Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Система дистанционного образования

в России

Маркова Екатерина Владимировна

 психолог  Вечерней школы  г. Покровск Республики Саха (Я)

          

Исследование синдрома эмоционального выгорания среди учителей.

В наше время – эпоху информационных технологий,все возрастающего потока информации, агрессивности социальной среды и связанной с этим все большей эмоциональной напряженности – проблема психологического здоровья каждого человека становится как никогда актуальной. Особенно важна эта проблема по отношению к педагогам и психологам - той категории  профессий, у которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих). Отсюда вытекает актуальность нашей темы – изучить синдром эмоционального выгорания  и освоить методы и приемы помощи в ситуациях профессионального стресса.

Цель  работы:    исследовать синдром эмоционального выгорания среди учителей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с понятием «синдром эмоционального выгорания»;
  2. Провести диагностику учителей на выявление синдрома эмоционального выгорания;
  3. Сделать выводы по результатам диагностики;
  4. Создать пособие по профилактике синдрома эмоционального выгорания 

Практическое значение данного исследования  заключается в использовании  учителями, психологами разработанного пособия для профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Диагностику синдрома эмоционального выгорания среди учителей провели по методике, разработанной  В.В. Бойко.  Всего приняли  участие  29 учителей Покровской улусной гимназии и  Вечерней (сменной) общеобразовательной школы. 

         Анализ результатов проводили по  следующим параметрам:

  1. какие симптомы эмоционального выгорания сложились и доминируют;
  2. какая фаза развития стресса наиболее выражена;
  3. на какой стадии находится эмоциональное выгорание;

Если посмотреть по  симптомам эмоционального выгорания, у наибольшего количества учителей,  сложились или доминируют  следующие симптомы:

  • неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (у 65,51% учителей);
  • редукция профессиональных обязанностей (у 68,96%учителей);
  • расширение сферы экономии эмоций (у 41.37%); 

Если посмотреть по фазам развития стресса, наиболее выражена фаза «резистенция»(у 65,51% учителей), когда учитель стремится избежать воздействия травмирующего фактора и  «редуцирует» свои  профессиональные обязанности, доводя   их до необходимого минимума.

По общим  результатам диагностики в фазе резистентности находятся 65,51% опрошенных, в фазе напряжения – 24,13%, в фазе истощения – 27,58%, при этом у 27,55% на стадии формирования и у 10, 34% - сложившийся симптом. Никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 24,75% учителей, в основном это молодые педагоги.

Было интересно узнать, есть ли различия между учителями Покровской гимназии и Вечерней школы. Сравнив,  мы увидели, что  фаза «»напряжение» среди   ПУМГ уже сложилась у 12,5% и на стадии формирования у 12,5% учителей. А у ВСОШ напряжение наблюдается только на стадии формирования  (у 23,07%).  По фазе «резистенция» обнаружили, что  на стадии формирования процент учителей ВСОШ выше, чем учителей ПУМГ. Процент учителей ПУМГ по фазе «истощение»  выше  на стадии формирования и сложившегося, чем у ВСОШ. Возможно, это связано с напряженностью работы в условиях гимназии (обучение в две смены, высокие требования и др.) 

Также мы рассмотрели, зависит ли развитие синдрома эмоционального выгорания от возраста, педагогического стажа или национальности.   По результатам анализа большой зависимости нет. 

            Таким образом, выявлена проблема наличия у педагогов синдрома эмоционального выгорания.  Следовательно, необходима просветительская работа среди учителей,  психологов  по профилактике  данного явления.  Исходя из того, что  большинство учителей   не знают, что делать в данной ситуации,  мы,     разработали методическое пособие в бумажном  и электронном варианте по профилактике синдрома эмоционального выгорания. В методическое пособие входит понятие «синдром эмоционального выгорания», методика, по которой можно  определить наличие или отсутствие этого синдрома, способы  саморегуляции и занятие для учителей по профилактике синдрома эмоционального выгорания. 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»