Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

«Знание – сила», - говорил английский философ и историк конца XVI - начала XVIIвека Фрэнсис Бэкон. Но не менее важным в современном мире является  и процесс получения этих знаний. Хорошо известна истина, что лучше всего усваиваются те знания, которые приобрёл сам. Современные Федеральные Государственные образовательные стандарты поставили задачу научить учащихся учиться, самостоятельно добывать знания, и самое главное уметь ими пользоваться. Одним из механизмов для реализации этой цели предлагается внедрение и широкое использование метапредметных умений, где на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.[6] «Измеряется» такой результат нетрадиционно - в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Вопрос в том, как это реализовать в рамках урока. Так на уроках истории в рамках темы «Становление конституционной монархии в России» можно предложить не просто сравнить состав и реакционность первых российских Государственных Дум, но и занести данные в таблицу, что способствует развитию аналитического мышления учащихся. При этом в менее подготовленных классах предлагается уже готовый вариант таблицы (приложение 1), а в более подготовленных учащимся можно предложить самостоятельно выделить критерии сравнения и систематизировать их в табличной форме. Можно реализовать и кардинально другую технологию работы: учащимся даётся уже готовый заполненный вариант таблицы и предлагается ответить на ряд вопросов по ней. Например, на уроке обществознания при изучении политических систем диктаторского типа старшеклассникам предлагается сравнительная таблица авторитарной и тоталитарной систем [4] и  такие вопросы, как: какие общие черты имеют диктаторские режимы, назовите отличительную черту тоталитаризма, какое место в системе тоталитаризма занимает идеология и т.д. Данное задание позволяет развивать умение систематизировать информацию. Можно при работе с таблицами использовать ограниченные источники информации. Так, рассказывая о типах конкурентных рынков, можно дать только определения и предложить заполнить сравнительную таблицу (приложение 2). Эти задания позволяют научить учащихся осмысленно подходить к изучению определений и способствуют формированию умения самостоятельно, осознанно составлять определения понятий. В рамках формирования  метапредметных коммуникативных умений можно использовать и такие задания, как составление схемы взаимосвязи  понятий. Например, в теме «Предпринимательская деятельность» на уроке обществознания в 8 классе учащимся предлагается в виде схемы показать связь следующих объектов: предприниматель, рынок, факторы производства, прибыль, государство, потребители. Можно использовать графические схемы, предлагая найти место нескольким элементам на графике. Так,  изучая вопрос об экономических различиях между типами фирм, предлагается расположить типы фирм на графике (приложение 3).Таким образом, формируется умение осмысленного изучения понятий. Можно разнообразить работу с понятиями, предлагая выделить его признаки в конкретной ситуации. Так на уроке обществознания в 7 классе, повторяя тему «Конфликт», целесообразно предложить учащимся для просмотра видеофрагмент из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» с целью определения наличия в нём конфликта, обосновывая своё решение. В подготовленных классах можно предложить анализ высказывания. Например, изучая вопрос об акционерных обществах и говоря о причинах их создания, можно проанализировать высказывание Карла Маркса «Мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведёт некоторые отдельные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив централизация посредством акционерных обществ осуществила это в один миг». Это задание нацелено на формирование умения выделять главное. Список заданий для развития метапредметных умений можно продолжить и дальше, но это уже выходит за рамки одной статьи. Надо лишь помнить, что метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Список литературы:

  1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
  3. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
  4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. –М.: ВАКО, 2009. (131-132 стр.)
  5. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
  6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  7. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»