Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с  ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)№ 609

Красногвардейского района Санкт-Петербург

 

Статья

Мой профессиональный опыт:

впечатления, трудности

 

Преподаватель-организатор ОБЖ:

                                                                 Панкратьева Галина Евгеньевна,

                                                              преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

МОЙ   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ:  ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ТРУДНОСТИ

 

 

        После двадцати  лет работы в массовой школе, пятнадцати лет работы  на ЭВМ, я оказалась в коррекционной  школе. Конечно я знала, что в коррекционной школе (Vllвида) для детей с выраженной задержкой психического развития учатся в основном трудные ребята, но чтобы вот так, наглядно…Это не два-три трудных на класс, с которыми нужна особая работа. Здесь индивидуальный подход необходим буквально к каждому, этому способствует наполняемость классов, от 8 до 12человек.

        Я работаю с пятыми, шестыми, седьмыми, восьмыми и девятыми классами в неполной средней школе.  Это сложные по воспитанию ребята, среди них третья часть - воспитанники детских домов.  Есть ученики, выбывшие из массовой школы по различным причинам, главным образом, из неблагополучных семей. Жестокость и равнодушие взрослых поселили в детях вирус жестокости, чувства их деформированы, поступки порой не логичны. Очень тяжело адаптироваться к этой обстановке. Нужно время.

       В коррекционную школу я пришла с наработанными приёмами и навыками преподавания в дневной школе. Надо было преодолеть затруднения в общении с учащимися и на уроке, и во внеурочное время, установить с ними контакт и взаимопонимание. Без решения проблемы доверия, сотрудничества, нового уровня общения с учащимися ни о каком учебном процессе в коррекционной школе речи быть не может. Дефицит знаний по психологии на первом и решающем этапе работы в коррекционной школе создаёт профессиональные трудности. Ученики этой школы хотят чувствовать свою самостоятельность, независимость, у них высоко развито чувство собственного достоинства. Поэтому они требуют совсем иного подхода. Подростки педагогически запущены, некоторые стоят на учёте в детской комнате полиции. В массовой школе этот ученик - помеха, а в коррекционной с задержкой психического развития - главный объект воспитания, требующий специфического подхода, знаний психологических особенностей, необыкновенного терпения. Коррекционная школа должна возбудить у трудных подростков интерес к учёбе, потерянный в массовой школе. На это и направлены усилия всех учителей школы. Сделать это трудно, но необходимо.

       Знакомясь с работой школы, я всё время пыталась понять: « В чём секрет, какая конкретно методика?»  Работая первый год, постоянно ловила себя на мысли: « Трудно, получится ли?» Но в коллективе учителей стоит такая атмосфера доброты и порядочности, что не хочется отсюда уходить. Хочется, чтобы и у тебя все получилось. С каждым, буквально с каждым, учителя работают индивидуально. Когда ребята приходят в 5 класс, классный руководитель из документов и от учителя начальной школы, конечно, узнает о них всё. Отучившись месяц,  дети заполняют анкеты, из которых классный руководитель узнаёт об условиях быта, увлечениях, ближайшем окружении воспитанников, нравится ли им учиться в этой школе, почему, какое отношение учителей к ним в школе, что бы они хотели получить от учителей данной школы. И ребята с удивлением замечают, что их прошлое никого не интересует, об их дурных чертах характера вроде и не догадываются. Учителя школы строят свои отношения с учениками на взаимном уважении, доброжелательности и разумной требовательности. Каждого выслушивают внимательно, стараясь уловить высказанную им мысль, чтобы он чувствовал себя открывателем, пусть и самых простых истин. Уроки в коррекционной школе – это уроки воспитания. Значительно отличается сама подготовка к уроку. Прочность знаний в большей мере обеспечивается постоянным повторением пройденного материала. На каждом уроке надо вставлять игровые моменты, переключаться с одного вида работ на другой, применять новые педагогические и компьютерные технологии. Большое значение имеет интерес, с которым ученики изучают материал. Заинтересовать учащихся можно с помощью наглядных пособий, экспериментов, опытов.  Учителя стараются искать доступные приёмы и методы обучения и воспитания. Во всех классах трудных подростков проводятся индивидуальные занятия по психологии, на которых им помогают познать самого себя, анализировать свои поступки, проводят тренинги общения и личностного роста, помогают ребятам избавиться от вредных привычек. Это школа полного дня. В школе бесплатное двухразовое питание, это необходимо для детей из малоимущих семей, а также воспитанников детских домов. Учитывая, что все дети с ослабленным здоровьем, им необходимо горячее питание и вовремя. В школе есть много кружков, которые развивают детей всесторонне. Кружки по интересам учащихся. Помимо этого специалисты ведут беседы на интересующие ребят темы.

          Я хочу сделать заключение, что, приходя в эту школу из массовой, трудные подростки меняют не только школу. Они меняют атмосферу, систему ценностей, систему человеческих отношений. И остаётся измениться только им самим. То, что педагогический коллектив сумел создать такую обстановку - это его большая заслуга.

           Авторитет педагогов здесь держится на хороших человеческих качествах, хороших знаниях и взаимном уважении. Мы, учителя и учащиеся нашей школы, нужны друг другу. Не зря, согласно анкете, проведённой в конце этого учебного года, из основных человеческих ценностей ребята на первое место поставили знания, ум, человеческое достоинство. Одна девочка даже написала: « Только здесь я почувствовала себя человеком и обрела уверенность в себе».  В массовой школе она от испуга вообще не могла отвечать на вопросы учителей в устной форме. Ради этого стоит работать, несмотря на все трудности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»