С УЛЫБКОЙ О ТРУДНОМ
Набок Елена Ивановна, ГБОУ школа №38, учитель математики
Что наша жизнь? Игра! Обучать труднейшему школьному предмету легко, а вот научить так, чтобы он не набил оскомину, а полюбился детям – очень трудно в современной школе.
Что случилось с нашими детьми? Почему они с таким неудовольствием учатся вообще и, в частности, на уроках математики?
Вспомним себя (кстати, моё твёрдое убеждение, что учителем может работать только человек, «не вышедший из детства», в смысле, помнящий, как это было с ним, свои впечатления, первую любовь, эмоции, взлёты и падения).
На современных детей свалилась такая масса информации, которую переработать не в силах взрослый, не то, что ребёнок. Представьте себе, что вы 6 часов проводите в школе, по каждому из предметов задали домашнее задание, а ещё есть потрясающий «Контакт», где ждут друзья, телевизор с его несколькими десятками каналов, интернет. Представили? Получается, что слова «А вот мы в ваши годы…» звучат несколько лицемерно. Если бы наше детство переместить в 21 век, ещё неизвестно, прочитали бы мы с вами те умные книги, которые составляют гордость нашего образования и которые теперь не хотят читать наши подростки.
Как же влюбить в математику наших детей?
«Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь» - слова Гёте.
Поделюсь простыми мыслями на эту тему, почерпнутыми из 20-летнего опыта работы в школе. Надо любить своего ученика, сильного или не очень, стремящегося или лентяя, видеть в нём личность, говорить с ним, спрашивать его совета. «Твоё мнение важно для меня» – действует магически. «Дети, какие вы умные!» – фраза восхищения после самой маленькой победы, идеи, вывода. А если учитель ошибся (иногда можно намеренно), и ребёнок увидел ошибку – это же здорово! Значит, он в процессе, значит есть контакт между вашими мыслями.
Не бояться отвлечься от темы, чтобы привязать материал к жизни, – это дети обожают. Говорить о параболе и упомянуть антенну для спутникового телевидения или камень, брошенный под углом к горизонту, или устройство прожектора. И вдруг ребёнок сам начинает приводить примеры из жизни, где можно обнаружить параболу.
А какое наслаждение процесс придумывания функций в момент появления этой сложной темы. Функция оставалась бы абстракцией, если бы тогда, в 8 классе, мы не построили график роста волос на голове педантичного человека, который каждый месяц исправно стрижётся в один и тот же день. А какие забавные тесты можно в одну минуту нарисовать на доске, чтобы дети по графику узнали – функция перед ними или нет.
И как разбавит урок алгебры в 10 классе, на котором даётся понятие числа е, анекдот о мальчике, который прочитал: е=1+1/1!+1/2!+…+1/n!+… так, будто это восклицательный знак, а не знак факториала.
Французский энтомолог Жан Анри Фарб в книге «Жизнь паука» писал: «Рассмотрим внимательно сплетённую за ночь паутину. Усеянные крохотными капельками, её липкие нити провисают под тяжестью груза, образуя цепные линии, и вся сеть становится похожей на множество ожерелий, как бы повторяющих очертания невидимого колокола. Стоит лишь лучу солнца проникнуть сквозь туман, как паутина начинает переливаться всеми цветами радуги, и число е предстаёт перед нами во всём своём великолепии».
Вас расстраивает, что дети прагматичны? Да, это наша жизнь. Тогда решайте с 5–6 классом задачи из блока B1 открытого банка заданий для ЕГЭ, задачи для домохозяек, как я их называю. «Сырок стоит…» Пока они вырастут, сырок неоднократно изменит стоимость, но они твёрдо знают, что математика нужна просто всем, даже бабушкам, идущим в магазин за покупками. А как гордо они проходят мимо 11-классников – ещё бы, им тоже показали сайты, где можно порешать ЕГЭ. И это настраивает детей на хороший результат в будущем.
Можно дать написать им стихотворение о катете, безответно влюблённом в гипотенузу, до которой он никогда не дорастёт. Попытаться написать самому и спеть шедевры под гитару. Можно, решая вероятностную задачу, рассказать им, что не только они ошиблись в диагностической работе, приняв выпадение решки, а затем орла и наоборот, за один и тот же исход. Что это ошибка самого Даламбера! У кого-то может отлечь от сердца, и многие запомнят надолго эту задачу.
Мотивация! Современный ребёнок будет хранить память о событии, явлении, понятии, если оно как-то нужно, пригодится в его жизни. Убедите своих учеников, что человеку, который с математикой дружит, в жизни лучше, комфортней.
«Если поручить двум людям, один из которых –математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше»–слова Штейнгауза. Будущий юрист, экономист, доктор должен понимать, что математику в школе надо учить не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или потом изучать в ВУЗе. Просто человек без математики несовременен, негармоничен, неуспешен в профессии.
Воспитывать личность может только личность. Со стержнем внутри. С любовью к детям и своему предмету. С багажом знаний, неустанно пополняемым. И в этом я вижу личносто-ориентированный подход к образованию.
Возвращаюсь к началу сказанного. Математика – серьёзная наука, но не надо преподавать её с серьёзным лицом. «Улыбайтесь, господа... Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»