Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

С УЛЫБКОЙ О ТРУДНОМ

Набок Елена Ивановна, ГБОУ школа №38, учитель математики

 

Что наша жизнь? Игра! Обучать труднейшему школьному предмету легко, а вот научить так, чтобы он не набил оскомину, а полюбился детям – очень трудно в современной школе.

Что случилось с нашими детьми? Почему они с таким неудовольствием учатся вообще и, в частности, на уроках математики?

Вспомним себя (кстати, моё твёрдое убеждение, что учителем может работать только человек, «не вышедший из детства», в смысле, помнящий, как это было с ним, свои впечатления, первую любовь, эмоции, взлёты и падения).

На современных детей свалилась такая масса информации, которую переработать не в силах взрослый, не то, что ребёнок. Представьте себе, что вы 6 часов проводите в школе, по каждому из предметов задали домашнее задание, а ещё есть потрясающий «Контакт», где ждут друзья, телевизор с его несколькими десятками каналов, интернет. Представили? Получается, что слова «А вот мы в ваши годы…» звучат несколько лицемерно. Если бы наше детство переместить в 21 век, ещё неизвестно, прочитали бы мы с вами те умные книги, которые составляют гордость нашего образования и которые теперь не хотят читать наши подростки.

Как же влюбить в математику наших детей?

 «Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь» - слова Гёте.

Поделюсь простыми мыслями на эту тему, почерпнутыми из 20-летнего опыта работы в школе. Надо любить своего ученика, сильного или не очень, стремящегося или лентяя, видеть в нём личность, говорить с ним, спрашивать его совета. «Твоё мнение важно для меня» – действует магически. «Дети, какие вы умные!» – фраза восхищения после самой маленькой победы, идеи, вывода. А если учитель ошибся (иногда можно намеренно), и ребёнок увидел ошибку – это же здорово! Значит, он в процессе, значит есть контакт между вашими мыслями.

Не бояться отвлечься от темы, чтобы привязать материал к жизни, – это дети обожают. Говорить о параболе и упомянуть антенну для спутникового телевидения или камень, брошенный под углом к горизонту, или устройство прожектора. И вдруг ребёнок сам начинает приводить примеры из жизни, где можно обнаружить параболу.

А какое наслаждение процесс придумывания функций в момент появления этой сложной темы. Функция оставалась бы абстракцией, если бы тогда, в 8 классе, мы не построили график роста волос на голове педантичного человека, который каждый месяц исправно стрижётся в один и тот же день. А какие забавные тесты можно в одну минуту нарисовать на доске, чтобы дети по графику узнали – функция перед ними или нет.

И как разбавит урок алгебры в 10 классе, на котором даётся понятие числа е, анекдот о мальчике, который прочитал: е=1+1/1!+1/2!+…+1/n!+… так, будто это восклицательный знак, а не знак факториала.

Французский энтомолог Жан Анри Фарб в книге «Жизнь паука» писал: «Рассмотрим внимательно сплетённую за ночь паутину. Усеянные крохотными капельками, её липкие нити провисают под тяжестью груза, образуя цепные линии, и вся сеть становится похожей на множество ожерелий, как бы повторяющих очертания невидимого колокола. Стоит лишь лучу солнца проникнуть сквозь туман, как паутина начинает переливаться всеми цветами радуги, и число е предстаёт перед нами во всём своём великолепии».

Вас расстраивает, что дети прагматичны? Да, это наша жизнь. Тогда решайте с 5–6 классом задачи из  блока B1 открытого банка заданий для ЕГЭ, задачи для домохозяек, как я их называю. «Сырок стоит…» Пока они вырастут, сырок неоднократно изменит стоимость, но они твёрдо знают, что математика нужна просто всем, даже бабушкам, идущим в магазин за покупками. А как гордо они проходят мимо 11-классников – ещё бы, им тоже показали сайты, где можно порешать ЕГЭ. И это настраивает детей на хороший результат в будущем.

 Можно дать написать им стихотворение о катете, безответно влюблённом в гипотенузу, до которой он никогда не дорастёт. Попытаться написать самому и спеть шедевры под гитару. Можно, решая вероятностную задачу, рассказать им, что не только они ошиблись в диагностической работе, приняв выпадение решки, а затем орла и наоборот, за один и тот же исход. Что это ошибка самого Даламбера! У кого-то может отлечь от сердца, и многие запомнят надолго эту задачу.

Мотивация! Современный ребёнок будет хранить память о событии, явлении, понятии, если оно как-то нужно, пригодится в его жизни. Убедите своих учеников, что человеку, который с математикой дружит, в жизни лучше, комфортней.

«Если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше»–слова Штейнгауза. Будущий юрист, экономист, доктор должен понимать, что математику в школе надо учить не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или потом изучать в ВУЗе. Просто человек без  математики несовременен, негармоничен, неуспешен в профессии.

Воспитывать личность может только личность. Со стержнем внутри. С любовью к детям и своему предмету. С багажом знаний, неустанно пополняемым. И в этом я вижу личносто-ориентированный подход к образованию.

Возвращаюсь к началу сказанного. Математика – серьёзная наука, но не надо преподавать её с серьёзным лицом.   «Улыбайтесь, господа... Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»