Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение конфликтов в подростковом возрасте 

Грошева Елена Владимировна, 
социальный педагог ГБОУ СОШ № 385
Красносельского района Санкт-Петербурга 
Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» – столкновение интересов, противоборство. Конфликты как столкновение разнонаправленных интересов – неотъемлемая часть нашей жизни. Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. В настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального взаимодействия. В связи с этим актуально обучение подрастающего поколения способам разрешения конфликтов, особенно в подростковом возрасте. Конфликтность подростка выступает в качестве существенной особенности данного возраста. Конфликты этого периода оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социальной компетентности. Практика показывает, разрешение конфликтов вызывает затруднения у подростков, в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции.   
Часто, вместо поиска и анализа оптимальных путей решения проблемы подросток пытается интенсивным образом повлиять на объект противоречия, что ведет к обострению ситуации.
Значение конфликтов в подростковом периоде достаточно велико. Подростковые конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Неблагополучия в отношениях подростков между собой и с взрослыми людьми имеют для подростка многосторонние отрицательные последствия. Позитивная роль межличностного конфликта в подростковом возрасте, заключается в том, что противоречия являются движущей силой развития личности. Конструктивно решая конфликтную ситуацию, преодолевая противоречия, человек выходит на новую ступень развития. В связи с этим необходимо научить подростков способам конструктивного разрешения конфликтов.
Подростковый возраст является переломным периодом в формировании способов взаимодействия с окружающими. Противоречия возникают во взаимодействии подростка в трех сферах межличностных отношений: коллективе, семье и среде неформального общения сверстников. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка. Преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая внутреннее или внешнее противоречие, индивид выходит на новую ступень развития. В этом случае конфликт является неотъемлемой частью становления и развития личности. Преобладание деструктивных способов преодоления трудных ситуаций, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и привести к нарушениям психического здоровья ребенка. Преобладание конструктивных способов, наоборот, повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств.
В связи с этим необходимо оказывать помощь подросткам в овладении навыками управления конфликтом, предотвращении его деструктивной направленности. Умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях предполагает понимание причин возникновения конфликтов, психологических механизмов их действия и динамики развития, что позволяет выработать адекватный способ поведения в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта. 
Приведенные ниже упражнения способствуют повышению коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладению способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе межличностных отношений. Переходу конфликтной ситуации в конфликт соответствует возникновение инцидента. 
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта в результате обострения противоречий; столкновение взаимодействующих сторон, означающее переход конфликтной ситуации в конфликт. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал неблагополучия в общении.
Стороны (участники) конфликта – отдельные индивиды, действующие лица конфликта.
Образы конфликтной ситуации – представления участников о себе (своих потребностях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.), представления сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Предмет конфликта, или объект – это то, что становится объектом несовместимых притязаний сторон. То, из-за чего спорят.
         Условия конфликта – обстоятельства или факторы, определяющие характеристики конфликта и возможность его возникновения: условия возникновения и протекания конфликта.
Действия участников конфликта – в совокупности они образуют конфликтное взаимодействие.
Исход конфликта – не столько результат, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников.
К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на его различных стадиях. Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующие этапы: возникновение, осознание конфликтной ситуации, конфликтное взаимодействие (инцидент, эскалация конфликта), завершение конфликта.
 
Функции межличностного конфликта
Межличностный конфликт имеет двойственную природу, он одновременно несет в себе конструктивную и деструктивную функции.
Деструктивные (негативные) функции конфликта выражаются в:
- непонимании и отсутствии стремления понять друг друга;
- неадекватности восприятия и реагирования на действия и высказывания другой стороны;
- изменении психологического климата в группе;
- уменьшении сотрудничества и нарастании изоляции;
- подмене цели – люди стремятся не к достижению согласия и реализации первоначальной цели, а к победе, утверждению силы;
- изменение эмоционального состояния; эмоциональных затратах в процессе конфликта;
- истощении материальных и духовных ресурсов;
- нарушении стабильности сложившейся системы отношений.
Деструктивные конфликты приводят к снижению личной удовлетворенности, появлению чувства тревоги, разрушению группового сотрудничества, преуменьшению возможностей сотрудничества, уменьшению коммуникаций.
Конструктивные функции конфликта:
- изменение и развитие личности;
- развитие чувства ответственности, осознание человеком собственной значимости;
- сплочение единомышленников;
-создание условия выбора или принятия творческого решения;
- информационная и связующая роль;
- создание условий для переоценки отношений, моральных качеств людей;
- стимуляция активности;
- снятие напряженности;
- восстановление оптимального равновесия в отношениях;
- выявление неблагополучия, рассогласования целей, интересов.
Реализация деструктивной и конструктивной функций конфликта во многом зависит от социальных установок и отношения к конфликту, от той роли, которая ему отводится в жизни человека и общества, от обучения поведению в конфликте, способам его разрешения. 
Способы выхода из конфликта
1.    Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет» (стратегия «проигрыш/проигрыш»).
2.    Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции (стратегия «проигрыш/выигрыш»).
3.    Компромисс – решение конфликта через взаимные уступки. Разрешая конфликт, таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений (стратегия «частично проиграть/проиграть» и «частично выиграть/выиграть»).
4.    Соперничество – это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Конкуренция, стремление к доминированию (стратегия «выигрыш/проигрыш»).
5.    Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время (стратегия «выигрыш/выигрыш»).
Несмотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.
Разрешение конфликта – это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.
Выделяют следующие основные способы разрешения конфликта:
1.   Мирное урегулирование, прекращение конфликта в результате достижения взаимного соглашения, удовлетворяющего обе стороны.
2.   Силовое разрешение конфликта, заканчивающееся, как правило, победой одной стороны над другой.
3.   Затухание (угасание) конфликта. Происходит при недостаточных условиях для его разрешения имеющимися в данное время средствами, т.е. когда одна или обе стороны исчерпали свои ресурсы и прекращают борьбу, отказываясь от своих притязаний. Это, как правило, приводит к затяжным конфликтам, в которых чередуются фазы обострения и затухания.
 
Список использованной литературы
  1. Аллахвердова О.В. Переговоры в социальной среде. – СПБГУ, 2017
  2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы. –  М., 2007.
  3. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.
  4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. –  СПб., 2000.
  5. Жуков Ю. М. и др. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. –  М., 2004.
  6. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига, 1997.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»