Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психология и цифровизация современной школы

Мартынова Елена Константиновна
Возможно, вы уже сталкивались с такими пугающими фразами, как: «современные технологии разрушают личность ребёнка, отключают его чувства», «технологии вредны для здоровья детей», «с этими технологиями дети совсем разучились общаться друг с другом».
Да, действительно, сейчас выходит огромное количество исследований, среди которых встречаются негативно окрашенные, после которых хочется выкинуть все гаджеты и больше никогда их не использовать, но это невозможно. Нам иногда кажется, что сейчас дети начинают пользоваться интернетом раньше, чем начинают ходить и говорить. И это действительно так. Например, статистика российских школ показывает, что более половины учащихся начальных классов имеют свой телефон, а иногда телефон и планшет вместе, что очень пугает и родителей, и педагогов.
Цифровая среда – это шире, чем мы привыкли думать. Это не только гаджеты, в руках наших детей – это сложное техническое оборудование, с которым дети учатся работать на занятиях, развивая определённый набор навыков.
Цифровой мир уже вокруг нас, и мы его непосредственные участники, поэтому сегодня я предлагаю остановится на аспекте позитивного влияния и тех возможностей, которые он открывает перед нами: педагогами, родителями, и самим ребёнком. Давайте рассмотрим основные преимущества цифровизации:
  • Может способствовать большей вовлечённости детей в обучение;
  • Для неё характерна высокая интенсивность образования, связанная с возможностью использования сетевого взаимодействия;
  • С её помощью создаются благоприятные условия для самораскрытия и развития творческого потенциала личности
  • Цифровизация делает возможным индивидуальное обучение, выбор своего образовательного маршрута. Это особенно актуально, если в силу каких-либо обстоятельств ребёнок не может очно обучаться в школе.
  • Цифровая среда даёт возможность интегрировать и взаимодействовать различным дисциплинам.
Бороться против гаджетов трудно, – научиться с ними существовать – возможно, а вот обучить этому навыку наших детей - реально. К тому же, понимая механизм влияния гаджетов на детей, – мы можем усиливать работу с недостатками цифровизации. К примеру пролистывание новостной ленты и просмотр фотографий в соцсетях на переменах, приводит к тому, что кратковременная и оперативная память за время перемены перегружаются и на урок дети идут с недостатком свободного места в голове, совершенно не готовые к получению новой информации. В этом случае мы можем использовать цифровые технологии. Например, в оборудовании для школ существует «интерактивный пол для подвижных игр» - это проектор, который выводит подвижную картинку на пол. Задача детей – наступать ногами на движущиеся объекты, в зависимости от правил игры. Дети могут играть как по одиночке, так и совместно друг с другом. Так же вместе с детьми можно организовывать «подвижные перемены», где ученики самостоятельно создают музыкальную аудиодорожку, а другие ребята могут в это время потанцевать.
Фотографируя, дети так же пользуются современными технологиями. Организация фотовыставок в школе способствует развитию творческого потенциала ребёнка, позволяет посмотреть на мир его глазами, увидеть его интересы.
Точно так же работает и школьное телевидение. Это мощный фактор в развитии личности ребёнка. Всё начинается с идеи, фантазии, переходя в сценарий и воплощается в жизнь при помощи видео.
А теперь давайте представим, каким набором умений и навыков будет обладать выпускник, в обучении которого использовались цифровые технологии:
  • Цифровая грамотность. В первую очередь, цифровизация – это инструмент познания, умение работать в виртуальной и дополненной реальности.
  • Концентрация внимания. Этот навык можно тренировать, с помощью игровых развивающих приложений, а также на занятиях по робототехнике.
  • Креативность. Умение нестандартно мыслить и создавать новое. В этом могут помочь занятия, где ребёнок занимается творчеством и находит нестандартные решения.
  • Способность к самообучению. Умение проанализировать возникшие учебные проблемы и найти способы их решения.
  • Критическое мышление и цифровая гигиена. Важный навык, которому необходимо обучить детей в раннем возрасте. Уметь различать достоверный/недостоверный контент. Интернет даёт возможность устанавливать онлайн-контакты с большим количеством людей, и ребёнок должен отличать хорошие контакты от плохих, правдивую информацию от ложной.
  • Самоорганизация. Навык отделять важные и срочные задачи от дел, которые можно отложить. В наших силах помочь ребёнку научиться тайм-менеджменту и грамотно планировать своё время.
  • Важнейший навык современного мира – эмоциональный интеллект. Сочувствие, умение слушать других и понимать их чувства. Развитию этого навыка способствует, в том числе и работа с интегрированными проектами.
Наша задача, донести до детей идею, что человек управляет цифровой средой, а не наоборот. Цифровая среда является лишь инструментарием в реализации поддержания интересов детей. Это красочное использование человеческих возможностей: она добавляет цвета во все сферы нашей жизни: обучение, развитие, отношения и в наших руках сейчас большая палитра ярких красок, которыми мы вместе раскрасим наш мир.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»