Сочетание возможностей традиционного обучения и дистанционного образования
Рябчикова Людмила Ильинична
Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в условиях возросшей информатизации. Умение работать в цифровой среде в ближайшем будущем будет столь же востребовано, как способность писать и читать. Цифровая грамотность помогает создавать, понимать и использовать информацию, это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире. Благодаря развитию электронных технологий сейчас можно получить знания, не выходя из дома. Но несмотря на растущий спрос на такое образование, Россия не является страной, в которой оно достаточно распространено.В нашей стране дистанционное обучение выделилось как самостоятельная форма организации процесса обучения. Пандемия приблизила и ускорила введение дистанционного обучения в общеобразовательную среду. Использование информационных средств обучения помогает учителям рационально организовывать процесс обучения, освобождает их от механических операций по разработке учебного материала, упрощает процедуру контроля учащихся. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс поможет решить проблему оперативного использования новых знаний, повысить информационную обеспеченность учебного процесса, дать учащимся доступ к общению с выдающимися учеными, позволить виртуальный выход в музеи, библиотеки, парки и другие ранее недоступные или малодоступные места.
Задача школы – дать знания по предмету и закрепить их в процессе практической деятельности. Умение сочетать традиционную и дистанционную форму обучения будет являться залогом успеха в обучении школьников. В связи с этим задачи учителя несколько изменятся. Он станет организатором процесса обучения, а не транслятором учебной информации. Учитель должен по-другому планировать свой урок – включать в него информационную (теоретическую) и деятельностную (практическую) части обучения. Теоретическая часть может лучше усваиваться on-line, а практическую лучше проводить лично с учителем, который может сосредоточить основные усилия на обсуждении трудных вопросов и уделить время ответам на вопросы учащихся.
В сложившихся сейчас условиях появилась необходимость реструктурировать формы образовательной деятельности: увеличить объем самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, практических и творческих работ исследовательского характера, таких как проектное обучение.
Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинары и практические занятия, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу учащихся. Средствами для их осуществления являются:
- компьютерные обучающие программы,
- электронные учебные пособия,
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний,
- учебные аудио и видеоматериалы,
- информационные материалы.
На разных этапах урока меняются способы учебной деятельности. Во вступительной части урока имеет смысл представить перечень вопросов по изучаемой теме. Это можно сделать с помощью слайдов. На этапе объяснения нового материала стоит задача сформировать заинтересованность ученика в восприятии новой информации, показать необходимость ее изучения, рассмотреть, какие проблемы могут быть решены с помощью этого материала. Усвоению новых знаний может помочь демонстрация видеоролика, материала в виде графиков, диаграмм, чертежей. Учитель в этом случае поясняет увиденное на экране, отвечает на вопросы учащихся. С целью систематизации и закрепления изученного материала учителю целесообразно сделать обзор основных положений и их взаимосвязь. Обеспечить помощь в практическом усвоении материала могут помочь учебные тренажеры, интерактивные атласы, слайды, таблицы. Проверка усвоения нового материала может быть осуществлена с помощью тестов, самостоятельных, контрольных и других проверочных работ.
Дети, родившиеся в эпоху интернета, проводят очень много времени перед экранами, поэтому у них могут возникать трудности в общении с живыми людьми. Электронные ресурсы не могут заменить человеческого общения, не может быть диалога с компьютером. Обучение не станет полноценным без живого общения с учителем. По этой причине использовать мобильные устройства в учебном процессе надо рационально и дозированно, иначе это может негативно отразиться на жизни, здоровье и обучении детей.
К минусам дистанционного обучения можно отнести то, что нет реального общения между учителем и учеником, отсутствует эмоциональная связь между участниками обучения, нет возможности изложить свои знания в устной форме, не хватает контактов с друзьями. В процессе «общения» с компьютером учащиеся ощущают недостаток практических занятий. В этих условиях не решается проблема идентификации и самоидентификации, не прививается привычка учащихся к самодисциплине. Дистанционное обучение не обеспечивает развития речевой, графической и письменной культуры учащихся. Это может также усугубляться недостаточно хорошей технической оснащенностью учащихся в домашних условиях.
При традиционной системе обучения может иметь место недостаточное разнообразие форм подачи учебного материала, отсутствие индивидуальной работы, усредненный подход, слабая обратная связь. Умелое сочетание и интеграция традиционного и дистанционного образования даст возможность применять различные методические приемы и разнообразить виды деятельности на уроке и повышать качество образования. Сочетание контактного и дистанционного образования даёт возможность добиваться более высоких результатов по сравнению с исключительно on-line форматом или исключительно традиционной формой. Таким образом, смешанная модель обучения – это модель будущего для массовых школ, в связи с чем перед учителями стоит задача овладения дистанционным методом и новой стратегией организации урока.
Использование компьютерных технологий на уроке имеет смысл только в тех случаях, когда оно является средством облегчения учительского и ученического труда. Оно не должно сводиться к неоправданному длительному сидению учащихся и учителей у компьютера. Использование компьютера должно быть не самоцелью, а эффективным дополнением к учебному процессу.
В любом случае, пока дети еще ходят в школу, учитель должен быть главным на уроке и определять его структуру и содержание. От учителя зависит заинтересованность учащихся в получении новых знаний и развитие познавательной деятельности. Если суметь грамотно соединить образование и современные технологии, можно будет воспитать и вырастить развитое и образованное поколение людей.
Решение проблемы внедрения электронного обучения во многом зависит не только от учителей, но и от работников и руководителей департаментов образования. Учителя нуждаются в выработке оптимального режима работы в условиях смешанного обучения. Должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, разработаны стандарты качества и методика осуществления дистанционного образования. И конечно, необходимо дать необходимые знания педагогам в области компьютерной грамотности, квалифицированно ознакомить их со структурой и интерфейсом используемых в работе приложений и приёмами практической деятельности, применяемыми в on-line обучении.