Темперная краска и её особенности
Дрихель Аурелия Владимировна
На протяжении многих тысячелетий темперная краска была одним из популярнейших материалов, используемых художниками в своей живописи. Темперу применяли в иконописи и в станковой живописи, ею расписывали стены в храмах и предметы декоративно-прикладного искусства. Темперные краски очень долговечны, они были обнаружены даже на египетских саркофагах.Термин tempera произошёл от латинского temperare, что означает смешивать, смягчать. Речь пойдёт о водорастворимой краске, которая состоит из пигмента и связующего вещества. По составу пигменты могут быть минеральными и органическими. Связующее вещество в свою очередь — это эмульсия, соединяющая в себе три элемента - воду, эмульгирующее вещество (различные виды клея) и эмульгируемое вещество (масло).
Существует следующие виды темперы: яичная, поливинилацетатная, восково-масляная и казеиново-масляная темпера.
Яичная темпера.
Связующим веществом в ней служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак. Самая популярная темпера создаётся из желтка. Иногда применяется белок или цельное яйцо. При смешивании всех ингредиентов требуется соблюсти очень точные пропорции. Белок обладает свойством быстро разлагаться, поэтому для сохранения темперных красок необходимо ввести некоторое количество антисептика-фенола, салициловой кислоты и др компонентов. При высыхании белки образуют легко растрескивающуюся пленку. Также белок свёртывается при нагревании до 60°, но при сильном разжижении водой или в соединении с щёлочью он перестаёт свёртываться. При избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Но при несоблюдении пропорций темпера будет слишком «жирная», по своим свойствам больше напоминающая масляную краску. Это будет способность желтизне и потемнению живописи.Мастера прошлого писали картины тонкими слоями, без пастозных наложений, чтоб не допустить в работе трещин.
Поливинилацетатная темпера (темпера ПВА).
Темпера ПВА очень эластична и прозрачна. Она представляет собой водную эмульсию синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ. Эта краска со временем не желтеет, но плохо смешивается с другими водорастворимыми красками, створоживаясь при этом. Техника письма темперой ПВА может быть, как гладкая, послойная, лессировочная, так и пастозная, наносимая плотными, кроющими рельефными мазками краски. Последняя техника позволяет накладывать новые красочный слой на высохший без угрозы отслаивания. Поливинилацетатная темпера — универсальна, используется при росписи любых поверхностей. При высыхании цвета становятся приглушёнными, сдержанными, поэтому для яркости красок работы покрывают лаком.Восково-масляная темпера.
Эта краска на основе водной воско-масляной эмульсии. В темпере представляет собой смесь пигментов, растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска и смол. Краски обладают универсальными свойствами, могут смешиваться вместе с масляными, не створоживаясь и не распадаясь при этом на слои. Когда в работе используются различного рода разбавители, письмо приобретает бархатистое свойство матовых красок. Чтобы картина приобрела глянцевый блеск её покрывают лаком. Воско-масляная темпера превосходно смешивается с красками на водной основе и со всеми видами темперных красок. При разбавлении её водой, она становится полупрозрачной, способной к наложению лессировочных слоёв поверх основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые тона. Воск способствует более скорому высыханию по сравнению с масляной живописью.Воско-масляную темперу использовали в росписи стен и куполов храмов.
Казеиново-масляная темпера.
Казеино-масляная темпера – это водо-растворимая краска, в которой эмульсия выступает в виде композиции из казеина, осветлённого льняного масла, ализаринового масла, служащего эмульгатором и фенола, используемого для предотвращения заплесневения темперы. Этот вид темперы достаточно капризен и хрупок, поэтому в технике избегают рельефных мазков. Применяют краску в работах на специально грунтованном холсте, бумаге и дереве. Чтоб картина была долговечной, холст наклеивают на жёсткое основание фанеры. В случае, когда темперными красками пишут на холсте, натянутом на подрамник, хранить работы следует очень аккуратно. Хранится эта краска не более 6 месяцев, после окончания срока годности, темпера может образовать комочки и отслаиваться.Пройдя тысячелетия, темпера оставила за собой право называться самых универсальной краской, применимой в работе с любого вида материалами. Ложась на холст, на бумагу, дерево или каменную стену, она и по сей день предоставляет возможность использовать разнообразные художественные техники и приемы.
Используемые материалы: