Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация образовательной деятельности общеобразовательного
учреждения в условиях временного ограничения на оказание услуг
обучающимся в помещениях образовательных организаций

Пономарева Мария Алексеевна
Весной 2020 года образовательный процесс в школе полностью переместился в виртуальную среду, ученики и учителя оказались на самоизоляции. Учебный год заканчивается в онлайн. Экстремальные условия, форс-мажор как снег на голову. А многое было предсказуемо, и только понадобилась пандемия коронавируса, чтобы миф стал реальностью. Пандемия коронавируса, несомненно, явилась мощным стимулом перехода к цифровым технологиям в образовании. Всем субъектам образовательного процесса пришлось срочно осваивать дистанционное обучение. До эпидемии некоторым учителям доводилось пользоваться образовательными платформами «Учи.ру» и «Российской электронной школы» (РЭШ) – в основном в рамках подготовки к олимпиадам. Лишь небольшая часть коллег имела опыт использования различных образовательных онлайн-платформ – большинству же инструменты для дистанционного образования оказались в новинку. Это означает, что для многих такой резкий переход оказался проблемой, и в особенности – для возрастных учителей.  Если ранее онлайн-формат рассматривался как еще один способ либо компонент «смешанного» обучения, то в сложившейся ситуации он моментально вытеснил все традиционные «очные» формы работы, став единственно возможным, причем для огромной аудитории. Важно понимать, что благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям в условиях самоизоляции появилась возможность продолжить реализацию образовательных программ. В то же время повсеместное внедрение онлайн-обучения происходило без скидки на степень готовности субъектов образования к его реализации. Безусловно, такой практике должны были предшествовать предварительное создание необходимого материально-технического обеспечения, разработка цифровых образовательных ресурсов и новых технологий обучения.
Какие же выводы можно сделать об организация образовательной деятельности общеобразовательного учреждения в условиях временного ограничения на оказание услуг обучающимся в помещениях образовательных организаций?
Масштабирование онлайн-обучения произошло внезапно. Не все к нему были готовы.
Каждая школа разрабатывала нормативную базу на основании все новых и новых Постановлениях, пыталась разработать оптимальный алгоритм взаимодействий между школой и педагогами, школой и родителями, школой и обучающимися. Подбирала электронные ресурсы, чтобы хоть как-то помочь своим учителям, разрабатывала памятки. И каждая школа столкнулась и с плюсами, и с минусами такого формата обучения.
Если не говорить о тех технических сложностях, которые были у всех школ в разной степени, то основные общие плюсы и минусы можно обозначить следующим образом.
Как правило, онлайн-занятия переходили в формат передачи нужной информации и проведения тестирования усвоенного материала. Однако, обеспечить постановку проблемной ситуации и возможность дискуссии вокруг нее в таком формате у учителей обычно не получалось. При онлайн-обучении учителям приходилось ставить отметки в среднем на балл выше, чем при обычном обучении, потому что у них не было возможности проконтролировать самостоятельность выполнения письменных работ, а также не было четких критериев для оценки, поэтому в спорных ситуациях оценка выставлялась в пользу ученика.
Еще одна базовая трудность – посещаемость и практически полное отсутствие возможности ее контролировать. Как показала практика, дистанционное обучение подходит не всем категориям учеников. Оно требует от школьников более индивидуализированного режима работы. В российских реалиях, по мнению учителей, пока что лучше придерживаться традиционной модели образования, иногда добавляя в нее элементы смешанного обучения.
В завершение кратко можно обозначить те немногие позитивные моменты, которые учитель может найти для себя и для профессии в целом во время освоения дистанционного обучения.
Главным плюсом перехода на онлайн-образование можно назвать распространение различных образовательных платформ, которые в будущем могут стать подспорьем для преподавания в традиционном формате.
Возможность автоматической проверки домашних работ на некоторых из учебных платформ. Это позволяло хотя бы иногда снимать часть нагрузки.
Как мы видим, говорить об этих двух месяцах (апрель-май) как о полноценном переходе на дистанционное обучение в школах не приходится. Тем не менее, полученный опыт вселяет оптимизм. Эта ситуация показала, что в принципе можно в сжатые сроки перевести многие форматы работы в онлайн, а учителя, школьники и их родители способны адаптироваться к этим условиям. Это не означает, что теперь нужно все переводить в онлайн-формат. Напротив, онлайн-образование еще больше разобщает людей, усиливая социальное неравенство и дистанцию. Но постепенное расширение традиционных форматов обучения за счет использования онлайн-платформ – определенно нужное направление развития российского среднего образования. Теперь, что важно, в этом уверены и учителя.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»