Мотивация, как компонент учебной деятельности
Рубина Ирина Павловна
На фоне недостаточного внимания специальному формированию учебной деятельности, еще меньше внимания уделяется формированию ее отдельных компонентов, особенно такому, как мотивационный, в основе которого лежит эмоциональное отношение ребенка.В условиях недостаточного внимания к мотивационному компоненту учебной деятельности не возникает нового действенного мотива, и вследствие этого снижается ее роль как основного фактора психического развития.
Внимание к мотивационной сфере учебной деятельности, сохранение и положительное отношение к этой деятельности на первых годах школьного обучения требует сложного взаимодействия, постепенного перехода от игровой к учебной деятельности. Это такое построение учебной деятельности, при которой маленькому школьнику по-настоящему интересны, привлекательны и процесс и результат обучения в каждый данный момент.
Поэтому нами в гипотезе первым направлением в нашей работе является повышение мотивации через создание «ситуации успеха» для каждого ученика.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.
Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, т. е. путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Создавать ситуации успеха в нашей работе необходимо для повышения мотивации, которая является важным компонентом в структуре учебной деятельности. Большинство авторов объясняют мотивацию, как систему психологических факторов, обусловливающих поведение и деятельность человека.
С. Занюк выделяет динамический и структурный (содержательный) аспект мотивации. По его мнению, продуктивность деятельности, ее процесс и результат определяются, во-первых, направленностью мотивов, их содержанием, а во-вторых, силой, активностью, напряженностью мотивов соответствующего содержания.
Структурный аспект мотивации - это проявления разносторонних потребностей человека. В содержательный аспект мотивации входят такие компоненты как содержание мотивации, связь между мотивами; иерархия мотивов, потребности, лежащие в основе мотивов и предопределяющие поведение.
Динамический аспект мотивации определяется такими характеристиками, как сила, стойкость, степень возбуждения мотивов, способность переключаться с одних мотивов на другие.
Мотив - это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность
Понятие "мотив" часто соотносят с понятием "потребность". Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности. Когда потребность конкретизируется и находит предмет, который способен ее удовлетворить, то она превращается в мотив.
Л.И. Божович пишет, что мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, словом, все то, в чем находит воплощение потребность.
В содержание понятия "мотивационной сферы" Л.С. Выготский включил аффективную, волевую сферу личности, переживания, удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация объединяет в себе движущие силы поведения.
Виды мотивов различают в зависимости от:
1) характера участия в деятельности
2) времени предопределения деятельности
3) социальной значимости
4) включенности в деятельность или от таких мотивов, находящихся вне ее; мотивы конкретного вида деятельности и др.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификой учебного предмета.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
Поэтому при разработке направлений деятельности в нашем эксперименте мы структурировали задания таким образом, чтобы учащиеся могли проявлять самостоятельность не только при выполнении задания, но и при выборе самого задания, при выборе способа действия и т.д.
Уровень осознания учебной деятельности определяется степенью осознанности каждого из этапов решения учебной задачи. Речь должна идти об осознании цели, мотива учебной деятельности, ее структуры, последовательности необходимых для ее осуществления операций. Предметом осознания должен выступать и результат учебной деятельности.
Учебная деятельность – это проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней мотивации (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего – либо).