Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)№ 609
Красногвардейского района Санкт-Петербург
Статья
Мой профессиональный опыт:
впечатления, трудности
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Панкратьева Галина Евгеньевна,
преподаватель высшей категории
Санкт-Петербург
2013
МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ТРУДНОСТИ
После двадцати лет работы в массовой школе, пятнадцати лет работы на ЭВМ, я оказалась в коррекционной школе. Конечно я знала, что в коррекционной школе (Vllвида) для детей с выраженной задержкой психического развития учатся в основном трудные ребята, но чтобы вот так, наглядно…Это не два-три трудных на класс, с которыми нужна особая работа. Здесь индивидуальный подход необходим буквально к каждому, этому способствует наполняемость классов, от 8 до 12человек.
Я работаю с пятыми, шестыми, седьмыми, восьмыми и девятыми классами в неполной средней школе. Это сложные по воспитанию ребята, среди них третья часть - воспитанники детских домов. Есть ученики, выбывшие из массовой школы по различным причинам, главным образом, из неблагополучных семей. Жестокость и равнодушие взрослых поселили в детях вирус жестокости, чувства их деформированы, поступки порой не логичны. Очень тяжело адаптироваться к этой обстановке. Нужно время.
В коррекционную школу я пришла с наработанными приёмами и навыками преподавания в дневной школе. Надо было преодолеть затруднения в общении с учащимися и на уроке, и во внеурочное время, установить с ними контакт и взаимопонимание. Без решения проблемы доверия, сотрудничества, нового уровня общения с учащимися ни о каком учебном процессе в коррекционной школе речи быть не может. Дефицит знаний по психологии на первом и решающем этапе работы в коррекционной школе создаёт профессиональные трудности. Ученики этой школы хотят чувствовать свою самостоятельность, независимость, у них высоко развито чувство собственного достоинства. Поэтому они требуют совсем иного подхода. Подростки педагогически запущены, некоторые стоят на учёте в детской комнате полиции. В массовой школе этот ученик - помеха, а в коррекционной с задержкой психического развития - главный объект воспитания, требующий специфического подхода, знаний психологических особенностей, необыкновенного терпения. Коррекционная школа должна возбудить у трудных подростков интерес к учёбе, потерянный в массовой школе. На это и направлены усилия всех учителей школы. Сделать это трудно, но необходимо.
Знакомясь с работой школы, я всё время пыталась понять: « В чём секрет, какая конкретно методика?» Работая первый год, постоянно ловила себя на мысли: « Трудно, получится ли?» Но в коллективе учителей стоит такая атмосфера доброты и порядочности, что не хочется отсюда уходить. Хочется, чтобы и у тебя все получилось. С каждым, буквально с каждым, учителя работают индивидуально. Когда ребята приходят в 5 класс, классный руководитель из документов и от учителя начальной школы, конечно, узнает о них всё. Отучившись месяц, дети заполняют анкеты, из которых классный руководитель узнаёт об условиях быта, увлечениях, ближайшем окружении воспитанников, нравится ли им учиться в этой школе, почему, какое отношение учителей к ним в школе, что бы они хотели получить от учителей данной школы. И ребята с удивлением замечают, что их прошлое никого не интересует, об их дурных чертах характера вроде и не догадываются. Учителя школы строят свои отношения с учениками на взаимном уважении, доброжелательности и разумной требовательности. Каждого выслушивают внимательно, стараясь уловить высказанную им мысль, чтобы он чувствовал себя открывателем, пусть и самых простых истин. Уроки в коррекционной школе – это уроки воспитания. Значительно отличается сама подготовка к уроку. Прочность знаний в большей мере обеспечивается постоянным повторением пройденного материала. На каждом уроке надо вставлять игровые моменты, переключаться с одного вида работ на другой, применять новые педагогические и компьютерные технологии. Большое значение имеет интерес, с которым ученики изучают материал. Заинтересовать учащихся можно с помощью наглядных пособий, экспериментов, опытов. Учителя стараются искать доступные приёмы и методы обучения и воспитания. Во всех классах трудных подростков проводятся индивидуальные занятия по психологии, на которых им помогают познать самого себя, анализировать свои поступки, проводят тренинги общения и личностного роста, помогают ребятам избавиться от вредных привычек. Это школа полного дня. В школе бесплатное двухразовое питание, это необходимо для детей из малоимущих семей, а также воспитанников детских домов. Учитывая, что все дети с ослабленным здоровьем, им необходимо горячее питание и вовремя. В школе есть много кружков, которые развивают детей всесторонне. Кружки по интересам учащихся. Помимо этого специалисты ведут беседы на интересующие ребят темы.
Я хочу сделать заключение, что, приходя в эту школу из массовой, трудные подростки меняют не только школу. Они меняют атмосферу, систему ценностей, систему человеческих отношений. И остаётся измениться только им самим. То, что педагогический коллектив сумел создать такую обстановку - это его большая заслуга.
Авторитет педагогов здесь держится на хороших человеческих качествах, хороших знаниях и взаимном уважении. Мы, учителя и учащиеся нашей школы, нужны друг другу. Не зря, согласно анкете, проведённой в конце этого учебного года, из основных человеческих ценностей ребята на первое место поставили знания, ум, человеческое достоинство. Одна девочка даже написала: « Только здесь я почувствовала себя человеком и обрела уверенность в себе». В массовой школе она от испуга вообще не могла отвечать на вопросы учителей в устной форме. Ради этого стоит работать, несмотря на все трудности.