Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 633

Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Взаимодействие социального педагога

и классного руководителя в работе с учащимися и их семьями.

 

 

 

 

статья подготовлена

социальным педагогом

Устиновой  Марией Михайловной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.

Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель:

  • Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;
  • Делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке;

Социальный педагог:

  • Изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;
  • Организует профилактическую и коррекционную работу;
  • Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.

Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решение проблем учащегося.

Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель  является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В каждой школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, , детей из семей чернобыльцев и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся.

Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у подростка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

 

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
  • принятие мер воспитательного воздействия к учащемуся в случае пропусков занятий;
  • взаимодействие в ходе работы с семьей ученика;
  • получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:

организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
  • оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
  • способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;
  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  • взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

Социальный педагог     работает в тесном сотрудничестве  с   классным   руководителем. Они призваны быть посредниками между личностью ребенка и всеми  социальными  институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии  классного   руководителя  социальный педагог   организует  социально  значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие  социальных  инициатив, реализацию  социальных  проектов.

  Взаимодействие   социального педагога      с   классным   руководителем  осуществляется по следующим направлениям:

1.Социальная диагностика.

 1.Используется для выявления проблем учащихся и субъективного потенциала их разрешения. Результаты данного направления являются ключевыми при определении путей профилактической, просветительской и особенно коррекционно-развивающей работы. Составление социальных характеристик классов.

2.Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих ППВ, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

3.Индивидуальные беседы с  педагогами .

4.Совместное посещение семей.

5.Анкетирование, социологические опросы

 2. Профилактическая работа

1. Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного воспитания.

2. Вовлечение учащихся состоящих на ВШК, ИДН в кружки и спортивные секции.

 3. Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.

4. Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении

 5. Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов учащихся класса и конфликтов в  классном  коллективе.

 3.Просветительская работа

Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.

1.Совместное проведение мероприятий,  классных  часов, родительских собраний.

2.Участие в работе педсоветов школы, МО

3.Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах  классных  руководителей , педагогических консилиумах

 

4. Коррекционно – развивающая работа

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками корректировку педагогических позиций позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов

 1.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного  взаимодействия с учащимися и родителями.

2.Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия

3.Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ОДН, ВШК.

 Вовлечение родителей в «Активный лекторий по коррекции недостатков семейного воспитания»

 5. Консультативная работа

Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.

 Консультирование по вопросам:

 - заполнения  социально-педагогической  характеристики класса;

 - профессионального определения учащихся класса;

 - разрешение конфликтов;

 - особенностей межличностного  взаимодействия  учащихся со сверстниками;

 - работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;

 - системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений

  Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу.

 В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом: выявляются, заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный контроль  с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

В обобщении вышесказанного можно выделить 6 ключевых слов, которые объединяют деятельность  социального  педагога  и  классного   руководителя .

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.

 УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

 НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;

 формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

 ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи

в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии. ОБЩЕНИЕ:  педагог  – ученик;  педагог  – родитель; родитель – ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

  1. Волкова Н. Социально – педагогическая служба школы – направления работы // Социальная педагогика – 2007
  2. Галагузова М.А., Л.В. Мардахаев. Методика и технология работы социального педагога ..- М.2002
  3. Гуров В.Н., Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов – М.: Педагогическое общество России, 2002 г. – 191 с.
  4. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2007 г. - №1
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/567727/
  6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007 г. - 272 с.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»