Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сохранение и укрепление здоровья детей

 

Вяткина Елена Леонидовна,

 

ГБОУ лицей №384 Кировского р-на Санкт-Петербурга

 

учитель физической культуры

 

         Работая в системе народного образования учителем математики и физкультуры более 20 лет, я наблюдаю картину постоянного ухудшения состояния здоровья детей, снижение показателей  физического и умственного развития.  Да, за последнее 20-летие изменилось многое: нет той страны, в которой мы все жили, нет системы гарантированного социального обеспечения всего населения, многократно возросла преступность, сместились понятия общечеловеческих ценностей. Проблемы  материального благополучия намного опередили значимость духовного  развития.

Экологические условия нашего города также не улучшились за последние 20 лет, что привело к  появлению большого количества ослабленных детей.  Последнее десятилетие ознаменовалось ещё одним фактором, кардинально изменившим весь уклад жизни подрастающего поколения – повсеместное внедрение компьютеров, которые постепенно заменяют живое человеческое общение на виртуальное  и многочисленные игры.

Для меня, мамы  троих детей и бабушки четверых внуков, проблема сохранения здоровья подрастающего поколения имеет огромное значение. По моему глубокому убеждению, главная роль в рождении и воспитании здорового человечка принадлежит семье, и только потом – общественным организациям (школе, спортшколе, ДДЮТ и т.п.)

Свою задачу, как учителя физкультуры, я вижу в том, чтобы сохранить и развить в ребёнке тот уровень здоровья, те физические качества, с которыми он пришёл в 1 класс.

Как правило,  95-96% первоклашек имеют основную группу здоровья  (это дети, которые на уроках физкультуры не имеют ограничений по физическим нагрузкам). 2-3% с подготовительной группой (у этих детей ограничены определённые виды нагрузок) и 1-2% детей вообще освобождены от физкультуры.

За 11 лет обучения в школе организм ребёнка претерпевает огромные изменения, связанные с процессами роста, развития, обучения, общения. Это неизбежно сказывается на состоянии его здоровья. В среднем, только 75-80% выпускников сохраняют основную группу здоровья,  а 25-20% приобретают различные заболевания.

Какие же факторы столь негативно влияют на здоровье наших учеников, и что мы можем и должны предпринять, чтобы сохранить и укрепить их здоровье?

 

Представляю вашему вниманию мои размышления на эту тему.

Три года назад  я пришла работать учителем физической культуры и тренером в систему дополнительного образования  в  лицей  №384 Кировского района.  Много раз, проезжая по проспекту Стачек мимо этого уникального здания, я думала: «А какие же дети должны здесь учиться?»  И действительно, как оказалось, в отличие от многих школ, имеющих систему дополнительного образования, дети здесь несколько  иные. Лицей воспитывает гармонично развитых ребят, предоставляя им возможность развиваться и умственно, и духовно, и физически.  Здесь, наряду с математическим образованием, они  получают музыкальное образование (обучаются игре на различных музыкальных инструментах, поют в хоре и ансамбле, играют в оркестре народных инструментов), занимаются бальным танцами, посещают театральную студию. Команда КВН (и детская, и взрослая) - победители районного тура этой игры, а команда лицея по игре «Зарница» много лет является лидером Северо-Западного региона.

Многие ребята посещают спортивные секции лицея, несмотря на то, что условий для полноценной работы таких секций в лицее нет. И это ещё одна особенность этого здания. Ведь  оно создавалось по индивидуальному проекту 1925 года, а тогда предмета «Физическая культура» ещё не существовало в учебных программах. Была гимнастика, для занятий которой и был спроектирован крошечный (по нынешним меркам) зал размером 16 на 9 метров. После капитального ремонта в лицее появился тренажёрный зал  и поле для мини-футбола (не стадион, а небольшая гравийная площадка с футбольными воротами). А т.к. наша погода позволяет заниматься на улице всего 2 месяца из 9, то вся спортивная работа лицея проходит в этих двух уютных, но очень маленьких залах. Но, несмотря на эти организационные сложности, спортивная жизнь в лицее есть.

Возможно поэтому ввиду всего вышеизложенного, статистические данные, которые я приведу ниже, несколько отличаются от среднестатистических  данных по другим школам нашего города.

Анализируя данные по лицею о здоровье школьников на май 2013г., можно сделать вывод, что в лицее количество здоровых малышей на 6% меньше количества здоровых старшеклассников. Ситуация типичная для школ  Санкт-Петербурга. О чём это говорит?

1.     Здоровье детей, поступающих в школу, снизилось по сравнению  с показателями 10-летней давности

2.     Несмотря на то, что в лицее созданы  условия для сохранения здоровья учащихся, количество детей с подготовительной группой и освобождённых к 10-11 классу увеличивается.

3.     Однако по сравнению с другими учебными заведениями нашего города

количество детей с подготовительной группой и освобождённых от физкультуры – минимальное,

Здоровье детей и их успеваемость  в некоторой степени зависит от состояния здоровья тех, кто их учит, т.е. от учителей. Результаты анонимного анкетирования нашего педколлектива приведены ниже:

 

моложе 35 лет

от 35 до 50 лет

старше 50лет

Нервные расстройства

0%

12%

21%

Заболевания ОРЗ (чаще1 раза в год)

9%

21%

24%

Заболевания ЛОР

0%

24%

21%

Заболевания опорно-двигательного аппарата

3%

12%

33%

Заболевания внутренних органов

0%

12%

21%

Заболевания сердечно-сосудистой системы

3%

15%

36%

Картина  типичная для школ Санкт-Петербурга.

Здоровая молодёжь в школу не идёт, т.к. на зарплату молодого специалиста сложно существовать молодому, растущему организму. Старая гвардия болеет, но держится.  Мужчин-преподавателей в лицее всего пятеро, а профессию учителя может выдержать только неприхотливый,  выносливый женский организм.

Основные причины, по которым болеют наши учителя, следующие:

·        Стрессовые ситуации

·        Гиподинамия

·        Неправильное питание

·        Выход на работу с недолеченными простудами

·        Ослабленный иммунитет

По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного  социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

     От чего зависит наше здоровье?

здоровый образ жизни – 60%

экология – 20%

медицина – 10%

наследственность – 10%

Итак, ребёнок попал в школу, начался учебный процесс. Вот перечень наиболее распространённых заболеваний учеников лицея:

1.     ОРЗ и ОРВИ

2.     Заболевания ЖКТ

3.     Травмы

4.     Заболевания, связанные с ухудшением зрения

5.     Заболевания опорно-двигательной системы

6.     Аллергии

7.     Заболевания сердечно-сосудистой системы

8.     Нервные расстройства

А это перечень  заболеваний, которые к старшим классам наиболее часто развиваются у детей и приводят к подготовительной группе здоровья, либо к полному освобождению от физкультуры:

1.     Искривление позвоночника, ведущее к нарушению нормальной работы внутренних органов

2.     Болезни суставов ног, связанные с возрастными   особенностями организма

3.     Вегето-сосудистая дистония (в основном, у юношей)

4.     Цистит, аднексит (у девушек)

5.     Эндокринные нарушения

         В некоторых случаях дети (и родители) добиваются освобождения от физкультуры  не по причине ухудшения состояния здоровья, а совсем по другим причинам. Одна из этих причин – грядущая армия для юношей. Неоднократно наблюдала, как молодые люди, полностью освобождённые от физкультуры, посещали различные спортивные секции вне школы   и выглядели при этом совершенно здоровыми и счастливыми. У девушек, как правило, другая мотивация – несложившиеся отношения с учителем, насмешки одноклассников, семейные традиции.

         Для сохранения и укрепления здоровья очень важно, чтобы это самое здоровье занимало одно из главных мест в системе жизненных ценностей человека. Как правило, о здоровье русский человек начинает задумываться, когда его уже нет. Этим мы отличаемся от американцев, которые заботятся о его сохранении со школьных лет.

         Мой знакомый, американский психолог, работающий в муниципальной школе во Флориде, проводил исследование на тему « Здоровье и спорт в системе жизненных ценностей американского школьника». Здоровье на первое место поставили 92% школьников, спорт – 85%. В этой школе уроки физкультуры 5 раз в неделю, ожирением страдают 20% детей.

Аналогичный опрос провела и я. Анкета называлась «Ваши жизненные приоритеты», заполнялась анонимно и добровольно в 5-11 классах лицея.

Ребята  должны были в порядке убывания записать 5-6 наиболее важных в своей жизни приоритетов. Результаты оказались несколько неожиданными и различались по классам даже одной параллели.

Первая диаграмма отражает в среднем положение дел по лицею.

Как видно из этой диаграммы, о важности сохранения здоровья и о роли спорта в этом процессе понимают меньше половины лицеистов.

 

alt

 

Следующая диаграмма говорит ещё об одной важной отличительной особенности наших детей – привязанности к своей семье, к родителям. К старшим классам обычно эти связи ослабевают, но как мы видим, у лицеистов они остаются на достаточно высоком уровне.

alt

Из последней диаграммы видна одна интересная закономерность: в классах, где дети занимаются спортом, проблемы здоровья менее актуальны. И, наоборот, там, где дети озабочены состоянием здоровья, спортсменов мало. Действительно, в спортивных секциях занимается около 20% лицеистов. Но ведь можно заниматься и самостоятельно!

alt

Как видно из следующей диаграммы, двигательная активность детей уменьшается с возрастом, с увеличением учебных нагрузок, с появлением других жизненных приоритетов.

alt

А как обстоят дела с вредными привычками?

Вопросы, заданные ученикам 9-11 классов нашего лицея звучали так:

·        Курите ли вы чаще 1 раза в неделю?

·        Употребляете ли алкогольные напитки крепче кефира чаще 1 раза в неделю?

·        Занимаетесь ли вы регулярно (не реже 2 раз в неделю) физическими упражнениями?

alt    

Из ответов ребят (опять-таки анонимных и добровольных) видно, что спортом большинство из них  заинтересовано в большей степени, чем курением и употреблением пива. И эти показатели намного лучше, чем во многих школах нашего города. По данным Минздрава, 15% подростков являются постоянными курильщиками, а алкоголь регулярно употребляют 10% .

По данным ВОЗ,   60% нашего здоровья зависит от здорового образа жизни. А т.к треть (а то и больше) жизни школьников проходит в стенах учебного заведения, рассмотрим, какими же здоровьесберегающими технологиями владеет наш лицей. ВУ здоровесберегающих технологиях учебно-воспитательного процесса выделяют три фактора: гигиенические, физкультурно-оздоровительные и психолого-педагогические.

К гигиеническим факторам относятся:

 Организация работы административно-хозяйственной части:

1.  Чистота, ежедневная влажная уборка в классах, спортзалах, рекриациях;

2.  Травмобезопасные полы, двери, мебель;

3.  Исправная сантехника в туалетах, наличие там туалетной бумаги;

4.  Достаточный по нормам САНПИНа уровень освещённости в учебных аудиториях и других помещениях лицея;

5.  Температурный режим во всех  помещениях лицея;

6.  Питьевой режим  - доступность кулеров с питьевой водой. (Во времена моего детства на каждом этаже были фонтанчики с питьевой водой);

7.  Создание атмосферы, способствующей снятию нервного напряжения детей (соответствующая окраска стен, интерьеры, озеленение).

Организация работы медицинской службы:

1. Регулярное проведение прививок;

2. Оказание консультативной и неотложной медицинской помощи всем обратившимся в медкабинет;

3. Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педколлектива;

4. Отслеживание динамики изменения здоровья учащихся, своевременное оповещение об этом учителей физкультуры;

5. Организация профилактических мероприятий в преддверии эпидемии гриппа (кварцевание классов);

6. Проведение занятий по лечебной физкультуре.

Организация работы столовой:

1.     Своевременное обеспечение всех учащихся горячим питанием;

2.     Наличие в меню столовой витаминосодержащих продуктов;

3.     Запрет на продажу продуктов и напитков, содержащих канцерогенные вещества и красители.

Физкультурно-оздоровительные факторы и технологии:

1.            Пропаганда здорового образа жизни;

2.            Организация систематической работы медицинской службы;

3.            Проведение уроков физической культуры на высоком профессиональном уровне;

4.            Организация спортивно-массовой работы лицея.

На уроках физической культуры в лицее применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

1.     Построение урока с учётом индивидуальных особенностей детей;

2.     Создание условий для приобщения ВСЕХ детей к участию в уроке;

3.     Систематическая профилактика травматизма;

4.     Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

5.     Дифференцированный подход к выставлению оценок по предмету;

6.     Поощрение детей, занимающихся в спортивных секциях и танцевальных студиях;

7.     Пропаганда здорового образа жизни.

Спортивно-массовая работа лицея включает в себя:

1.            Работу спортивных и танцевальных секций в системе дополнительного образования ( это волейбол, фехтование, рукопашный бой, подвижные игры, футбол, стрельба, эстрадные и бальные танцы);

2.            Проведение спартакиады лицея (в различных игровых и легкоатлетических видах соревнуются ученики 1-11 классов);

3.            Участие в муниципальных, районных и городских соревнованиях разного уровня;

4.            Организация лекций – презентаций, подготовленных учениками старших классов по пропаганде здорового образа жизни;

5.            Проведение спортивных праздников и дней здоровья («Папа, мама, я- дружная семья» – традиционный праздник для учеников начальной школы и их родителей);

6.            Привлечение родителей и выпускников к участию в различных турнирах и соревнованиях («Женская десятка», «Кросс наций», «Пробег памяти», «Лыжня России», турниры по волейболу и футболу).

 А зачем вообще нужно участвовать в подобных стартах?

Этот вопрос был задан лицеистам. И вот что они ответили:

-Это прикольно!

-Хорошо, когда это вместо уроков!

-Хочется проверить свои силы

-Люблю бегать

-За это поставят пятёрку по физкультуре

-Это полезно для здоровья

       Итак, подводя итоги всего изложенного, какие выводы можно сделать?

1.  Для того, чтобы в школу приходили здоровые, а не ослабленные первоклассники, необходимо вести серьёзную работу с учениками старших классов о значении здорового образа жизни и о влиянии вредных привычек на  репродуктивную функцию человека. У курящих и пьющих родителей не может появиться здоровый ребёнок. Об этом же необходимо говорить на родительских собраниях.

2. Для профилактики многочисленных простудных заболеваний проводить с детьми и родителями беседы о закаливании организма, о простейших способах лечения появившихся признаков простуды, проветривать чаще и  учебные аудитории.

3.  В преддверии эпидемии гриппа проводить мероприятия, предотвращающие распространение заболевания.

4. Для профилактики нарушения осанки и снятия эмоционального напряжения на уроках проводить физкультминутки, для улучшения остроты зрения  - гимнастику для глаз.

5. Для повышения двигательной активности детей организовать спортивно-танцевальные перемены

6.  Всячески способствовать пропаганде здорового образа жизни среди детей, родителей и педагогов.

7. Привлекать больше учащихся к занятиям в спортивных и танцевальных секциях лицея.

8. Поощрять детей и педагогов, не пропустивших ни одного дня по болезни.

9. Для предотвращения травматизма обучать детей правильно двигаться, развивать у них периферийное зрение, учить доброжелательному отношению к окружающим.

10.  На уроках физической культуры соблюдать правила техники безопасности, гигиенические требования к организации всего урока и к режиму нагрузок. Дифференцированно подходить к выставлению оценок.

11. Для улучшения физического и эмоционального  состояния всего педколлектива регулярно проводить занятия группы здоровья. (Фитнес, аэробика, занятия на тренажёрах, лыжные и пешие прогулки, бадминтон, волейбол).

12. Чаще улыбаться, быть оптимистом!

Использованная литература:

1. СанПиН 2.4.2.2821-10

2. http://lib.sportedu.ru/  библиотека журнала "Теория и практика физической культуры"

3. http://www.1september.ru/ru/zdd.htmкаталог газеты "Здоровье детей" (приложение к газете "1 сентября")

4. http://www.mediasphera.ru/profil/prof-mn.htm журнал «Профилактика  и укрепления здоровья"

5. http://www.kiz.ru/family.htmlжурнал "Красота и здоровье»

6. http://pedsovet.org/blogs/13-й всероссийский интернет-педсовет

 

 

tify.?5pn�U �T ont-size:14.0pt'>4. http://www.mediasphera.ru/profil/prof-mn.htm журнал «Профилактика  и укрепления здоровья"

 

5. http://www.kiz.ru/family.htmlжурнал "Красота и здоровье»

6. http://pedsovet.org/blogs/13-й всероссийский интернет-педсовет

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»