Система дистанционного образования
в России
Маркова Екатерина Владимировна
психолог Вечерней школы г. Покровск Республики Саха (Я)
Исследование синдрома эмоционального выгорания среди учителей.
В наше время – эпоху информационных технологий,все возрастающего потока информации, агрессивности социальной среды и связанной с этим все большей эмоциональной напряженности – проблема психологического здоровья каждого человека становится как никогда актуальной. Особенно важна эта проблема по отношению к педагогам и психологам - той категории профессий, у которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих). Отсюда вытекает актуальность нашей темы – изучить синдром эмоционального выгорания и освоить методы и приемы помощи в ситуациях профессионального стресса.
Цель работы: исследовать синдром эмоционального выгорания среди учителей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Познакомиться с понятием «синдром эмоционального выгорания»;
- Провести диагностику учителей на выявление синдрома эмоционального выгорания;
- Сделать выводы по результатам диагностики;
- Создать пособие по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Практическое значение данного исследования заключается в использовании учителями, психологами разработанного пособия для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Диагностику синдрома эмоционального выгорания среди учителей провели по методике, разработанной В.В. Бойко. Всего приняли участие 29 учителей Покровской улусной гимназии и Вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Анализ результатов проводили по следующим параметрам:
- какие симптомы эмоционального выгорания сложились и доминируют;
- какая фаза развития стресса наиболее выражена;
- на какой стадии находится эмоциональное выгорание;
Если посмотреть по симптомам эмоционального выгорания, у наибольшего количества учителей, сложились или доминируют следующие симптомы:
- неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (у 65,51% учителей);
- редукция профессиональных обязанностей (у 68,96%учителей);
- расширение сферы экономии эмоций (у 41.37%);
Если посмотреть по фазам развития стресса, наиболее выражена фаза «резистенция»(у 65,51% учителей), когда учитель стремится избежать воздействия травмирующего фактора и «редуцирует» свои профессиональные обязанности, доводя их до необходимого минимума.
По общим результатам диагностики в фазе резистентности находятся 65,51% опрошенных, в фазе напряжения – 24,13%, в фазе истощения – 27,58%, при этом у 27,55% на стадии формирования и у 10, 34% - сложившийся симптом. Никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 24,75% учителей, в основном это молодые педагоги.
Было интересно узнать, есть ли различия между учителями Покровской гимназии и Вечерней школы. Сравнив, мы увидели, что фаза «»напряжение» среди ПУМГ уже сложилась у 12,5% и на стадии формирования у 12,5% учителей. А у ВСОШ напряжение наблюдается только на стадии формирования (у 23,07%). По фазе «резистенция» обнаружили, что на стадии формирования процент учителей ВСОШ выше, чем учителей ПУМГ. Процент учителей ПУМГ по фазе «истощение» выше на стадии формирования и сложившегося, чем у ВСОШ. Возможно, это связано с напряженностью работы в условиях гимназии (обучение в две смены, высокие требования и др.)
Также мы рассмотрели, зависит ли развитие синдрома эмоционального выгорания от возраста, педагогического стажа или национальности. По результатам анализа большой зависимости нет.
Таким образом, выявлена проблема наличия у педагогов синдрома эмоционального выгорания. Следовательно, необходима просветительская работа среди учителей, психологов по профилактике данного явления. Исходя из того, что большинство учителей не знают, что делать в данной ситуации, мы, разработали методическое пособие в бумажном и электронном варианте по профилактике синдрома эмоционального выгорания. В методическое пособие входит понятие «синдром эмоционального выгорания», методика, по которой можно определить наличие или отсутствие этого синдрома, способы саморегуляции и занятие для учителей по профилактике синдрома эмоционального выгорания.