Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как выбрать игрушку для ребенка?

В современном обществе ребенка окружает огромное количество игрушек уже  с момента его появления на свет. И очень часто, покупая игрушку, взрослый не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике, т.к. ее основная роль – знакомство ребенка с окружающим миром в целях подготовки его к предстоящей взрослой жизни. Недооценивать значение игрушки в жизни ребенка нельзя.

Исходя из предназначения игрушки, мы можем определить и критерии  ее выбора. Во-первых, это подобие игрушки жизненному образу, во-вторых, это открытость для проявления самостоятельной активности ребенка. Игрушка должна стимулировать исследовательское поведение малыша и активизировать его творческий потенциал.

Вот, например, кукла. Для ребенка она - образ человека, т.е. дает представление малышу о его человеческой сущности. Ребенок осознает не только то, какие части тела присущи человеку, но и начинает воспринимать индивидуальные различия между людьми (вот поэтому нашу читательницу так смутила лампочка, загорающаяся в голове куклы). Малыши часто копируют и мимику, и движения куклы. Действуя (играя) с куклой, ребенок воспроизводит свой опыт общения со взрослым миром. Ребенок проигрывает свой визит к врачу, кормит куклу, укладывает спать – это помогает ему осмыслить то, что с ним происходит, когда он общается с окружающими его людьми. Чем менее игрушка похожа на человека, тем менее адекватные представления о человеке мы заложим в сознании ребенка. И не только о человеке, но и самое главное – о человеческих взаимоотношениях…  Это же касается и других игрушек: собачек, кошек, слонов  и т.д. – все они «маленькие» (игрушечные) образы «большого» (реального) мира.

Выбирая игрушку для ребенка, необходимо задуматься о том, что ребенок будет с ней делать, как будет в нее играть. Игрушка должна предполагать как можно меньше стереотипных (одинаковых) вариантов действия с ней. Так, например, некоторые электронные игрушки-роботы содержат в себе определенный набор функций, часто не дающий ребенку  возможности для самостоятельной активности в игре. Потому они достаточно быстро «надоедают». А такие «обычные» игрушки как кубики, мячики, различные конструкторы – дают огромный простор для полета детской фантазии, позволяя малышу (повторюсь) самостоятельно и активно проявлять свои природные задатки. В этом проявится еще одна важная функция игрушки – развивающая.

При выборе игрушки не следует забывать и о том, что она должна дарить малышу радость и удовольствие. Она должна быть эстетически привлекательной и увлекательной, а не бесцветным дидактическим пособием. В домашнем наборе детских игрушек должны присутствовать и обычные для современного мира пластиковые игрушки, и игрушки из дерева, ткани, меха, бумаги, соломы, металла и т.д. Но самое главное, игрушка должна вызывать у ребенка желание что-либо делать с ней, т.е. желание играть. Поэтому взрослому следует помнить о том, что даже если он правильно выбрал игрушку, и она понравилась малышу, необходимо еще научить ребенка с ней играть. Только наблюдая за тем, как более старший и опытный партнер по игре использует игрушку, как в его руках она становится нужной и интересной, ребенок научится действовать с ней самостоятельно в силу собственных возможностей.

Также при выборе игрушки надо обратить внимание на то, что она должна соответствовать возрасту и физическим возможностям малыша, и быть безопасной. В заключение мне хотелось бы напомнить о том, что дети в любом возрасте очень любят такие игрушки, которые невозможно купить ни в одном магазине, но они в достаточном количестве находятся на улице, дома. Это камешки, которые в воображении ребенка превращаются, например, в «картошку», составленные друг  за другом стулья - в поезд, порванные бумажки – в деньги или билеты на концерт. Это то, что педагоги называют предметами-заместителями, они позволяют ребенку играть и творить, а фантазия дополняет действительность.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»