Реализация муниципальной Модели выявления, поддержки
и развития одаренных детей на примере Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Самтыкова Марина Викторовна,
специалист отдела общего образования
Департамента образования Администрации муниципального образования Тазовский район
Необходимость выявления и поддержки одарённых детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности. Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие потенциала человека. В связи с вышесказанным возникла необходимость создания муниципальной модели выявления, развития и поддержки одарённых детей.
Апробация Модели позволяет сделать вывод о том, что начинает формироваться система сотрудничества с предприятиями топливно-энергетического комплекса по работе с одаренными детьми. 15 декабря 2013 года в Центре национальных культур состоялся XVIIрайонный фестиваль детского творчества «Добру пусть откроется сердце», который прошел под девизом «Наша зеленая планета», посвященный Году окружающей среды. В рамках мероприятия прошла торжественная церемония награждения победителей районного конкурсадетских творческих работ «Зелёная планета», посвящённого Году охраны окружающей среды, проведённого по инициативе Филиала «Мессояха» ООО «Газпромнефть-Развитие» совместно с Департаментом образования Администрации Тазовского района. Победителям конкурса были вручены памятные ценные призы, каждому участнику – футболка с логотипом «Год экологии» от спонсоров - Филиала «Мессояха» ООО «Газпромнефть-Развитие». На базе МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа реализуется проект «Я выбираю специальность» совместно с ООО «Газпром Добыча Ямбург».
Развитие системы (на основе регионального реестра) внутримуниципальных и межмуниципальных интеллектуальных конкурсов, олимпиад:
Наличие системы работы по выявлению, поддержке и развитию способных и талантливых детей позволило добиться положительной динамики в результативности участия обучающихся образовательных организаций района в мероприятиях всех уровней: по итогам 2013 года приняло участие 5321 обучающихся, из них победителями и призерами стали 2157 обучающихся, результативностьучастия составила 40,54 %.
Тридцать семь обучающихся приняли участие во всероссийских научно-исследовательских, изобретательских конкурсах и конференциях – двадцать всемь человек стали победителями и призерами(всероссийский конкурс «Юный исследователь» (г. Обнинск);всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», г. Сочи;всероссийский Балтийский научно-инженерный смотр-конкурс учащихся (г. Санкт-Петербург);всероссийский конкурс школьных научно-исследовательских работ «История СССР глазами очевидцев»;конкурс социальных проектов, направленных на развитие этнокультурной, региональной и гражданской идентичности детей/подростков в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока; всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность. Наука. Культура» (г. Москва, Непецино);Малая Нобелевская академия в рамках межрегионального этапа XI Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» (г. Сочи).
Девять обучающихся Гыданской школы-интерната, три воспитанника и три воспитателя МКОУ Детский дом «Надежда» получили Благодарственные письма Департамента по делам КМНС ЯНАО за участие в международном конкурсе детских рисунков «Дети в оленеводстве – 2013» в рамках проведения VВсемирного конгресса оленеводов в городе Генхе (Монголия, Китайская народная республика», июль 2013 г.).
Два воспитанника МКОУ Детский дом стали лауреатами IIIобщенационального Фестиваля Ассамблеи «Будущее России». Данный Фестиваль проводится для детей детских домов, школ-интернатов, приютов; детей, оставшихся без попечения родителей (октябрь 2013 г., г. Москва).
Повысилась степень эффективности участия школьников района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (22,2%) в сравнении с 2012 годом на 9%. В региональном этапе олимпиады в текущем году приняли участие 14 обучающихся (18 – суммарное количество) Тазовского района (в 2012/2013 учебном году – 15 – суммарное количество).
По итогам регионального этапа олимпиады по обществознанию и русскому языку призерами признаны 4 обучающихся, 1 ученица поощрена Грамотой за популяризацию народных традиций в творческом проекте по технологии. Результативность участия в региональном этапе олимпиады команды Тазовского района повысилась (2 призера в 2013 году, 4 призера в 2014 году).
В этом учебном году учащиеся МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования, участницы межрегиональной олимпиады школьников по краеведению и родному языку, стали победителем в номинации «Краеведение» и призером в номинации «Родной (ненецкий) язык». В декабре 2013 года (г. Лабытнанги) в окружном этапе IIнаучно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» принимали участие 2 человека, оба стали призерами в своих номинациях.
Следует отметить, что работа по выявлению одаренных детей ведется с раннего возраста - детского сада, с первой ступени обучения: районная интеллектуальная игра «Эврика» для обучающихся 3-х классов, районная конференция юных исследователей «Мой первый доклад» для обучающихся 2-4-х классов, районная предметная олимпиада для обучающихся 4-х классов.
В результате апробации элементов муниципальной Модели выявлено, что она позволяет на более высоком профессиональном уровне направлять и отслеживать тенденции развития работы с одаренными детьми и использовать наиболее эффективные формы подготовки одаренных детей к участию во всероссийских, международных, региональных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
2. Проблемы муниципальной системы образования, выявленные в ходе апробации региональной Модели
В ходе апробации Модели в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью отмечен ряд проблем, в числе которых:
- существующая система обучения в образовательных организациях не в полной мере обеспечивает индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом;
- требует дальнейшего развития система консалтинга, т.е. оказания консультативной помощи одаренным детям, их родителям (законным представителям) с применением online-технологий на основе сетевого сотрудничества;
- отсутствует система в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических и управленческих кадров в организации процесса выявления и сопровождения талантливых детей и системы индивидуального медико-психологического сопровождения одаренных детей;
- уровень обеспеченности информационными ресурсами образовательных организаций недостаточен, что ограничивает полноценную работу одаренных и талантливых детей с различными источниками информации;
- не в полной мере сформированы условия для самореализации детей и подростков из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Задачи, поставленные на 2014 год для решения выявленных проблем
- организация работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей на основе муниципальной Модели в образовательных организациях района;
- обеспечение преемственности в сопровождении одаренного ребенка в условиях общего образования;
- повышение эффективности участия школьников в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах, фестивалях, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- расширение использования образовательными организациями дистанционных образовательных ресурсов, Интернет-технологий в работе с одаренными детьми;
- повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей по вопросам детской одаренности и создания благоприятных условий для раскрытия талантов и способностей детей.
4. Мероприятия 2014 года по решению выявленных проблем
- корректировка институциональных Моделей на предмет включения всех направлений реализации Модели;
- разработка положений о консультативно-диагностической службе для одаренных детей и их родителей на базе ОО, организация деятельности консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей на базе ОО;
- формирование банков информационно-методических материалов на базе ОО;
- открытие ресурсных центров по работе с одарёнными детьми по всем направлениям Модели на базе ОО.
5. Система управления работы с одарёнными детьми
Отдел дополнительного образования и воспитательной работы, отдел общего образования
Образовательные организации
Методический совет. Психолого-педагогическая служба. Ресурсные центры
Методические объединения. Творческие группы.
6. Направления деятельности созданных на базе образовательных организаций ресурсных центров по работе с одаренными детьми:
- диагностика и отслеживание развития одарённых детей;
- интеграция различных субъектов образовательной деятельности;
- непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей;
- подготовка педагогических кадров к работе с одарёнными детьми;
- информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей;
- мотивационная поддержка одарённых детей и процесса их сопровождения;
- развитие сети творческих конкурсов и мероприятий, участие в региональных дистанционных Интернет-олимпиадах, конкурсах, мероприятиях;
- общественное признание, сертификация достижений, стимулирование одарённых детей.
7. Мотивация и стимулирование одарённых детей в МСО.
Финансирование мероприятий, направленных на создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников и обучающихся, образовательных запросов социума, за счет средств муниципальной программы муниципального образования Тазовский район «Развитие образования» на 2014-2016 годы.
В целях стимулирования творческого, интеллектуального роста и становления обучающихся и воспитанников, а также объединения усилий руководства района, органов управления образования и образовательных организаций в вопросах поддержки талантливых детей, создания условий для развития одаренности учащихся образовательных организаций Тазовского района учреждены персональные гранты и стипендии Главы района. В 2013 году обладателями Гранта главы стали 54 обучающихся (в том числе, грант получила команда девушек по волейболу – 12 человек), стипендии 92 (в том числе, 1 хореографический коллектив из 8 человек); 62 педагога стали обладателями дипломов «За педагогическое мастерство» и специальной статуэтки; в рамках районного конкурса «Достижения молодых» 7 обучающимся вручены гранты и 7 обучающимся – стипендии Главы района «Достижения молодых»; 7 выпускникам, проявившим особые успехи в учении, вручены гранты Главы района.
Вопросы выявления и развития молодых талантов решаются в тесном сотрудничестве со всеми ведомствами: органами местного самоуправления, департаментом социального развития, Управлением по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования, предприятиями ТЭКа, Управлением культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма, средствами массовой информации (газета «Советское Заполярье», «Студия Факт»).
8. Участие одарённых детей в выездных интенсивных школах.
В 2013-2014 учебном году обучались в интенсивных (предметных) школах для одаренных детей за пределами района 32 обучающихся
9. Организация повышение квалификации педагогических кадров в области работы с одарёнными детьми на институциональном уровне.
МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования – на заседании творческой группы изучалась теория вопроса о новых технологиях, методах, формах работы с одарёнными детьми.
МКОУ Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования - утвержден план об организации работы с одаренными детьми, утверждена программа подготовки учащихся к олимпиадам, на заседании районного методического совета обобщен опыт учителя технологии по организации учебной деятельности одаренного ребенка на уроках технологии.
МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа – мастер-класс учителя начальных классов «Выявление одаренных детей» в рамках конкурса педагогического мастерства, обобщен опыт учителя обществознания по теме «Познавательная и личностная компетентности в преподавании обществознания и права»; методический семинар на тему «Особенности работы с одарёнными детьми в условиях модернизации школы» в 2013-2014 учебном году на заседаниях методического совета рассмотрены вопросы: «Алгоритм построения системы подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам», «Планирование управленческой деятельности по обеспечению качества подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах»; методические вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседаниях методических объединений учителей иностранного языка, истории и обществознания, русского языка и литературы, математики, физики и информатики.
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа – на институциональном уровне обобщение опыта работы с одаренными детьми учителя математики; методические вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседаниях методических объединений учителей математики, физики и информатики, истории, обществознания краеведения, химии, биологии, экологии и географии.
МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования – семинар педагогов учителей эстетического цикла по теме «Обмен опытом работы с одаренными детьми при подготовке к школьным олимпиадам»; семинар «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы»; вопросы об организации работы с одаренными детьми рассмотрены в течение года на заседании методического совета, методических объединений учителей родного языка и литературы, физико-математического, естественно-гуманитарного циклов; методический семинар «Роль интерактивных методов в работе с одаренными детьми»..
В осенние каникулы 2013-2014 учебного года проведена первая муниципальная каникулярная школа с целью интенсивной предметной подготовки.