Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Развиваем руки – развиваем речь

 

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, достаточно ли развита его речь. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы.

Одним из важнейших аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письменной речи. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Родителей должно насторожить, если:

  • ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании;

  • ребёнок рисует слишком маленькие предметы;

  • ребёнок при раскрашивании заходит за границы рисунка;

  • у ребёнка на раскрашенном рисунке много пробелов (не раскрашенных пятен);

  • ребёнок при штриховке не выдерживает заданную плотность и направление штриховки;

  • ребёнок негативно относится к занятиям по рисованию и штриховке.

 

При нормальном развитии к первому классу ребёнок может научиться печатать буквы в тетради в клетку, что в свою очередь стимулирует учебный процесс, положительно влияет на развитие мелкой моторики, способствует умению ориентироваться на листе бумаги.

 

Комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук и ручной умелости.

 

  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, затем быстро, как будто кто-то бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

  • Нанизывать крупные бусинки, пуговицы на нитку.

  • Завязывать узелки на верёвке, на шнуре.

  • Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.

  • Закручивать шурупы, гайки (для этого незаменим детский конструктор).

  • Игры с разнообразным конструктором, мозаикой.

  • Рисование в воздухе.

  • Игры с песком, водой.

  • Мять руками поролоновые шарики, губку.

  • Работать с пластилином, глиной.

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.

  • Резать ножницами.

  • Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.).

  • Вышивка, вязание, плетение, оригами.

  • Пальчиковые игры. («Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев) и т. д.

 

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»