Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разрешение конфликтов в школе с помощью медиативных технологий 

Грошева Елена Владимировна
     Каждый педагог в школе встречался с конфликтом. Конфликты среди детей и подростков неизбежны, так как это нормальное явление общественной жизни, они выступают необходимым условием развития как общества в целом, так и отдельной личности. Здесь важно учиться решать спорные вопросы конструктивными способами. Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде. 
     Но в работе педагога можно урегулировать конфликт не только с помощью проведения медиации как таковой процедуры, но и решать его с помощью средств медиации: бесед, имеющих целью восстановление нарушенных взаимоотношений. Какие конфликты с точки зрения участников встречаются в нашей школе и их причины. 
конфликт «учащийся-учащийся»
Причины:
- обман, сплетни, оскорбления, обиды
- кража личного имущества 
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- соперничество 
конфликт «педагог – учащийся»
Причины:
- отсутствие единства в требованиях педагогов
- предвзятое отношение педагога к учащемуся 
- учащийся считает себя недооцененным
- личные качества педагога или учащегося (беспомощность, грубость) 
конфликт «педагог – родитель»
Причины: 
- разные представления сторон о методах и средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь к человеку
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку 
конфликт более 2-х сторон «педагог – учащийся – родитель»
Причины: 
- учащийся считает себя недооцененным
- предвзятое отношение педагога к учащемуся
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
- личные качества педагога и учащегося 
Плюсы медиативных технологий
     Использование медиативных технологий имеет положительные моменты: 
- гарантирует отсутствие публичности,
- снимает психологическую и эмоциональную нагрузку,
- позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, - способствовать вынесению справедливого решения, основанного на интересах сторон. 
- позволяет разрешить конфликт, выявить его причину и предотвратить новый конфликт.
     В роли посредника при разрешении споров и помощника достигнуть сторонам соглашения выступают социальные педагоги и педагоги-психологи. 
Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник
1. Предварительная индивидуальная беседа с каждой из сторон (в очной форме или по телефону, возможно кратковременная)
2. Совместная встреча со сторонами конфликта (при участии посредника)
3. Определение договоренностей (обсуждение о том, какие обязательства на себя возьмет каждый во избежание подобных случаев) 
1. Предварительная индивидуальная беседа с каждой стороной
     Важно помнить о целях встречи. Если хоть одна цель не достигнута – встречу необходимо либо переносить на другое время, либо назначить дополнительную индивидуальную встречу.
1 шаг. Цель: расположить к себе стороны
Действия: представиться, выяснить обстоятельства спорной ситуации, дать сторонам возможность предъявить претензии друг к другу, понять истинную причину конфликта, мотивировать на совместную встречу. 
Примерные фразы:
Я помогу вам договориться, как выйти из данной ситуации в интересах каждого из вас. Я не буду и не вправе осуждать вас, выяснять, кто первый начал, выносить решения. Все, что Вы скажете, останется конфиденциальной информацией. Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся вместе. Наш разговор позволит решить проблему быстро, без огласки и решение устроит вас обоих. 
2 шаг. Цель: объяснить причину и цель встречи
Действия: успокоить противоположно настроенных участников спора, дать понять, что цель посредника – помочь сторонам найти решение, которое устроит каждого 
Примерные фразы:
Мы встретились, потому что между тобой и Ромой произошла ссора. Моя цель – помочь вам договориться, чтобы подобное не повторилось, и вы смогли бы дальше общаться без обид и претензий. Я не буду навязывать свое мнение и принимать решение за вас, но могу вам помочь разобраться в ситуации, и если есть недопонимания, то, как это разрешить без огласки.
3 шаг. Цель: прояснить позицию и дать возможность оставить негативные эмоции за пределами общей встречи
Действия: дать выговориться, узнать и понять, как каждая сторона понимает ситуацию, в чем видит причину спора, как оценивает шансы на примирение, какие действия готова предпринять для примирения и на каких условиях
Примерные фразы:
Что случилось? (и активное слушание в процессе рассказа) А дальше? Как ты к этому отнесся? Что тебя особенно разозлило, обидело? Как думаешь, он тоже обижен? Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация скорее разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось? 
4 шаг. Цель: дать сторонам понять истинную причину конфликта с помощью дополнительных вопросов. Если причина понятна, дополнительные вопросы необязательны 
Действия: 
- без присутствия второй стороны показать, что человек не прав, и в этом причина конфликта (иногда стороны только в разговоре с посредником понимают это)
- помочь сторонам увидеть перспективы решения проблемы
- посреднику понять истинное положение дел, что позволит ему направить разговор в нужное русло
 Примерные фразы:
Как думаешь, это правильно? Ты сказал, что сделал запись тайно, а мы вправе это делать? А это не спровоцирует новый конфликт? А Вам, это зачем?  
5 шаг. Цель: обязательно мотивировать на встречу со второй стороной.
Сторона может общаться с педагогом и быть категорически против совместной встречи со второй стороной.
Действия: предложить встретиться со второй стороной. Показать преимущества предлагаемого пути переговоров. Использовать закрытые вопросы с ответами 3х «ДА» и 3х «НЕТ». Задавать вопросы так, чтобы человек ответил: ДА и НЕТ 3 раза подряд. Это важно. Использовать прием «…, именно поэтому…»
Примерные фразы:
1. Я предлагаю Вам встретиться с Ольгой Васильевной, и Вы решите, как быть дальше, чтоб конфликт не повторился в будущем и решение устроило всех 
2. Вы хотите, чтобы конфликт разрешился быстро и без огласки? Вы хотите, чтобы Ирина Николаевна сделала так? Вы хотите, чтобы….
4. Выходит, что Вам все равно, что Матвей написал это заявление?
5. Именно поэтому я предлагаю встретиться, и я помогу договориться, как сделать так, чтобы взаимных обид и претензий не было. 
2 этап Совместная встреча со сторонами конфликта
1. Сказать Вступительное слово 
2. Помочь проговорить претензии сторон друг к другу.  «Из-за чего ты обижен на Артема? Что Вас рассердило?»
3.Помочь проговорить ожидания и готовность к действиям для устранения конфликта. «Скажите, чего Вы ожидаете от Ольги Васильевны, и на что готовы сами, чтобы взаимных претензий больше не было?» Посоветовать сторонам сформулировать и предложить начать так: «Я хочу, чтобы, Ольга Васильевна сделала то-то, тогда я и мой сын выполним следующее…»
4. Помочь сторонам сформировать договоренность (проговорить с каждой стороной, как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон). «Итак, вы пришли к соглашению о том, что … (проговорить все, о чем стороны договорились)». 
3 этап Определение договоренностей
1. Записать или устно обозначить договоренности. Мы оформляем протоколом беседы, хотя, устного определения достаточно. 
2. Устно прояснить вопросы: «Решится ли конфликт, если стороны выполнят свои обещания? Как именно поступит каждая из сторон в случае нарушения другой стороной своих обязательств по соглашению»
3. Четко определить сроки выполнения. «Мы договорились, что Матвей делает то-то к такой-то дате, а Рома выполнит к такому-то числу
4. Конкретно сформулировать действия сторон. 
5. При необходимости определить срок повторной встречи. «Когда мы сможем встретиться еще раз, чтобы убедиться, что проблемы уже нет?» 
Рекомендации педагогам
     Чтобы беседа прошла эффективно и не возник новый конфликт в процессе договоренностей, важно избегать:
- выражения своих чувств и эмоций, высказываний и соображений по поводу произошедшего («Ясно, оба виноваты!»),
- суждений и оценок («Он не прав, но ты тоже хорош!»)
- попыток примирить стороны «Вы же давно дружите, помиритесь!»)
- предлагать свое решение («Я поговорю с Ириной Николаевной, она разрешит переписать проверочную работу», 
- поддерживать одну из сторон участников конфликта
Необходимо:
- смотреть на проблему со стороны, но контролировать процесс.
- помогать сторонам прийти к решению, которое удовлетворит все стороны. «Наша задача – не разбираться, кто виноват, а договориться, как сделать так, чтобы этого больше не случилось!»    
 - показать преимущества разрешения проблемы в процессе простого разговора с участием посредника.
    Использование медиативных технологий поможет разрешить и несложный конфликт между ребенком и родителем. В противном случае, необходимо будет провести процедуру медиации. 
Профилактика конфликтов 
     В последнее время рост числа суицидов и их попыток, агрессия, насилие, преступность имеют место в подростковой среде.  В связи с этим в школе особую актуальность приобретает проблема профилактики конфликтов. 
     Когда устраивалась на работу в 2020 году, мне был запрос от администрации школы, что учреждение очень нуждается в проведении профилактической работы по данному вопросу. Таким образом, возникла необходимость в разработке программы, систематической групповой работы по формированию социальных навыков, личностного развития и уверенного поведения у подростков 13-17 лет, их социальной адаптации в семье и обществе «Успех командной работы», которая рассчитана на 2 учебных года.            
     За основу программного материала были взяты методические разработки А.Г. Грецова по тренинговым занятиям развития всех личностных качеств подростков. 
          Программа позволяет решать следующие задачи:
1.  Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
  1. Развитие навыков эффективного общения.
3.  Развитие организаторских умений, способностей к деловому взаимодействию.
4.  Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
5.  Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  1. Сплочение подростков, формирование взаимного доверия.
7.  Формирование способностей оставаться независимым в группе, уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива
8.  Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
  1. Формирование социальной активности, ответственности подростков.
10.  Формирование положительной «Я-концепции», адекватной самооценки, самопонимания и самоприятия.
 
     Общая трудоемкость программы составляет 68 акад. часов, из них 95% акад. часов – практические занятия, включая итоговое тестирование. 
     Программа состоит из двух блоков:
ü  1 блок «Секреты общения». Развитие навыков эффективного общения.
ü  2 блок «Уверенное поведение». Формирование навыков уверенного поведения.
     Количество участников:
  • оптимальная численность группы: 8-16 человек.
ü  20–25 человек тоже возможно, но сложнее в организационном плане и потребует модификации процедур проведения некоторых упражнений.
    Условия проведения занятий:
ü  помещение с возможностью рассадки участников, и в круг, и за партами.
ü  желательно у педагога наличие собственного опыта участия в тренингах
     Методы реализации программы: 
  • короткие информационные блоки;
  • игры и упражнения, элементы арт-терапии;
  • групповые дискуссии; 
  • психодиагностические методики.
     Продолжительность одного занятия:
  • 1 блок – 1 час 1 раз в неделю 
  • 2 блок – 1 час 1 раз в неделю   
     В начальной части программы акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
    Детям очень нравится участвовать в упражнениях и ролевых играх: 
на сплочение команды с помощью телесных контактов: «Узелок», «Связывание группы», «Скалолаз», «На льдине», «Замкнутый круг»;
на доверие: «Маятник», «Круг доверия», «На пальцах»; 
на координацию совместных действий и группового взаимодействия: «Факты о нас», «Что у нас общего?», «Башня», «Групповой коллаж», «Фигурные построения», «Хвостоглаз», «Сквозь кольцо»;
на снятие эмоционального напряжения: «Ворвись в круг», «Волшебный дождь», «Угадай эмоцию»;
на развитие навыков невербального общения: «Перебежчики и охранники», «Стеклянная дверь», «Разговор в рисунках»; 
умение выражать свои эмоции и чувства: «Скульптор и глина», «Хлопки по коленям», «Замороженные»; 
на решение конфликтных ситуаций: «Финансовые авантюристы», «Иностранец», «Толкачи», «Манипуляции», «Бункер» и другие.     
     Такие упражнения являются эффективным способом разрешения разногласий и предупреждения конфликтов.  
     В заключение своего выступления хотелось бы отметить, что медиативные технологии можно использовать постоянно в нашей жизни: дома, на работе, в рабочем коллективе и других ситуациях, умело предупреждая или разрешая конфликты. Навыку мирного разрешения конфликтных ситуаций и уметь их предотвращать можно и нужно обучить. И чем раньше начать это обучение – тем лучше.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»