IIIобщенационального Фестиваля Ассамблеи «Будущее России». Данный Фестиваль проводится для детей детских домов, школ-интернатов, приютов; детей, оставшихся без попечения родителей (октябрь 2013 г., г. Москва).

Повысилась степень эффективности участия школьников района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (22,2%)  в сравнении с 2012 годом на 9%. В региональном этапе олимпиады в текущем году приняли участие 14 обучающихся (18 – суммарное количество) Тазовского района (в 2012/2013 учебном году – 15 – суммарное количество).

По итогам регионального этапа олимпиады по обществознанию и русскому языку призерами признаны 4 обучающихся, 1 ученица  поощрена Грамотой за популяризацию народных традиций в творческом проекте по технологии. Результативность участия в региональном этапе олимпиады команды Тазовского района повысилась (2 призера в 2013 году, 4 призера в 2014 году).

  В этом учебном году  учащиеся МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования, участницы межрегиональной олимпиады школьников по краеведению и родному языку,  стали победителем в номинации «Краеведение» и призером в номинации «Родной (ненецкий) язык». В декабре 2013 года (г. Лабытнанги) в окружном этапе IIнаучно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» принимали участие 2 человека, оба стали призерами в своих номинациях.

  Следует отметить, что работа  по выявлению одаренных детей ведется  с раннего возраста -  детского сада, с первой ступени обучения: районная интеллектуальная игра «Эврика» для обучающихся 3-х классов, районная конференция юных исследователей «Мой первый доклад» для обучающихся 2-4-х классов, районная предметная олимпиада для обучающихся 4-х классов.

В результате апробации элементов  муниципальной Модели выявлено, что она позволяет на более высоком профессиональном уровне направлять и отслеживать  тенденции развития работы с одаренными детьми и использовать наиболее эффективные формы подготовки одаренных детей к участию  во всероссийских, международных, региональных конкурсах, фестивалях,  олимпиадах.

2. Проблемы муниципальной системы образования, выявленные в ходе апробации региональной Модели

В ходе апробации Модели в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью отмечен ряд проблем, в числе которых:

- существующая система обучения в образовательных организациях не в полной мере обеспечивает индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом;

- требует дальнейшего развития система консалтинга, т.е.  оказания консультативной помощи одаренным детям, их родителям (законным представителям) с применением online-технологий на основе сетевого  сотрудничества;

- отсутствует система в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических и управленческих кадров  в организации процесса выявления и сопровождения талантливых детей и системы индивидуального медико-психологического сопровождения  одаренных детей;

- уровень обеспеченности информационными ресурсами образовательных организаций недостаточен, что ограничивает полноценную работу одаренных и талантливых детей с различными источниками информации;

- не в полной мере сформированы условия для самореализации детей и подростков из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Задачи, поставленные на 2014 год для решения выявленных проблем

- организация работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей на основе муниципальной Модели в образовательных организациях района;

- обеспечение преемственности в сопровождении одаренного ребенка в условиях общего образования;

- повышение эффективности участия школьников в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах, фестивалях, в том числе с использованием дистанционных технологий;

- расширение использования образовательными организациями дистанционных образовательных ресурсов, Интернет-технологий в работе с одаренными детьми;

- повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей по вопросам детской одаренности и создания благоприятных условий для раскрытия талантов и способностей детей.

4. Мероприятия 2014 года по решению выявленных проблем

- корректировка институциональных Моделей на предмет включения всех направлений реализации Модели;

- разработка положений о консультативно-диагностической службе для одаренных детей и их родителей на базе ОО, организация деятельности консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей на базе ОО;

- формирование банков информационно-методических материалов на базе ОО;

- открытие ресурсных  центров по работе с одарёнными детьми по всем направлениям Модели на базе ОО.

5. Система управления работы с одарёнными детьми

Отдел дополнительного образования и воспитательной работы, отдел общего образования

Образовательные организации

Методический совет. Психолого-педагогическая служба. Ресурсные центры

Методические объединения. Творческие группы. 

6. Направления  деятельности созданных на базе образовательных организаций ресурсных центров по работе с одаренными детьми:

- диагностика и отслеживание развития одарённых детей;

- интеграция различных субъектов образовательной деятельности;

- непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей;

- подготовка педагогических кадров к работе с одарёнными детьми;

- информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей;

- мотивационная поддержка одарённых детей и процесса их сопровождения;

- развитие сети творческих конкурсов и мероприятий, участие в региональных дистанционных  Интернет-олимпиадах, конкурсах, мероприятиях;

- общественное признание, сертификация достижений, стимулирование одарённых детей.

7.  Мотивация и стимулирование одарённых детей в МСО.

Финансирование мероприятий, направленных на создание открытой развивающей  среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников и обучающихся, образовательных запросов социума, за счет средств муниципальной программы муниципального образования Тазовский район  «Развитие образования» на 2014-2016 годы.

В целях стимулирования творческого, интеллектуального роста и становления  обучающихся  и воспитанников, а также объединения усилий руководства района, органов управления образования и образовательных организаций в вопросах поддержки талантливых детей, создания условий для развития одаренности учащихся образовательных организаций Тазовского района учреждены персональные гранты и стипендии Главы района. В 2013 году обладателями Гранта главы стали 54 обучающихся (в том числе, грант получила команда девушек по волейболу – 12 человек), стипендии 92 (в том числе, 1 хореографический коллектив из 8 человек);  62 педагога стали обладателями дипломов «За педагогическое мастерство» и специальной статуэтки; в рамках районного конкурса «Достижения молодых» 7 обучающимся  вручены гранты  и 7 обучающимся – стипендии Главы района «Достижения молодых»; 7 выпускникам, проявившим особые успехи в учении, вручены гранты Главы района.

Вопросы выявления и развития молодых талантов решаются в тесном сотрудничестве со всеми ведомствами: органами местного самоуправления, департаментом социального развития, Управлением по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования, предприятиями ТЭКа, Управлением культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма, средствами массовой информации (газета «Советское Заполярье», «Студия Факт»).

8. Участие одарённых детей в выездных интенсивных школах.

В 2013-2014 учебном году обучались в интенсивных (предметных) школах для одаренных детей за пределами района 32 обучающихся

9. Организация повышение квалификации педагогических кадров в области работы с одарёнными детьми на институциональном  уровне.

МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования – на заседании творческой группы изучалась теория  вопроса о новых технологиях, методах, формах работы с одарёнными детьми.

МКОУ Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования -   утвержден план  об организации работы с одаренными детьми, утверждена программа подготовки учащихся к олимпиадам, на заседании районного методического совета обобщен опыт учителя технологии по организации учебной деятельности одаренного ребенка на уроках технологии.

МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа – мастер-класс учителя начальных классов «Выявление одаренных детей» в рамках конкурса педагогического мастерства, обобщен опыт учителя обществознания по теме «Познавательная и личностная компетентности в преподавании обществознания и права»; методический семинар на тему «Особенности работы с одарёнными детьми в условиях модернизации школы» в 2013-2014 учебном году на заседаниях методического совета рассмотрены вопросы: «Алгоритм построения системы подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам», «Планирование управленческой деятельности по обеспечению качества подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах»; методические вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседаниях методических объединений учителей иностранного языка, истории и обществознания, русского языка и литературы, математики, физики и информатики.  

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа – на институциональном уровне обобщение опыта работы с одаренными детьми учителя математики; методические вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседаниях методических объединений учителей математики, физики и информатики, истории, обществознания краеведения, химии, биологии, экологии и географии.

МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования – семинар педагогов учителей эстетического цикла по теме «Обмен опытом работы с одаренными детьми при подготовке к школьным олимпиадам»; семинар «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы»; вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседании  методического совета, методических объединений  учителей родного языка и литературы, физико-математического, естественно-гуманитарного циклов; методический семинар  «Роль интерактивных методов в работе с одаренными детьми»..

В осенние каникулы 2013-2014 учебного года проведена первая муниципальная каникулярная школа с целью интенсивной предметной подготовки.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»