Использование модели «перевернутый класс»
при дистанционном и смешанном обучении
Шелонина Лилия Николаевна
Современная система образования оказалась в сложных условиях в экстремальных условиях пандемии. Очные уроки и лекции в срочном порядке были заменены дистанционными уроками и вебинарами. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство школ, университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные были перенесены в онлайн-среду. Преподаватели вынуждены были организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных платформ и способов доставки электронного контента. Не имея достаточного времени для перехода на дистанционное обучение и подготовку учебных материалов к использованию их в условиях дистанционного обучения, многими учителями и педагогами были сделаны негативные выводы об онлайн-обучении в целом.
Однако, экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от правильно спланированного онлайн-обучения. Педагоги, вынужденные работать со школьниками и студентами дистанционно в целях снижения рисков распространения коронавирусной инфекции, должны осознавать эту разницу как при выборе модели обучения и образовательных технологий, так и при оценке эффективности "онлайн-обучения". На данный момент в школах и детских садах введен режим свободного посещения, закрываются на карантин отдельные группы и классы. Ходить на занятия ученику или нет, решают родители или его законные представители. Это поставило учителей в еще более сложную ситуацию. Зачастую, педагог вынужден на одном уроке использовать как очную форму работы, так и онлайн-обучение. Как в таких условиях оптимально спланировать учебный процесс? Какую модель обучения и образовательные технологии выбрать?
Онлайн-обучение как образовательная технология
В основе онлайн-обучения (дистанционного обучения (ДО) лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс, поддерживаемый методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, которые обеспечивают достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения. Возможно ли в современных условиях полностью перевести высшее, среднее и начальное образование на онлайн-обучение? Думается, что нет. Особенно, проблематичным является полный перевод на дистанционное обучение начальной и средней школы.
На сегодняшний день оптимальное соединение опций онлайн- и офлайн-форматов — это смешанное обучение.
Смешанное обучение как образовательная технология
Смешанное обучение (blended learning) — это образовательная технология, совмещающая обучение непосредственно в образовательном учреждении с участием учителя с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения. Основная идея смешанного обучения состоит не в том, чтобы часть учебного времени проходила в дистанционном формате, а часть – в очном формате на базе образовательного учреждения. Главная идея заключается в том, что у учащихся появляется возможность самим контролировать свое время, темп и место обучения. Это дает возможность учиться, лично общаясь с педагогом в группе или один на один, выполнять практические работы дома или непосредственно в образовательном учреждении, и при этом заниматься без потери качества и динамики образовательного процесса. У ребенка, или его законных представителей появляется возможность самостоятельно решать где, когда, как и с какой скоростью учиться.
Таким образом, смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения. Технология смешанного обучения позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и дистанционного обучения, и компенсировать недостатки каждого из них.
Структура смешанного обучения гибкая и может варьироваться в зависимости от степени вовлеченности в он-лайн обучение участников образовательного процесса. В педагогике различают три основные модели обучения: пассивную, активную и интерактивную. Интересно, что в технологии смешанного обучения можно использовать и гибко сочетать все три основные модели и дополнять их другими моделями обучения, такими как: модель развивающего и проблемного обучения, игровая модель обучения, модель «перевернутого класса» и др. При «пассивной модели» учащийся воспринимает (слушает и смотрит) подготовленные педагогом материалы (фронтальная работа на уроке, презентации, видеоматериалы в онлайн-формате и др.). Причем, в домашних условиях находясь не на уроке, учащийся имеет возможность прослушать и просмотреть материал несколько раз. При «активной модели» учащийся выполняет творческие задания, самостоятельно работает как в он-лайн так и в оф-лайн режимах. «Интерактивная модель обучения» – это форма организации познавательной деятельности, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса: обучение, погруженное в общение.
Учащиеся при такой модели – партнеры, сотрудничая, они обмениваются мнениями, идеями, вносят свой индивидуальный вклад в общее дело. Интерактивная модель также может быть использована как при оф-лайн так и при он-лайн режимах.
Технология смешанного обучения несомненно играет положительную роль в современных условиях организации образовательного процесса и должно активно использоваться учителями и педагогами на всех уровнях обучения. В контексте модели смешанного обучения интересно будет рассмотреть модель образовательного процесса «перевернутый класс».
«Перевернутый класс» как модель обучения
Модель образовательного процесса “перевернутый класс” представляет собой разновидность смешанного обучения. Здесь сочетаются традиционные формы получения знаний с элементами электронного дистанционного обучения и современных информационных технологий. Суть методики “перевернутый класс” заключается в том, что ученики в классе выполняют домашнее задание (выполняют практические и творческие задания, задают вопросы по теме, углубляя понимание теоретического материала ), а теоретическую базовую часть учебной программы проходят в свободное от уроков время с помощью мобильных устройств или компьютера в формате аудио/видео уроков, презентаций, вебинаров или интерактивных тестов. Таким образом, «перевернутый класс» - это модель обучения, при которой учитель предоставляет теоретический материал для самостоятельного изучения дома (в электронном виде и в виде материалов учебника), а на занятиях в классе ученики на практике закрепляют изученную информацию. Учебные материалы в онлайн-доступе позволяют работать ученикам в любое удобное для них время и независимо от темпа других учащихся, при необходимости, ставить на паузу и просматривать материалы несколько раз.
Одним из авторов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения». В 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, учителя химии в средней школе, начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия.
В условиях пандемии такая модель обучения может стать палочкой-выручалочкой для большой части педагогов, особенно, если это касается практико-ориентированных предметов, таких как изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, хореография.
Известно, что в конце 2020 учебного года, в период срочного перевода образовательного процесса на дистанционное обучение эти предметы были просто исключены из расписания многих школ. Нельзя сказать, что это был правильный подход. В нашей школе все предметы велись по расписанию. Безусловно, учителя столкнулись с большими трудностями. Приходилось готовиться к урокам втрое больше, создавать видеоуроки, презентации, электронные материалы для проведения дистанционных уроков. Однако, труды не пропали даром.
Благодаря созданным ЭОМ, все ученики школы, даже пропустившие по какой-либо причине дистанционный урок (болезнь, отсутствие интернета, проблемы с подключением к ZOOM и др.), не остались без теоретического материала и четко сформулированного практического задания с подробными иллюстративными примерами выполнения задания. Получив учебный материал и задание в электронном виде, учащиеся могли восполнить пропущенный урок.
В результате удалось полностью исключить пробелы в теоретическом материале и добиться достаточно высоких результатов выполнения творческих работ. Однако, вскрылась и негативная сторона проведения дистанционного урока по заранее заготовленной презентации или другому электронному ресурсу. Разный темп восприятия материала учащимися, приводил к тому, что приходилось по нескольку раз показывать и объяснять теорию, разъяснять задание, и на практическую работу оставалось очень мало времени. Детям приходилось самостоятельно, а иногда и с помощью родителей доделывать практические задания. В таком варианте педагог не мог контролировать и направлять творческий процесс, давать рекомендации, указывать на ошибки во время выполнения практического задания.
Вот тут то и пришла на помощь модель «перевернутого класса». Предоставив ученикам, материал заранее, появилась возможность большую часть дистанционного урока отводить на творческую работу, что безусловно, способствовало повышению качества творческих работ. Так, например, за четвертую четверть 2019-2020 учебного года, удалось выполнить интересные творческие работы по изобразительному искусству в 5 классе (тема «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» в различных техниках декоративно-прикладного искусства: роспись ткани, объемная инсталляция, мозаика и аппликация из бумаги, графическая декоративная композиция и др.) и по технологии в 4 классе (тема «Конструирование и моделирование несложных объектов. Дом будущего: от современной архитектуры к технологиям будущего. Макет дома будущего»). Интересные работы выполнили и ученики младших классов: объемные композиции с использованием оригами, объемные открытки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Многие работы, выполненные на дистанционных уроках были удостоены призовых мест в дистанционных конкурсах детского творчества.
Конечно, есть проблемы и при такой модели обучения. Не все ученики и не всегда изучали теоретический материал заранее. Однако, на уроке у них всегда была возможность восполнить этот пробел, изучить материал самостоятельно, задать вопросы учителю и приступить к выполнению творческого задания. Сложности в такой модели могут возникнуть и у учащихся 1-2 класса, поскольку дети еще плохо читают и воспринимают текстовую информацию. Специально для самых маленьких учеников целесообразно готовить видео-материал в форме мастер-класса.
Модель «перевернутого класса» практически универсальна, ее можно использовать при различных формах обучения:
- при дистанционном обучении;
- при смешанном обучении, когда учащиеся посещают школу по свободному расписанию;
- при смешанном обучении, когда часть учащихся обучается дистанционно, а другая часть – находится на уроке в школе.
Несомненно, модель «перевернутого класса» вызовет интерес не только у педагогов общего начального, основного и среднего образования, но и у педагогов профессионального, высшего и дополнительного образования, и поможет организовать учебный процесс в условиях дистанционного и смешанного обучения.