Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ФЕОДОР КОНСТАНТИНОВИЧ АНДРЕЕВ – НАЧАЛЬНИК «ГЛАВНОГО ШТАБА» ИОСИФЛЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

К вопросу об истории «иосифлянского» раскола в Петрограде-Ленинграде в 1920-е годы ХХ века

В статье рассказывается о личности известного петроградского (ленинградского) протоиерея Ф.К. Андреева, близкого друга философа и богослова отца Павла Флоренского и известного церковного публициста Михаила Новоселова (в катакомбной церкви – епископа Марка),  богослова, знатока канонического права Православной церкви и его роли в составлении формулы отложения от патриаршей церкви митрополита Сергия (Страгородского). Показана его роль как идейного вдохновителя иосифлянского движения, пользующегося огромным авторитетом в обеих столицах.

Федоренко Сергей Александрович – преподаватель истории АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург.

Ключевые слова: филология, литургика, логика, философия, богословие, канон, каноническое право, канонические основания, канонические правила, формула отложения, правящий архиерей, епископ, церковное послушание, запрещение в служении, митрополит, «Декларация» митрополита Сергия, ОГПУ, иосифлянский раскол.

   Напротив нынешнего БКЗ «Октябрьский» (в годы жизни отца Феодора Андреева на его месте находилась греческая церковь святого Дмитрия Солунского) на Лиговском проспекте на углу с улицей Жуковского находится дом, в 20 – 30-е гг. имевший адрес: Лиговская улица, д. 21-а. В этом доме в квартире №7 жил известный петроградский протоиерей Феодор Андреев, служивший в последние годы своей жизни в храме Воскресения Христова «на крови» на Екатерининском канале. Квартира батюшки давно была в разработке у органов ОГПУ и называлась чекистами «главным штабом». Карательные органы советской власти внимательно следили за отцом Феодором, его супругой Натальей Николаевной и его друзьями и соратниками. Самого священника несколько раз задерживали, но отпускали по причине отсутствия компромата и слабого здоровья. К тому же наличие непримиримого авторитетного священнослужителя, к которому за каноническими разъяснениями приезжали непризнающие Декларацию православные со всех регионов страны, позволяло сотрудникам ОГПУ брать этих ходоков в оперативную разработку. Таким образом накапливались материалы для открытия массированных репрессий против иосифлянских общин по всей стране. В марте 1929 года в квартире отца Феодора провели обыск и арестовали друга и соратника семьи Андреевых, проживающего в их квартире, Николая Александровича Александрова (1893-1972). Н.А. Александров был филологом, литургистом и церковно-общественным деятелем. В отрочестве он воспитывался святым Иоанном Кронштадтским. Закончил Императорский Петербургский университет в 1915 году. Воевал в офицерском звании на фронтах Первой мировой войны, участвовал в Гражданской войне на стороне красных. В Петрограде стал слушателем Богословского института, сблизился с «иосифлянскими» кругами. Поддерживал тесные отношения с духовенством храма Воскресения Христова на Екатерининском канале и кружком профессора А.А. Мейера. Был приговорен к пяти годам заключения в лагерях, срок отбывал на Соловках и в Белтбалтлаге. Был освобожден в 1933 году. Повторно подвергался аресту во Владимире в 1948 году. Свободу обрел в 1954 году.

   Федор Константинович Андреев стал священником уже в довольно зрелые годы. Он родился в Петербурге 1 апреля 1887 года в семье купца 1-й гильдии. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров, окончил только три курса. Тяга к духовным знаниям привела его в Московскую Духовную семинарию (МДС), которую он окончил экстерном в 1909 году. Затем он продолжил очное обучение в Московской Духовной академии (МДА), которое завершил в 1913 году со степенью кандидата богословия. Свое кандидатское сочинение он написал на тему: «Ю.Ф. Самарин как философ и богослов». О Самарине он вскоре написал и магистерскую диссертацию, однако степень магистра была ему присвоена без защиты. По завершении обучения он стал преподавателем в МДА по кафедре систематической философии и логики, в 1914 году заняв должность доцента. Преподавательская деятельность Ф.К. Андреева в МДА  завершилась с её закрытием в 1918 г.

   В 1919 году Ф.К. Андреев вернулся в родной Петроград, где преподавал в 1919-1921 гг. русскую словесность в Михайловском артиллерийском училище. В 1921 г. он перешел на должность профессора кафедры христианской апологетики Петроградского Богословского института, а с 18 июля 1922 года стал его проректором.

   23 июля 1922 г. Ф.К. Андреев вступил в брак с петербургской учительницей Натальей Николаевной Фроловской. 17 декабря того же года он был рукоположен в сан диакона и зачислен в состав причта Казанского собора. Через несколько дней епископ Петергофский Николай (Ярушевич) рукоположил диакона Феодора Андреева в сан священника. Вскоре отец Феодор был переведен в штат Сергиевского собора, где он и служил до декабря 1927 года. В декабре 1927 г. Феодор Андреев стал протоиереем и перешел в причт храма Воскресения Христова на Екатерининском канале. Как представитель наиболее активной части петроградского духовенства отец Феодор находился на подозрении у властей. Был дважды арестован: 14 июля 1927 г. (освобожден под подписку о невыезде) и 8 сентября 1928 г. (освобожден из-за болезни и отсутствия компромата во время обыска).

   В последние дни своей жизни, будучи в ясном сознании, но уже чувствуя приближение смерти, отец Феодор говорил своей супруге Наталье Николаевне: «Я всё думаю о расколе в Церкви и о всех прошедших событиях и перед лицом смерти могу только сказать, что с тем умом и с той душой, которые дал мне Господь, я иначе поступить не мог». (Цит. по: Яснопольская В. Счастливый случай. Воспоминания.)

   Всех православных России взбудоражила т.н. «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского), заместителя патриаршего местоблюстителя. Большая часть верующих сочла этот документ лживым, лицемерным и человекоугодническим. Но не принять её означало нарушить церковное послушание, а для священнослужителя – оказаться под запретом. Для общины за непризнанием можно было лишиться храма, а потом её активу  попасть в лагерь или в ссылку.

   В Ленинграде группа священников и епископов во главе с митрополитом Петроградским Иосифом (Петровых) и архиепископом  Гдовским Димитрием (Любимовым) не приняли Декларацию и объявили о своей независимости от патриаршей церкви. Формулу отложения от «сергиевской» церкви  разработал именно отец Феодор. Так было положено начало иосифлянскому движению или иосифлянскому расколу. Узнав об этих событиях, православные общины в разных регионах СССР отправили своих посланцев в Ленинград для выяснения обстановки и для получения канонических разъяснений у отделившихся. Так киевские православные направили в северную столицу молодую образованную девушку Валентину Ждан, оставившую воспоминания об этой поездке. Ей удалось встретиться с владыкой Димитрием (Любимовым), который долго и терпеливо объяснял девушке канонические правила и приводил примеры из церковной истории, свидетельствующие о праве отделиться от официальной церкви. Но тогда Валентина узнала об авторе формулы отложения, отце Феодоре Андрееве, и захотела с ним встретиться.

   Ещё в годы учебы в МДА Ф.К. Андреев познакомился со священником Павлом Флоренским, известным философом, математиком и богословом, и известным церковным историком и публицистом Михаилом Новосёловым.  Вскоре они стали близкими друзьями. П. Флоренский и М. Новосёлов в последние годы жизни часто приезжали к отцу Феодору. С М. Новосёловым отец Феодор виделся реже, чем с отцом Павлом, но чаще сходился с ним в оценках положения дел в церкви, в вопросах канонического права. М.А. Новосёлов поддержал иосифлянский раскол, а в будущем стал тайным священником, а затем монахом и епископом с именем Марк. В официальную церковь он так и не вернулся вплоть до своей мученической кончины. С отцом Павлом Флоренским дружба отца Павла сохранялась до конца дней его земной жизни. Однако в вопросах церковной жизни последних лет их взгляд начал расходиться. По мнению отца Павла Декларация митрополита Сергия была не самым серьезным каноническим нарушением в ряду целого ряда канонических отступлений последних веков как русского, так и вселенского православия.

   Обратимся к рассказу Валентины Яснопольской (Ждан) о её встрече с отцом Феодором в марте 1929 г.: «Я пробыла там очень недолго, даже не садилась. Мы поговорили с отцом Феодором, стоя у окна. Во время краткого разговора я подумала, что если бы я бы пришла к нему с какими-то личными вопросами, то мне не надо было ни о чем спрашивать, такой ясный и тихий свет исходил от него, и в этом свете без слов становилось ясно, что правда и что неправда». (Указ.соч.) Однако эта короткая встреча связала Валю Ждан с семьей священника – Натальей Николаевой и дочками-близняшками, одна из которых сказала ей: «Валя! Ты нам нравишься больше всех тётей, которые бывают у нас». Переехав из Киева в Ленинград, уже после смерти батюшки Валя поселилась в квартире Андреевых, в комнате арестованного Александрова. Здесь Валентина Ждан была арестована органами ОГПУ как «активная контрреволюционерка-религиозница» в сентябре 1930 года и через год отправлена на Соловки.

   Смерть мужа Наталья Николаевна переживала тяжело, ведь их брак был счастливым. В последние минуты жизни у одра умирающего были его супруга и отец Павел Флоренский. Дочери батюшки всегда тянулись к отцу Павлу, выделяя его среди всех бывавших в доме мужчин.

   Наталья Николаевна, как могла, продолжала дело покойного супруга, активно работая в общине, совершая  поездки в другие города по поручению общины, полагая, что эта деятельность остается конспиративной. Однако органы госбезопасности пристально следили за ней. Вскоре она была арестована и прошла свой путь страданий в лагерях и ссылке.

   Протоиерей Феодор оказался ключевой фигурой в событиях иосифлянского раскола, придав ему понятное верующим каноническое обоснование и освятив его своим личным авторитетом заботливого и прозорливого  духовника, справедливого пастыря и убедительного проповедника.

   В Великий пост 1929 г. в Великую среду  отец Феодор проводил длительную индивидуальную исповедь на сквозняке, в неотапливаемом помещении, после чего простудился и заболел пневмонией. Скончался он 23 мая (10 мая по старому стилю) 1929 г. и был похоронен на Братском (ныне чаще называемом Митрополичьим) участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры. Могила его сохранилась, на ней высится большой четырёхконечный гранитный крест. Находится она рядом с захоронением известного петербургского митрополита Иоанна (Снычёва).

   Отец Феодор канонизирован Русской Зарубежной православной церковью как святой праведный Феодор Петроградский.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»