Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Learning Management System на школьном сервере как инструмент
реализации инновационного подхода к образовательному процессу

Шайдуров Игорь Александрович
В статье рассмотрены возможности использования системы управления учебной деятельностью школьников (Learning management system, LMS) e-Front для организации дистанционной формы обучения с возможностью развертывания на школьном сервере. Представлены направления реализации инновационного подхода к образовательному процессу на основе открытого виртуального образовательного пространства школы и включения учащихся, их родителей и педагогов в его развитие.
Ключевые слова: LMS-система, система управления обучением, открытые дистанционные онлайн курсы, дистанцион- ное обучение. 
Дистанционное обучение является сегодня общемировым трендом, уже разработаны разнообразные системы управления обучением (англ. Learning Management System - LMS),  они  используется  для  разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа с распределением ролей пользователей. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные эле- менты для всех обучающихся, основанные как на содержании, так и на взаимодействии.
Системы дистанционного обучения характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в самых разных местах и работающим в разное время.
Сегодня тема дистанционного обучения крайне актуальна для общего образования, так как именно этот способ организации учебного процесса предоставляет возможность для полноценной организации обучения на осно- ве индивидуальных образовательных маршрутов, что крайне важно для реализации принципов индивидуализации и персонализации в образовании.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые (в общем виде) с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением исключительно элек- тронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Она включает электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических и программных средств.
Необходимость дистанционного образования не вызывает сомнений, но остается еще очень много проблем, связанных с распространением и внедрением данной формы обучения, в частности, выбор самой системы управления обучением.
С 2015 года мы исследовали несколько систем управления электрон- ным обучением (Learning management system) с возможностью развертыва- ния на школьном сервере. Один из принципов выбора LMS – функционал, позволяющий осмыслить новый взгляд на дистанционное обучение, воплощение решений для различных профессиональных запросов учителя, движение от текстового модуля и электронного планирования к полноценному мультимедийному уроку. Кроме того, одной из технических задач было создание такой системы управления, которая позволяла бы развивать созданные дистанционные курсы, совершенствовать их, участвовать в их создании учителям, имеющим небольшой пользовательский опыт.
В нашей образовательной организации одним из компонентов, формирующих информационное пространство школы, является система управления электронным обучением (e-learning) e-Front. Web-сервер school547.spb.ru расположен на виртуальной машине Hypev-V запущенной на одном из серверов школы. На виртуальной машине установлена система UBUNTU-server с набором LAMP и менеджером WebAdmin.
Характеристики сервера:
процессор – 4 ядра
ОЗУ – 4 Гб
 
жесткий диск 100 Гб сетевая карта 1000 гбит.
Использование LMS направлено на решение следующих задач:
· повышение  эффективности  обучения  посредством  использования технологии организации дистанционного обучения;
· распространение  инструментов  электронного  планирования  деятельности и времени педагога, возможность создания электронных технологических карт уроков и иных продуктов профессиональной деятельности педагога;
· разработка электронных образовательных ресурсов для всех участников образовательного процесса;
· создание дистанционных курсов, ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута;
· взаимодействие участников образовательного процесса на основе внутреннего чата, блога, комментариев;
· создание сетевого партнерства образовательных организаций;
· реализация инновационной деятельности
Система eFront – один из вариантов дистанционного обучения и разработки учебного контента с открытым исходным кодом, распространяе- мый бесплатно. Несомненно, эта одна из самых качественных бесплатных систем, привлекательная для использования в системе общего образования.
Система eFront имеет весь основной необходимый функционал. Здесь и
форумы, и чаты, и опросы, и глоссарий, и расписания мероприятий, и генерация сертификатов, и управление пользователями, и формирование учеб- ного контента, и, конечно же, поддержка стандарта SCORM. Причем эта одна из немногих систем, в которой стандарт SCORM имеет сертифициро- ванную поддержку. В отличие от систем на основе MOODLE, предлагае- мый нами вариант намного проще именно для разработчиков курсов, учи- телей школы.
Для функционирования системы, как и в большинстве случаев анало- гичных систем, требуется база данных MySQL, а также сервер с поддерж- кой  PHP.  Это  может  быть  Apache  или  Internet  Information  Server  от Microsoft.
Если при установке большинства бесплатных систем необходимы соответствующие технические навыки, то eFront в этом смысле значительно отличается в лучшую сторону. В установочном дистрибутиве уже есть все необходимые компоненты, и не надо заботиться о них заранее и отдельно устанавливать. Система вполне удачно устанавливается и на Windows, и на Linux, и на CentOS. Причем, хотя процесс установки и очень прост, он еще и подробно задокументирован и описан на русском языке. У любого пользователя, даже не имеющего технического образования, не возникнут проблемы при установке.
Система eFront, в первую очередь, предназначена для академического сектора. Однако имеются и коммерческие локализации, которые специ- ально разработаны для организации. Там уже включен такой функционал, 
как управление компетенциями и навыками, учет штатного расписания, отслеживание перемещения по службе и т.д. Кроме того, на коммерческой основе можно заказать внешний хостинг для системы с профессиональной поддержкой.
Система полностью русифицирована, включая документацию. Также есть отечественные вендоры, занимающиеся внедрением и поддержкой системы. Официальный сайт проекта: www.efrontlearning.net
Скачать систему можно отсюда: www.efrontlearning.net/download. Система создает замечательные возможности для сетевого партнерства
(любой желающий может получить учетную запись с ролью преподавателя, обучающегося, администратора в демо-версии, развернутой отдельно на па- раллельной виртуальной машине, это позволяет провести обучение, включить новых пользователей без угрозы контенту). Таким образом, мы можем при-
гласить в свою школьную систему любых гостей и провести обучение, необходимое для внедрения подобной системы в их образовательных организаци- ях. Ресурс системы не меняется, он очень емкий, рассчитан на 10 000 пользователей единовременно. Так как LMS размещена на школьном сервере, мож- но развернуть столько курсов и групп дистанционного обучения и удаленного взаимодействия, сколько необходимо.
К достоинствам системы относятся гибкость управления групповыми политиками с помощью системы уникальных ключей (получая ключ, поль- зователь попадает на заданный для него образовательный маршрут, кроме того, можно лимитировать возможность использования ключей). Можно создать группы, включающие, например, школьников с разными образовательными возможностями и потребностями, например, группу для подго- товки к ЕГЭ, группу, занимающуюся по одной из программ внеурочной деятельности и т.д. В группы с помощью ключа могут добавляться другие пользователи.
С 2016 года мы приступили к созданию образовательного простран- ства на основе eFront. Сейчас оно представляет собой блоки учебных мо- дулей по отдельным предметам, например, по английскому языку в 2–11 классах. Каждый модуль включает в себя серию уроков, направленную на развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говоре- ние, письмо, а также на совершенствование таких аспектов как лексика и грамматика. Целенаправленная работа в системе способствует актуализа- ции знаний обучающихся, повышает интерес к предмету, совершенствует навыки рефлексии. Принцип минимакса позволяет «сильным» детям выполнять избыточные задания, в то время как «слабый» ученик может ограничиться минимумом. Такая саморегулирующаяся система является опти- мальной для реализации индивидуального подхода.
С помощью системы eFront обучающиеся могут в дистанционном режиме выполнять и осваивать пройденный материал, отрабатывать грам- матические, лексические и речевые навыки. Чтобы загрузить материалы на урок курса необходимо воспользоваться хранилищем Google диск. После этого с помощью кода в систему может быть загружен любой файл.
 
Неоспоримым преимуществом системы является возможность самостоятельного изучения тем, которые были пропущены учеником Кроме то- го, важно и возможно поддерживать двусторонний контакт между учеником и учителем или остальными участниками группы, а также обеспечивать своевременный педагогический и родительский контроль. Безусловно, использование системы повышает мотивацию, развивает коммуникационные навыки и погружает в реалии современного мира. В тоже время, Learning Management System повышает профессиональную компетенцию учителя, служит неиссякаемым источником идей и является надежной опорой при проведении урока. Каждый учитель имеет возможность интересно и оригинально провести урок, используя разнообразный иллюстративный материал, аудио- и видеоресурсы, системы проверки знаний, созданные самостоятельно в тестовой части системы.
Кроме того, возможно и уже осуществляется использование системы как  инструмента  реализации  инновационной  деятельности  (разработка ЦОР как поддержка модели преподавания китайского языка). Разработанные учителями китайского языка уроки, тесты, а также использование аудио- и видеозаписей с участием носителей языка дают возможность школьникам заниматься вместе с родителями и развиваться в индивиду- альном темпе.
Наконец, система может быть использована как эффективный инструмент управления: разработка документов, сопровождение образовательной деятельности, дополнительного образования, развитие системы исследовательских работ, оформление рабочих программ, разработка и реализация программ повышения квалификации – все это возможно и уже работает в нашей школе. А мы готовы предложить свои разработки всем, кому они могут быть полезны.
 
Используемые источники:
1. Бочков А.Л., Использование LMS-систем для дистанционного обуче- ния // Современное образование: содержание, технологии, качество. Материа- лы 18-й Международной научно- методической конференции. Т.1. – СПб.: ЛЭТИ, 2012. – С. 100-101.
2. Шайдуров И.А., Системы управления дистанционным обучением // V Международная конференция «Школьная информатика и проблемы устойчи- вого развития», Санкт-Петербург, 2014

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»