Визитная карточка проекта «ЗА ГРАНЬЮ ФОРМ»
Федотова Ольга Ярославна, учитель математики
ГБОУ№409, г.Санкт-Петербург
Основные вопросы проекта: «Что такое культурно жить?»,«Что является объединяющем началом науки и искусства?», «Дух эпохи – веяние времени», «Модернизм (примитивизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, супрематизм, конструктивизм)».
В проекте рассматриваются следующие причины:
- развитие цивилизации меняет представление об устройстве мира, науки и техники, искусства;
- следственных связей: я и мой мир, общество и я, любовь и дружба, жизнь и смерть, боль и радость, вселенная и окружающий меня мир.
- «геометриофобии»;
- Социальной адаптации школьников.
Предмет: Математика, литература, история, МХК.
Участники: Ученики 9-11 классов.
Краткое описание выполненного проекта: С помощью исследований учащиеся могут ответить на вопросы: как и почему возникают новые течения в искусстве; что общего в науке и искусстве; научаться абстрактно представлять свои чувства; смогут провести мониторинг полученных результатов. Ученики после изучения стилей современного искусства, сами выполнят свою творческую работу (создадут рисунок или напишут стихотворение). Каждый ученик получил возможность реализовать свои способности. Никто не боится получить двойку. Отношение учеников к предмету и учителю несет позитивный творческий характер сотрудничества.
Некоторые приемыпо развитию творческой, познавательной деятельность учащихся:
1. предлагаю высказать свои идеи;
2. способствую переключению «внимания», от конкретной задачи начертить к изображению пережитого события;
3. приветствую оригинальность выполнения работы;
4. рекомендую написать эссе, т.е. придавать завершенный вид своему творческому продукту.
Руководитель и идея проекта: Федотова Ольга Ярославна учитель математики структурного подразделения ГОУ№409 при НИДОИ им.Г.И.Турнера.
Особенности реализации проекта
Постановка задачи ученикам: Основной вопрос: Что связывает геометрию и искусство? Вопросы исследований: 1. Причины возникновения «Русского авангарда»? 2. «Что является объединяющем началом науки и искусства?», 3. Как Вы понимаете: «Дух эпохи – веяние времени», |
Как развивался модернизм (примитивизм, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, супрематизм, конструктивизм).
Ход выполнения проекта
Поэтапная разработка проекта
Три стадии: «Вызов - осмысление – рефлексия».
1 этап –мотивационный(погружение в проект), (вызов).
- постановка проблемы;
- «мозговой штурм» (формулировка тем исследований учеников);
- формирование групп для проведения исследований.
Перед ребятами ставиться задача: Изобразить какое-либо психологическое понятие с помощью геометрических тел.
· Ребята исследуют взаимосвязь между наукой и искусством, искусством и математикой.
· Изучают биографии деятелей искусства начала 20 века.
· Исследуют причины рождения Русского авангарда, причины возникновения и не понимания некоторыми авангардного искусства (чтение подборки книг).
2 этап – организация деятельности (осмысление).
- выдвижение гипотез решения проблем;
- выбор творческого названия проекта каждой группы;
- обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группе).
Работа по группам. Создают презентацию:
· о взаимосвязи между наукой и искусством;
· о биографии деятелей искусства начала 20 века;
· о развитии науки и искусства в начале 20 века;
· о Русском авангарде.
3 этап-выполнение индивидуальной работы(рефлексия). Геометрические тела, как форма восприятия мира. Окружающий мир – это система геометрических тел.
- работа с различными источниками информации (первоисточники, научно-популярная литература, Интернет ресурсы);
- самостоятельная работа групп;
подготовка школьниками отчета о проделанной работе в виде презентаций и публикаций.
4этап – мониторинг работ. Представление результатов на научно-практической конференции.
Группа учеников провела мониторинг работ. Проанализировала более 100 работ, учеников общеобразовательной школы, кадетского корпуса и школы Турнера (детей с ограниченными возможностями здоровья). Систематизировала работы по группам: ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ и ЖИЗНЬ, ИЗГОЙ, ВСЕЛЕННАЯ, ОБЩЕСТВО, ДРУЖБА. Выступила с отчетом мониторинга работ, сопровождая сообщение диаграммами.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
Критерии оценивания работы:
1. Постановка целей и задач проекта.
2. Комплексность решения вопросов.
3. Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных.
4. Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы.
5. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
6. Наличие проектной записки.
7. Слайды представлены в логической последовательности.
Критерии оценивания выступления:
1. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
2. Доступность излагаемого материала, умение четко и последовательно излагать свои мысли.
3. Наличие презентационного материала.
4. Соблюдение регламента.
5. Культура выступления. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
Пример(ы) ученических работ
Примеры работ учащихся:
Человек во вселенной. Живаева Мария 10а
Земной шар. Пирамидки - это люди населяющие планету. Все люди связаны между собой, они или родственники или друзья или коллеги.
Изгой. Корольков Сергей 10а .
Это человек, у которого душа делится пополам, но неизвестно в какую сторону добрую или злую. В его голове дыра т.к. его кто-то обманывает и предлагает совершить что - то плохое, но он сомневается и в этом он неуверен.
Зависимость человека. Крицкая Анна 10а
В жизни человек от чего-то зависит. Вещи, влияющие, и. неотделимые от его жизни. Человек стремится к любви в семье, к успеху в работе и к удачи прибыли денег. Человек не мыслит жизнь без этого, это его зависимость. Два предмета, расположенные вдалеке - это зависимость, которая не несет в себе никакого смысла, многие люди не отвергают этого. Наркотики, курение и прочие обладают большой властью над человеком, если он этого захочет. Куб, расположенный в другом углу - это религия и вероисповедание - выбор каждой личности. Хотя иногда человек даже не задумывается над тем, что есть вещи, влияющие на его жизнь.
Отторжение. Селевич Юлия 10в
Отторжение это чувство, когда тебя отвергают из общества. Это боль, страдания. Жизнь этого человека сломана и исковеркана.
Пламя. Афонина Катерина 10а
Пирамиды разлетаются и летят вверх - это языки
Типы людей. Федоров Кирилл 10в 2001г.
1) Добрый человек. 2- Смелый человек - всегда защищает слабых.Злой, трусливый человек - боится смелых и причиняет боль слабым людям.
День и ночь. Семенов Кирилл. 10а.
Стремясь к свету из мрака. Выбирают обычно лучшее, не останавливаются и не сворачивают в сторону. Пусть будущее примет тебя в свои объятья, Человек Разумный... Повторение комбинации тел. Шестиугольная призма пронизана пирамидами –это ночь, а между ночами серые будни – кубы.
Смерть. Мастюгин Виктор 10а.
Это страшно и больно, и больно родным и близким. Фигура составлена из одних пирамид. Боль и страх овладевает тобой, когда ты смотришь на эту «булаву смерти».
Жизнь. Алешкин Илья 10б.
Жизнь человека сложная вещь. В ней охота добраться до самой вершины. Стать знаменитым, но бояться упасть. Так и фигура сложная и неустойчивая, может в любой момент рухнуть. Так и судьба может в любой момент рухнуть.
Судьба. Покровский Николай 10а
Судьба - многогранник не правильный, не выпуклый пронизанный пирамидой. Что ждет нас? Какой многогранник- судьбы будет твоим? Сможешь ли ты сам построить его или его продырявят другие и сделают на твоем многограннике - судьбе свои метки?
Отклики учеников
«Я научился видеть, думать, и осмыслять увиденное..», «Как непросто понять и тем более начертить «Черный квадрат», «Никогда не думал что математика и искусство неотделимы!», «…проект позволил нам реализовать свои навыки работы в сети Интернет, анализировать и отсеивать ненужную информацию…», «Работая над проектом, мы сумели найти ответ на вопрос: почему возникает новое в искусстве? Интересно было сформулировать аксиому развития науки и искусства», «…нам понравилось работать всем вместе…»
Роль учителя
n консультирует, мотивирует.
Данный проект основывается на понятиях стереометрии и имеет целью формирование активной познавательной деятельности учащихся средствами информационных технологий, а также расширение представлений об истории и культуры нашего народа, о способах проецирования геометрических тел.
Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, поиска и обработки информации различных источников, работы с литературой.
Творческое задание «За гранью форм» и исследование различной степени сложности по теме «Русский авангард» позволили ученикам пережить, осознать события в своей жизни. Создана ситуация удовлетворения и гордости за свою работу.
Что можно улучшить при проведении подобного проекта
Можно увеличить время для осмысления, и для выпускных работ. Более подробно изучать историю искусства и предпосылки для развития общества.
Работа над проектом позволила повысить мотивацию учащихся к изучению не только математики, но и других дисциплин. Использование современных информационных технологий способствовало развитию у учеников умений создавать презентации, защищать проект, выступать перед аудиторией, работать в группах. Междисциплинарный проект послужил стимулом к творчеству учителей и учеников, позволил решить задачи педагогического сотрудничества и сотворчества. Проектная идея позволила учителю математики содействовать развитию ключевых компетенций учащихся.
Литература к теме: «За гранью форм».
1. Учебник Геометрии 10-11класс. Л.С.Атанасяе.
2. Учебник. Геометрии 10-11. И.М. Смирнова.1997г
3. В мире многогранников. И.М. Смирнова.1995г
4. Для преподавателя. 10-11класс геометрия. Поурочное планирование.
5. Многогранники. Учебник. А.Д.Александров. 1993г
6. Математика и мифология. Журнал Математика в школе. №3. 2001г
7. Методика записей и зарисовок на уроках физики. К.Е.Мартынова.1961г.
8. Методика преподавания черчения в средней школе. С.И.Дембинский. 1977г.
9. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании. И.Я.Каплунрович. Журнал Математика в школе.
10. Введение в методологию математики. В.В.Мадер. 1994г
11. Основные понятия и методы школьного курса геометрии. Т.В.Автономова. 1988г
12. Об измерении интереса на уроках математики. Журнал математика в школе.1999г.
13. Проблема изображения пространственных фигур в условиях педагогического процесса. Н.Ф.Четвертухин. Журнал . Математика в школе.
14. Задачи на построение. Е.Ф.Недошвкин. Журнал. Математика в школе.
15. Развитие визуального мышления на уроках математики. М.И.Башмаков Журнал Математика в школе. №1. 1991г.
16. Развитие пространственного воображения. А.Я.Цукарь. 2000г
17. Профессиональное воспитание учащихся. Б.С.Патралов. 1994г
18. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в вышей школе. 1988г
19. Развивающее обучение. И.С.Якиманская 1979г
20. Лекции по психологии. Л.С.Выгодский. 1999г.
21. Система высокой деятельности человека. Б.Чабони. Журнал. Философские исследования. №2 .1994г.
22. Школа учит мыслить. В.Ф.Паламарчук. 1987г.
23. Организация урока. У.Древс.1984г.
24. Научить думать и действовать. А.С. Гранацкая. 1991г.
25. Гуманизация образования. Теория. Практика. И.Ю.Алексашина.1994г
26. Пространство, время, архитектура. З.Гидион. 1984г.
27. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать. Б.Паскаль1651г. Журнал Вопросы философии.№6 1994г.
28. Пространство и время. А.Г.Габричевский. Журнал Вопросы философии.№31994г.
29. Парадоксы «математической графики». В.Кленов. Журнал Техника молодежи.
30. Динамика- геометрия поведения. С.Панкратов. Журнал наука и жизнь 1990г
31. Современная геометрия. Б.А.Дубровин «наука» 1986г.
32. Синтез познавательного и прекрасного в образовании как отражение принципа Культуры. Журнал. Педагогика культуры. №1. 2005г.
33. Энциклопедический словарь.
34. Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят. Б.Пастернак. В.Гордеев.1993г.
35. Синий всадник. Под редакцией В.Кандинского и Ф.Марка. 1996г.
36. Наука правильно мыслить. В.П.Огородников.1993г.
37. Из опыта гуманизации образования в Петербургской школе. 1993г.
38. Петроградский авангард. Павел Мансуров.1995г.
39. Служению русскому авангарду. 1998г.
40. Павел Филонов. 1988г.
41. Кандинский. 1993г
42. Точка и линия на плоскости. В.Кандинский. 2005г.
43. Энциклопедия русского авангарда. 2003г.
44. DVD. Казимир Малевич. 2004г.
45. Видеоматериалы. Русский авангард. Роман с революцией.
46. Учебная деятельность и ее средства. Т.В.Габай 1988г.
47. Компьютерные технологии в учебном процессе. 2005г.
48. Конструктивная типология и психодиагностика личности. О.П.Елисеев.1994г.