- Роль игры в жизни
Многие педагоги признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий интеллекта школьников.
Игра широко использовалась как могучее средство воздействия на школьный коллектив. Игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями, помогала педагогам избегать назойливой назидательности, создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Основой успешного усвоения любого учебного предмета, в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь фантазия и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время самих игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать, в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.
Игры помогают, по утверждению К.Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, принося им в то же время большое удовлетворение.
Не следует забывать, что в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы.
2. Структура организации игры
Учитель, который не играл раньше на уроках, первый раз должен планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может, просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей. Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.
Структура организации игры:
1. Выбор игры
2. Подготовка игры
а) предварительная подготовка учащихся к игре (рекомендации относительно
использования дополнительной литературы и источников, не всегда требуется)
б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание
эмоционального игрового настроения)
3. Введение в игру:
а) предложение игры детям
б) объяснение правил игры
в) выбор участников игры
4. Ход игры. Чем интересней и занимательней игра, тем больший развивающий,
образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
а) начало игры (уточнение нюансов)
б) развитие (кульминация)
в) заключение (важно вовремя поставить точку)
5. Подведение итогов. Оценка и поощрение школьников
6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)
3. Виды игр на исторические темы
Интересная захватывающая игра постоянно используется педагогами не только и не столько как средство развлечения, но в качестве важного элемента обучения и воспитания.Ученики не просто играют, они прикладывают немало усилий и воли для решения конкретных задач.
Наиболее распространенными являются следующие виды игр на исторические темы:
- хронологические, их цель помочь ученикам запомнить важнейшие исторические даты и события, научиться сопоставлять их;
- игры на запоминание имен выдающихся исторических персоналий и характеристик известных исторических деятелей;
- картографические игры, которые развивают память, закладывают навыки запоминания географических названий и исторических событий;
- игры на запоминание деталей и хода исторических событий.
- интеллектуальные игры по принципу телепередач
Наиболее доступными для учеников видами игр являются шарады, головоломки, ребусы, кроссворды. Привлекая и увлекая участников, игра пробуждает у них живой интерес к историческим знаниям, желание найти новую информацию, познакомиться с дополнительной исторической, научно-популярной и художественной литературой.
При планировании проведения исторических викторин или игр педагогу надо обязательно учитывать возрастные особенности школьников и уровень их познавательных возможностей. Означенные игры и викторины, как правило, используются во время изучения нового материала или при повторении, обобщении исторических знаний. При организации мероприятия ставятся задачи; индивидуальные, групповые, коллективные. Проводятся вышеназванные внеклассные мероприятия как в одном классе, так и на параллелях, или же для учащихся всей школы.
Педагогическая практика свидетельствует, что проведение такой игры способствует всестороннему закреплению, углублению и систематизации исторического материала. Ученики не только усваивают определенную сумму знаний, но и постоянно прибегают к активной творческойдеятельности, которая раскрывает перед ними прошлое и современный мир в исторических образах.
Среди современных педагогических технологий, используемых в средних и старших классах, выделяют сюжетно-ролевые игры, которые, в свою очередь, распределяются на ретроспективные и деловые. При подготовке к первой учитель вместе с учениками определяет тему ролевой игры, расписывает роли, готовит тексты выступлений.
Для ролевых игр желательно иметь костюмы и атрибуты исторической эпохи. При проведении такой формы ролевой игры обязательной должна быть проблемность, определенная конфликтность и актуальность исторических образов. Задача учеников-актеров — правдиво и ярко представить своего героя, который связан с конкретной исторической ситуацией. В зависимости от сценария определяются формы участия зала в этом действии. Сюжетно-ролевые игры могут включать в сценарий реальных исторических деятелей или выдуманных лиц. Игры могут проходить в виде вече, княжеского суда, заседания парламента, суда над тоталитаризмом.
В деловых сюжетно-ролевых играх ученикам предлагается изобразить своих современников — специалистов в разных областях знаний. Поэтому педагоги-практики рекомендуют такую игру в виде научного симпозиума, «круглого стола», пресс-конференции.
Для проведения сюжетно-ролевых игр готовятся классные комнаты или залы, обеспечивается наглядность и технические средства: плакаты, карты, схемы, диаграммы, аудио-, видеоматериалы. Проблемы, которые выносятся на деловую или ролевую игру, должны быть актуальными, отличаться научностью, характеризоваться альтернативностью взглядов.
Учитель помогает ученикам с подготовкой соответствующей роли, в подборе текстов для выступления, выборе дополнительной литературы. Надо предусмотреть обратную связь между непосредственными участниками игры и присутствующими в зале, что можно осуществить через интервью или анкетирование. Для интервью могут быть сформулированы такие, например, вопросы:
-
Какое впечатление у вас от ролевой игры?
- Кто, на ваш взгляд, был наиболее интересен и почему?
- Какой элемент игры, с вашей точки зрения, был наиболее удачен?
- Если бы вы приняли участие в этой игре, что бы вы предложили?
4. Воспитательная роль игры
Игра, участниками, которой будут ребята, потребует от них определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Если речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение, оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания одноклассников и думать над устранением недостатков, развивает и укрепляет у учащихся чувство коллективизма.
Это особенно полезно для детей с повышенным самолюбием, с болезненно развитым чувством превосходства. А из ребят, обладающих организаторскими способностями, в играх неизменно вырастают общепризнанные авторитеты, руководители.
Моральные нормы, о соблюдении которых учитель часто и многократно, но столь же безуспешно напоминает ребятам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Если же участники игры сами строго осуждают у одноклассников проявление зазнайства, упрямства, несоблюдения существующих правил, то это благотворно повлияет на устранение таких недостатков у отдельных учеников.
Хочется указать еще на одну важную черту познавательных игр, превращающих их в орудие воспитания. Они всегда ведутся по правилам, в игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе. Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.
Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать
взаимопомощь, поддержку, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.
В игре именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретения себя.