Роль и значение английского языка в современной школе
Забылина Анастасия Михайловна
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка
Английский язык играет существенную роль в жизни современного человека. Значение данного иностранного языка в мире трудно переоценить: более 1 миллиарда человек пользуются им, около 600 миллионов человек выбрали английский язык в качестве иностранного. Политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира «протекает» на английском языке. Он является рабочим языком Организации Объединенных Наций, саммиты, встречи глав государств и переговоры также проходят на английском языке. Международная торговля, работа банковской системы, транспортная деятельность, научный и спортивный мир выбрали официальным языком и живым инструментом общения именно английский. Огромные преимущества очевидны и в повседневной жизни – это и возможность путешествовать, свободно общаться с людьми разных национальностей; это и возможность стать студентом зарубежного университета, престижная работа с продвижением по карьерной лестнице и т.д. 80% информации на компьютерах хранится тоже на этом языке. Безусловно, все эти факторы способствовали повышению роли иностранных языков, в частности английского. Сегодня хорошее знание иностранного языка становится требованием и велением сердца. Соответственно и методики, которые мы используем в своей работе, существенно отличаются от того что было раньше.
Особая роль отведена, прежде всего, коммуникативному методу изучения английского языка. Суть его в том, что языку следует обучать только через общение. Прежде всего, это диалоги, представляющие повседневные ситуации, что, безусловно, является дополнительной мотивацией для учеников. Диалоги позволяют уделить особое внимание интонационному и ритмическому строю языка, а также являются фонетическими упражнениями. Такой тип работы идеально подходит аудиалам, позволяет получать им максимум информации. Используемые тексты - это материалы по истории и культуре стран изучаемого языка, способствующие расширению кругозора и развитию личности. История, религия, культура являются «непреднамеренными воспитателями», более гуманными и эффективными, чем любые методы фронтальной педагогики. Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей собственной. Коммуникативная методика также включает в себя и овладение невербальными средствами общения: такими, как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и любого другого материала, особенно для кинестетиков. Таким образом, она позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучению и представляется объективно наиболее эффективной из всех существующих, что и послужило основой для создания учебников по английскому языку в средней школе.
В последние два десятилетия в образовании большое внимание уделяется проектной деятельности, которая приучает школьника творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы. Проектная методика позволяет использовать разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), поэтому она является одним из самых действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке. Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Ученикам предлагается определенная, взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для них. Работа над учебным проектом превращает образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную, созидательную, творческую работу. Каждый проект требует определенного времени, это может быть и один урок, но чаще всего, это несколько уроков, объединенных общей темой. В проекте речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.) Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база. Проектная методика как нельзя лучше подходит для внеклассной работы. К сожалению, существует единственный учебник, рекомендованный для школы - Project/English. Но во многих современных УМК коммуникативного характера встречаются элементы проектной методики: ученики делают портфолио и творческие проекты, как во время урока, так и при выполнении домашнего задания.
Иностранный язык требует создания для обучающихся искусственной языковой среды, поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Сейчас повсеместно проходит постепенная модернизация системы обучения в соответствии с меняющимися со временем реалиями современного мира. Везде в школах появляются интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры в каждом классе. Те учащиеся, которые не имеют достаточно прочных знаний по английскому языку, но являются уверенными пользователями ПК, получают дополнительный стимулирующий толчок к овладению языком. Использование аутентичных видеокурсов помогает моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. Мультипликационный видеокурс"Muzzy in Gondoland” соотносится с программным материалом начальной школы и 5-го класса. Один из персонажей появляется, чтобы объяснить наиболее трудные грамматические моменты иностранного языка. Учащиеся с удовольствием работают с данным курсом самостоятельно во внеурочное время. Это лучшая мотивация для учеников начальной школы. Также возможно проведение работ по аудированию на основе данного курса.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся. Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, ссылки не только заменяют словарь, но и дают материал справочного характера. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет проводить занятия на качественно новом уровне, создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Использование компьютерной презентации на уроке повышает мотивацию учащихся и предоставляет максимальное количество иллюстративного материала.
Применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке.
Наиболее успешная альтернатива традиционным методам, на мой взгляд, - обучение в сотрудничестве. Главное в обучении в сотрудничестве – одно задание на группу, чёткое распределение ролей, одно поощрение на группу. Данная методика позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Обучение в сотрудничестве позволяет самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом, благодаря чему великолепно сочетается с проектной методикой. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке. Ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, учиться вместе – главное в этом подходе. Работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, «разнообразит» урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Целью обучения в сотрудничестве является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Этот метод работы, как нельзя лучше подходит для классов, где еще не сложился коллектив, где есть проблемы с дисциплиной. Несомненным преимуществом данной методики является экономия времени. Зачастую учитель должен ориентироваться на слабых учеников, нуждающихся в дополнительных упражнениях на автоматизацию навыка, сильные ученики в это время «скучают». Такой проблемы не стоит при обучении в сотрудничестве, поскольку учитель частично делегирует свои полномочия сильным ученикам, направляя и контролируя работу в группах. Появляется огромный ресурс времени на автоматизацию диалогической и полилогической речи.
В последнее время большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Внеклассная работа - дополнительный резерв времени для успешного решения практических задач. Она позволяет создать среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний, повышает интерес к изучению иностранного языка.
Наибольшей эффективности в обучении можно добиться, интегрируя несколько методик, объединив их наилучшие стороны, применительно к учащимся. Можно сказать, что началось образование методологии, которая вбирает в себя лучшие элементы разных методов. Бесспорно, что большую роль играет самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Не приветствуется подача учащимся готового материала, они должны проявлять больше самостоятельности, ибо это способствует запоминанию. Лучший способ обучения – это общение. Введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учеников изменяют и роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу в решении проблемы, добывании необходимых знаний и источников. Это происходит в личностном контакте, что обуславливает высокий авторитет учителя. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня знаний, склонностей.