ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
"СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ"
Самохвалов Андрей Сергеевич ,
учитель химии , биологии , изо ГБОУ СОШ №336 Невского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в обществе очень плотно происходят коренные преобразования , которые создают предпосылки для изменений в системе образования. В стремлении изменить прежний уклад , в погоне за западными идеями , в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях , духовности и нравственности нашего общества. Мы переживаем мучительное время , когда в стране рушатся идеалы , устои человеческой морали.
Образование всегда было и есть источник развития общества , а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта , а развитие личности ученика , его способности самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации , контролировать и оценивать свои достижения , то есть формирование умения учиться.
В моём понимании современная школа – это школа успеха , здоровья. Инновации , методики , творческий потенциал – вот те слова , которые чаще всего звучат в новой школе. Она учит мыслить , искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе , где ребёнок является солнцем , вокруг которого вращается всё , где каждый ученик талантлив по-своему , а мы , учителя , этот талант должны раскрыть в ребёнке , а не относиться к нему скептически.
Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие , физическое , эстетическое , нравственное. Я считаю , что эти стороны развития были востребованы вчера , остаются таковыми сегодня и будут не менее актуальны завтра , только достигать их нужно по-новому , чтобы в глазах учащихся мы , учителя , смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда , когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями , своими учителями , которые помогли им в выборе профессии.
Все мы осознаём то , что современная школа требует квалифицированных педагогов. Если мы , учителя , будем компетентны в своей работе , то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами , а если у педагога с ребёнком будут всегда доброжелательные отношения , то это приведёт к успеху как самого учителя , так и ученика.
Трудно себе сейчас представить процесс обучения без мультимедийной техники , электронно-дидактических пособий , проекторов , компьютеров , интернета. Сегодняшняя школа приобрела новый современный облик , изменились и её ученики. Современные дети модернизированы , "шагают в ногу со временем": они овладели сотовыми телефонами , интернетом , различными компьютерными программами , электронными книгами. В связи с этим повышаются требования к педагогам.
Образование на сегодняшний день от учителя требует многого , но оно не учитывает , каково ребёнку в этом мире. Где ребёнку получить тепло , любовь , внимание , понимание? Если современный учитель этого не даст , что станет с людьми в будущем? Отсюда можно сделать вывод , что люди станут корыстными , холодными по отношению друг к другу.
Учитель , педагог – столько в себе таят эти слова… Каков же он , современный учитель?!
Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня есть любимая работа. Школа – это моя жизнь , то , без чего я не могу представить своё будущее.
Современный учитель , по моим представлениям , служит точкой опоры в образовательном процессе и должен иметь свой собственный и определённый имидж.
Учитель должен обладать привлекательной внешностью , хорошим вкусом , личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и устойчивый стереотип восприятия педагога , что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей. Как писал А. А. Бодалев: "Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности". Окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Кстати , и родители , приходящие в школу , обращают внимание на то , как выглядят учителя , как общаются с детьми и между собой , насколько они улыбчивы , доброжелательны. Но если говорить о профессиональном имидже , то здесь внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами. Современный учитель должен быть универсально образованным , эрудированным , информированным , прогрессивным , улыбчивым , доброжелательным , искренним , гуманным , тактичным , с чувством юмора и лёгкой иронией , обладать деловыми и лидерскими качествами , умениями разрешать конфликты , устанавливать партнёрские отношения , любить свою профессию и свой преподаваемый предмет , быть профессионалом своего дела , уметь перерабатывать массу информации и находить всё самое интересное , необходимое и полезное , а также уметь преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Помимо всего вышесказанного современный учитель должен постоянно заниматься самообразованием , самосовершенствованием , самокритичностью , быть целеустремлённым и находить способность овладевать новыми современными электронными технологиями , плодотворно работать с родителями и привлекать их к совместному процессу воспитания ребёнка , владеть детской психологией , понимать психологическое состояние ребёнка и вовремя прийти ему на помощь в трудную минуту.
Учитель только тогда учитель , когда он чувствует , что накопленный им опыт , его знания позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своих учеников трудиться , думать , созидать , творить; надо построить свою работу так , чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил , делился мнениями , выступал , отстаивая свою точку зрения , то есть предоставлять ему свободу выбора , возможность самостоятельно принимать решения , а также уметь самому слушать и слышать ученика , понимать его.
Современный педагог "должен идти в ногу со временем" так как школа жива до тех пор , пока учитель в ней интересен ребёнку.
Современный педагог должен находиться в постоянном творческом поиске , а также в поиске ответа на вопрос: "Чему учить детей"? Раньше задача педагога заключалась в том , чтобы передать ученикам определённые знания , проверить степень их усвоения , оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед педагогом стоит непростая задача – создать условия для развития творческих способностей , развивать у учащихся стремление к творческому восприятию знаний , учить их самостоятельно мыслить , полнее реализовывать их потребности , повышать мотивацию к изучению предмета , поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо , чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы , которые ставит перед ними учитель , но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Развитие самостоятельности и подготовка ко взрослой жизни , воспитание личности – вот задача , по отношению к которой обучение знаниям , умениям , навыкам выступает как средство образования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом , а обязательно идти вперёд и использовать на своих уроках для активизации внимания и вызывания интереса учащихся к излагаемому материалу электронные дидактические пособия и электронные учебники.
Современный педагог , на мой взгляд , должен быть , прежде всего , любящим и счастливым. У счастливого педагога учащиеся в школе испытывают состояние счастья: они действуют , творят , ощущают , что их любят и желают им добра.
В своей профессиональной деятельности я стремлюсь быть доброжелательным по отношению к детям , их родителям , коллективу , всегда уважаю мнения учащихся , поддерживаю их в разных ситуациях , никогда не остаюсь равнодушным к высказываниям детей , не допускаю превосходства над ними , никогда не оставляю учащихся в трудную минуту.
На мой взгляд , педагог современной школы должен делать всё возможное , чтобы в будущем его ученики успешно поднимались по высоким ступеням жизни , были готовы преодолевать сложные препятствия , достигали поставленных целей.
Смысл педагогической жизни , по-моему мнению , – в ученике; учитель должен любить детей такими , какие они есть , радуясь успехам каждого.
И всё-таки , вопреки всему , настоящий педагог не может без школы. Педагог – это образ жизни. Ты всё думаешь о школе: увидел что-то – надо ребятам рассказать , придумал – надо обязательно попробовать. Так что вперёд , дорогие коллеги , дерзайте и верьте , что всё лучшее у нас ещё впереди!