Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Разработка внеурочной деятельности кружка "Музей боевой славы"

Николаевой А.В. учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Музей боевой славы»  для 6 - 11 классов составлена на основе:

1.    Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089)  и среднего (полного) общего образования.

2.    Авторскаяпрограмма Беловой Т.П., Кузнецова А.А. (программу реализует ГОУ СОШ №50 ЦАО г. Москвы с 2007 года).  Сборник Образовательные программы педагогов дополнительного образования детей. - М.: Глобус, 2007 г

3.    Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 11

4.    Учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год

   Данная образовательная программа имеет военно-патриотическую направленность, рассчитана на дополнительное образование подростков от 11 до 17 лет.

 

   Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том, что школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

     Предполагается  работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

   Цель программы:

1. Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела;                                                                                                         2. Подготовка школьных музейных экскурсоводов;                                                   3. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;                                                                                                                      4. Расширить и углубить знания учащихся о родном городе;                                  5. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций;                                                                                              6. Воспитывать нравственные качества.

    Задачи:

·        Знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

·        Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.

·         Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.

·        Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

·         Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и понимания судьбы россиян. Воспитание гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту Отечества.

·        Формирование знаний, умений, навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины.

·        Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях.

·        Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

·        Формирование у учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения.

В программе предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил РФ, МЧС, с силовыми структурами, различными учреждениями и организациями системы образования.

В основу данной программы положен анализ  типовой программы Беловой Т.П., Кузнецова А.А.,в программу  внесены  следующие изменения:

1.  Программа адаптирована под график работы школы и календарь памятных дат.

2.  Введена собственная система контроля;

     Данная программа рассчитанана длительный период поэтапного освещения каждого года ВОВ и опирается на знания обучающихся по разным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, МХК, географии и т.д.), на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается  на тщательном отборе  материалов, учитывает особенности развития  школы.Поэтому представленная программа является адаптационной.

А также подразумевает ответственную подготовку  лекторской группы каждого года обучения. Так, нынешние шестиклассники в текущем году получат представление о событиях начала ВОВ, в следующем – 2014 учебном году – о событиях 1942 года, в 2015 – о событиях 1943года, в 2016 – 1944 года, в 2017 – о 1945, т.о. к 10-му классу нынешние шестиклассники уже будут иметь широкие познания и, заинтересованность, в отечественной истории.

Программа помогает социализации школьников и развитию самоуправления в школе, что на современном этапе является очень важным, способствует развитию и улучшению воспитательной системы школы, так как приоритетами воспитательной системы школы являются гражданско-патриотическое воспитание и здоровьесберегающие технологии.

          Для успешной реализации программы музея Боевой славы  создан целый ряд новых экспозиций:

1.     Фонотека «Живые голоса»;

2.     Историческая ретроспектива «Бьется в тесной печурке огонь…»;

3.     Биографическая экспозиция – «Судьба человека»;

4.     Стенд – «Ничто не забыто, никто не забыт»;

5.     Экспозиция «Краснознаменный Северный флот»;

6.     Экспозиция, посвященная десантному кораблю «Митрофан Москаленко»  – «Никто, кроме нас…».

 

Новизна программы заключается в том, что она деидеологизирована,  отличается витагенностью,  интерактивностью, целостностью в подходе к развитию индивидуальности личности в процессе  освоения содержания программы, большей практической направленностью, включением местного краеведческого материала, основ туристской  подготовки  в  ее содержание, элементами интеграции. Изучение учебного материала строится по принципу спирали с повторением изученного материала  и с переходом от  простого к более сложному.

Программа предполагает комплексное, взаимосвязанное изучение музейного и краеведческого материала: вопросы истории края изучаются музейными средствами, знания и умения по основам музееведения формируются на основе краеведческого материала.

    Особенность данной программы состоит в том, что музей Боевой Славы МБОУ СОШ №11 должен стать центром гражданско-патриотического воспитания школы. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.          Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.                                                                                                                           Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга.                                                                                                                      Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия и искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги красногорцев.

 

Программа кружка рассчитана на работу с учащимися 6 -11 классов  на 68 часов в год (2 часа в неделю), в каникулярный период заплпнировано проведение ряда экскурсий.

Обучение производится по следующим темам:

1. Заседание совета музея (2 часа)

Современный музей и его предназначение. Тип и профиль музея. Понятие « музей общеобразовательного учреждения». Признаки, специфика, функции музея общеобразовательного учреждения. Роль и место музея в образовательном учреждении. Чем отличается музей образовательного учреждения от музея государственного. Нормативная база. «Положение о музее образовательного учреждения». Концепция музея. Понятие о музейном  предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.

   Школьный музей как  общественное объединение учащихся. Совет  и актив  музея  образовательного учреждения. Планирование работы. Взаимодействие  школьного  музея   с общественными, ветеранскими и иными организациями, государственными музеями и другими учреждениями.

2. Укрепление материально-технической базы музея (8 часов)

Основные направления работы актива  школьного музея, план работы на текущий год. Выборы органов управления музея: Совета, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

  Составление плана  поисково-собирательской деятельности музея на текущий учебный год. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательской группы. Определение объектов и источников поступления памятников в фонды музея.

3.Работа с музейным фондом (10 часов)

    Понятие о фондах музея. Структура фондов: основного  и  научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды. Учетная документация школьного музея: Главная инвентарная книга, инвентарные книги и описи, паспорта музейных предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов.

   Знакомство с документацией  школьного  музея, оформление текущих поступлений в фонды музея. Атрибуция и шифровка музейных предметов.

   Концепция и художественный замысел  экспозиции. Последовательность создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно- художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов, монтаж и оформление. Виды экспозиции: Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Основные приемы экспонирования музейных предметов.

4. Научно-методическая работа (30 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приемы подготовки экскурсии с использованием источников, научной и популярной литературы, материалов музея. Составление текстов и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. «Портфель» экскурсовода.

    Подготовка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея в соответствии  с планом работы. Участие в подготовке и проведении тематических классных часов согласно плану работы музея.

5.    Работа с ветеранами (18 часов)

    В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в музее Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем городе, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов: — ветераны Великой Отечественной войны; — женщины ветераны трудового фронта; — ветераны локальных воин; — ветераны – педагоги школ района. Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды. Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею. Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов. Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Красногорского завода в победе над фашистской Германией.

 

 

 

В результате реализации программы ожидается, что:

- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению, появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

Формы и методы работы:

   Следуя принципам личностно- ориентированного обучения, рекомендуется использовать разнообразные формы организации деятельности и учебных занятий:

·        Практические занятия: проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций, викторин;

·        посещение музеев города,

·        Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

·        организация встреч с интересными людьми, уроков Мужества.

Предпочтение отдается  работе в парах и группах, развивающей коммуникативные способности учащихся. Предполагается применять активные методы обучения:

·        игровой,

·        метод проектов,

·        метод проблемного обучения,

·        создание мультимедийных  проектов,

·        оформление буклетов.

   Очень важно учить детей творчеству через овладение ими приемами логического мышления  (составление маршрутов, схем,  таблиц и др.)

   Основной формой обучения является групповая, так как эта форма работы наиболее приемлема для подросткового возраста, когда есть желание у детей проявить себя.  В качестве самостоятельной работы  учащимся можно  рекомендовать  итоговые занятия по изучаемым темам – защита проектов.

Формы контроля:

 

     1.Тестирование.

     2.Составление кроссвордов, викторин, написание сочинений и другие виды творческих работ.

     3. Создание и защита проектов.

     4. Создание мультимедийных проектов.

     5. Написание исследовательских работ.

 

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы- выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д. Все это оказывает влияние на:

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ п/п

Раздел                                                                                             Тема

УУД

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Заседание совета музея (2 часа)

1.    

Избрание Совета музея и Актива

собрание

02.09.2013 – 06.09.2013

 

2.    

Разработка программы деятельности музея

собрание

02.09.2013 – 06.09.2013

 

 Укрепление материально-технической базы музея (8 часов)

3-4.

Созданию странички школьного музея на WEB-сайте школы

Работа в кабинете информатики

09.09.2013 – 20.09.2013

 

5-7.

Пополнение библиотеки музея новыми книгами по военной и исторической тематике.

собрание

23.09.2013 – 04.10.2013

 

8-10

Реставрация старых стендов.

Творческие задания

30.09.2013 – 11.10.2013

 

Работа с музейным фондом (10 часов)

11-12

Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами

поиск

14.10.2013 – 18.10.2013

 

      13-14

Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

Обновление инвентарных книг

21.10.2013 – 25.10.2013

 

15-16

Пополнение инвентарных книг поступлениями музейных предметов на постоянное хранение.

Обновление инвентарных книг

28.10.2013 – 31.10.2013

 

      17-18

Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

Обновление инвентарных книг

11.11.2013 – 15.11.2013

 

19-20

Обновление картотеки музейных предметов.

Обновление инвентарных книг

18.11.2013 – 22.11.2013

 

Научно-методическая работа (30 часов)

21-30

Обзорные тематические экскурсии музея: «Мы пришли в музей» - экскурсия-лекция, оживленная «живым» общением с ветеранами

Обзорная экскурсия для 1-4 классов

25.11.2013 - 27.12.2013

 

31-32

Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ:

1941год – начало

(среди возможных тем:

«22 июня - началась Великая Отечественная война»,

«22 июня – 20 июля - оборона Брестской крепости»,

«23-29 июня - танковое сражение в районе ЛуцкБроды – Ровно»,

«10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года - битва за Ленинград»,

«30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года - Битва под Москвой»,

«5 декабря 1941 года – 7 января 1942 года - началось контрнаступление советских войск под Москвой»,

«20 декабря - Красная Армия освободила Волоколамск».

Экскурсия,

видео-урокдля 6-х классов

13.01.2014 – 17.01.2014

 

33-34

Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ:

1942 год

(среди возможных тем:

«23 марта - завершился 1000-километровый рейд партизанских отрядов В.З.Коржа, А.И.Далидовича и Н.Н.Розова в Минской и Пинской областях»,

«15 мая - началась оборонительная операция партизан южного массива Брянских лесов против карательной экспедиции»,

«17 июля – 18 ноября - Сталинградская стратегическая оборонительная операция»,

«19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года - Сталинградская стратегическая наступательная операция».

 

Музейный мультимедиа- урок для 7-х классов

20.01.2014 – 24.01.2014

 

35-38

Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ:

1943 год

(среди возможных тем:

«10 января – 2 февраля - наступательная операция «Кольцо», «12 января – 30 января - стратегическая наступательная операция «Искра».

«2-31 марта - Ржевско-Вяземская наступательная операция»,

«17 апреля – 7 июня - воздушные сражения на Кубани», 

«5 июля – 23 августа - Курская битва»,

«12 июля - встречное танковое сражение в районе Прохоровки»,

«3 августа – 15 сентября - операция «Рельсовая война»,

«19 сентября – 31 октября - операция «Концерт».

 

Экскурсия,

видео-урок для 8-х классов

27.01.2014 - 07.02.2014

 

39-42

Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ:

1945 год – окончание

(среди возможных тем:

«19 января - Красная Армия освободила Краков, Лодзь»,

«27 января - Красная Армия освободила узников концентрационного лагеря Освенцим»,

«9 апреля - Красная Армия овладела Кёнигсбергом»,

«13 апреля - Красная Армия овладела Веной»,

«16 апреля – 8 мая - Берлинская стратегическая наступательная операция»,

«1 мая - водружение Знамени Победы над Рейхстагом»,

«2 мая - Красная Армия овладела Берлином»,

«9 мая - День Победы, Красная Армия освободила Айзпуте, Борнхольм, Прагу, Капитуляция группы армий «Курляндия».

 

Музейный мультимедиа- урок для 9-х классов

10.02.2014 - 21.02.2014

 

      43-50

Продолжение разработки содержания обзорных и тематических экскурсий по экспозиции музея.

 

24.02.2014 - 21.03.2014

 

Работа с ветеранами (18 часов)

51-55

Подготовка и проведение встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Уроки-мужества

01.04.2014 - 19.04.2014

 

56-60

Организация поздравления ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам.

Подготовка мероприятий

14.04.2014 - 02.05.2014

 

61-62

Пополнение фонотеки музея новыми записями. 

Работа в кабинете информатики

05.05.2014 – 09.05.2014

 

63-64

Содействие учителям в использовании материалов в учебном процессе, внеклассной и внешкольной работе

Подбор материала

12.05.2014 – 16.05.2014

 

65

Участие в областных и городских военно-патриотических мероприятиях.

Подготовка выступлений

19.05.2014

 

66-67

Участие в научно-практической конференции  по защите проектов по военно-исторической тематике

Подготовка выступлений

19.05.2014 – 23.05.2014

 

68

Награждение учащихся школы, принявших активное участие в работе музея

Итоговое мероприятие

23.05.2014

 

ИТОГО 68 ЧАСОВ

 

 

 

 

Экскурсионная работа.

Совет музея

В течение каникулярного периода

экскурсии

1.

ПосещениеМемориального музея немецких антифашистов

5-8 кл.

Осенние каникулы

 

2.

2.1. Посещение мемориального комплекса Снегири

2.2. Участие в туристических соревнованиях по ориентированию "Партизанские тропы";
2.3. Участие в гонках лыжных патрулей

7-9 кл.

 

Зимние каникулы

 

3.

 

Посещение музея военной техники на Ильинском шоссе

7-11 кл.

Весенние каникулы

 

 


Список литературы

1.     Сборник Образовательные программы педагогов дополнительного образования детей.Авторская программа Беловой Т.П., Кузнецова А.А. (программу реализует ГОУ СОШ №50 ЦАО г. Москвы с 2007 года).   - М.: Глобус, 2007 г.

2.     Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. — М.: ООО «Глобус».

3.     Борисов Н.Методика историко-краеведческой работы в школе.М.,1982.

4.     Матюшин Г. Историческое краеведение.М,. 1980.

5.     Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: Учебно- методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006г.

6.     Туманов В.Е. Школьный музей- хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд. Третье, дополненное.-М.:ФЦДЮТиК,2006г.

7.     Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей.-2-е, изд., исправленное и переработанное.-М.: ЦДЮТиК МО,2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»