Развиваем руки – развиваем речь
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, достаточно ли развита его речь. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы.
Одним из важнейших аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письменной речи. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если:
-
ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании;
-
ребёнок рисует слишком маленькие предметы;
-
ребёнок при раскрашивании заходит за границы рисунка;
-
у ребёнка на раскрашенном рисунке много пробелов (не раскрашенных пятен);
-
ребёнок при штриховке не выдерживает заданную плотность и направление штриховки;
-
ребёнок негативно относится к занятиям по рисованию и штриховке.
При нормальном развитии к первому классу ребёнок может научиться печатать буквы в тетради в клетку, что в свою очередь стимулирует учебный процесс, положительно влияет на развитие мелкой моторики, способствует умению ориентироваться на листе бумаги.
Комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук и ручной умелости.
-
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, затем быстро, как будто кто-то бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
-
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
-
Нанизывать крупные бусинки, пуговицы на нитку.
-
Завязывать узелки на верёвке, на шнуре.
-
Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.
-
Закручивать шурупы, гайки (для этого незаменим детский конструктор).
-
Игры с разнообразным конструктором, мозаикой.
-
Рисование в воздухе.
-
Игры с песком, водой.
-
Мять руками поролоновые шарики, губку.
-
Работать с пластилином, глиной.
-
Рисовать, раскрашивать, штриховать.
-
Резать ножницами.
-
Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.).
-
Вышивка, вязание, плетение, оригами.
-
Пальчиковые игры. («Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев) и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.