Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Петербург Анны Иоанновны

Преснова Елена Бахтиеровна
Учебная дисциплина - история культуры Санкт-Петербурга
Тип урока- комбинированный урок
Вид урока по процессу познания- урок проверки и контроля знаний
Цель урока- обобщить полученные знания о Петербурге времен императрицы Анны
Задачи урока:
1)Образовательные:
- обобщение научных знаний по теме «Петербург Анны Иоанновны»,
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков (синтез полученных знаний)
2)Воспитательные:
-формирование гуманитарного мировоззрения посредством приобщения к знаменитым образцам культуры, в частности церковь Св. Пантелеймона, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Симеона и Анны, здания исторического центра города
-формирование эстетических представлений об архитектурном убранстве города 1730-40-х годов 18 века
-развитие добросовестности и ответственности, чувства  гордости за достижения культуры,  озабоченности ее трудностями,
3)Развивающие:
-развитие мышления (умение обобщать и систематизировать)
-развитие эмоциональной сферы, сенсорного восприятия объектов искусства
Вопросы для изучения:
  1. Архитектурный облик Петербурга времен царствования Анны Иоанновны
  2. Контрольная работа по данной теме
Подготовка к уроку:
1)оформление доски и использование доски:
а) до урока- запись темы
б)во время урока-
  • оформление таблицы (архитектор- достижения)
  • П. Еропкин
  • М. Земцов
  • И. Коробов
2)использование демонстрационного материла (церковь Св. Пантелеймона, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Симеона и Анны)

ХОД УРОКА

Организационно-мотивационная часть: Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях мы рассматривали образ жизни императрицы Анны, архитектурные достижения времени ее царствования. И сегодня мы обобщим всю информацию, а в завершении урока вас ждет контрольная работа по данной теме.
  1. Основная часть урока.
    1. Изучение 1 вопроса
1)Назовите временные рамки  правления Анны Иоанновны? -1730-1740
2)Время ее правления также получило название «бироновщина», что такое «бироновщина»? Бироновщина- это засилие иностранцев и ужесточение политических гонений, казней и т.д.
Почему в России сложилась такая ситуация, что в верхах власти оказались немцы?- после «Кондиций» Анна не доверяла русским дворянам
Соответственно, как вы понимаете Анна очень внимательно впредь относилась к защите собственной персоны и положения на троне, для чего создается Измайловский полк, который являлся прототипом внутренних войск.
3)От доносов, которые преподносились Анне пострадал, в частности, и П.М. Еропкин. Кто он такой? Главный архитектор.
4)Итак, что представлял собой Петербург на момент начала царствования Анны? 
А)Недостроенные здания, так, императрица вызывает в СПБ князя Голицына, делая замечание, что тот уехал в Москву не позаботившись о том, чтобы был достроен его дом
Б) Большая часть населения покинула город
В)  Уже в период правления – серия пожаров, уничтоживших деревянные здания
5)Для того чтобы привести в порядок город создается Комиссия о СПб строении, что это такое? Первая государственная градостроительная организация.
6)Комиссия разрабатывает генеральный план, что прежде всего было сделано? (выделен центр города). Один из учащихся выходит к доске и зарисовывает центр.
Где он был поставлен и что такое трехлучие? Центр- Адмиралтейство, от которого отходят 3 проспекта- луча.
Где Петр 1 планировал сделать центр? На Васильевском острове.
 7)Часть нижней набережной, отделенной от Адмиралтейской проездом декабристов в период правления Анны получает название Английской. Почему? Набережная активно застраивается под руководством Анны Иоанновны и раздается русским дворянам. В 1735 г.- договор между Англией и Россией, по которому английские купцы освобождаются от налогов, соответственно, русские дворяне сдают и продают им свои дома,  англичане оседают на этой территории
8)Но Еропкин не только разрабатывал план города, но и проектировал отдельные здания, в частности и забавы ради императрице. О чем идет речь? Ледяной дом. Чем он был знаменит? Шутовская свадьба в феврале 1740 года. Где находился ледяной дом? Между Адмиралтейством и Зимним дворцом, примерно там, где сейчас находится Дворцовый мост.
Это единичный пример царского развлечения, что обходилось очень дороге казне. Так например, если на содержание двора тратилось 2 млн. руб., но на содержание Академии наук-46 тыс. Разница заметна.
Среди других развлечений Анны был придворный театр. Что мы можем об этом сказать? 1732 г. –приезд в Петербург труппы Италианской кампании, 1735г.- труппы комедии дель арте и опера сериа.
А также у нас появляется Танцевальная школа. Обучение началось в комнатах Зимнего дворца, а сейчас что представляет собой танцевальная школа и где находится? Современная академия русского балета им. Вагановой, на ул. Зодчего России, кстати говоря, до 30-х гг. это место было загромождено лесами, во время правления Анны здесь начинается строительство загородных усадеб.  Город расширяется, в частности, и в этом направлении, так, то что еще не было нами отмечено – это основание Сенного рынка. Где находится Сенной рынок, все прекрасно себе представляют. Как и с чего он был создан?
 В 1737 году недалеко от Дворцовой площади сгорел Морской рынок. Опасаясь новых пожаров, городские власти решили убрать рынок из центра города, переместить его на окраину. На окраине города вырубили редкий лес и отвели место для торговли сеном, соломой и дровами. Так образовалась площадь с Сенным рынком по которому площадь впоследствии и назвали. Рынок был самым дешёвым и многолюдным в Санкт-Петербурге. На Сенную площадь выходила дорога, по которой купцы и крестьяне въезжали в Санкт-Петербург - будущий Московский проспект. Тут же они и останавливались торговать всем тем что привезли для продажи в город.
В 1740х годах на площади были построены первые дома с лавками, в юго-восточной её части - деревянная церковь.
9)Еропкин также выполнял  и частные заказы, среди одного из наиболее известных, это-? Дом Остермана, на месте дома Меншикова
10)Наряду с Еропкиным, Комиссию о СПб строении возглавлял Иван Коробов. Чем знаменит этот архитектор?
А)перестроил здание Адмиралтейства (из деревянного в каменное в духе барокко)
Б)Перестраивал Партикулярную верфь ( до этого все было деревянным), где она находилась? Напротив Летнего сада, на берегу р. Фонтанки 
В)Перестраивал церковь Св. Пантелеймона. До 1722 года возле Фонтанки стояла часовня партикулярной верфи. Затем, на ее месте возвели деревянный храм, который торжественно освятили во имя целителя и святого великомученика Пантелеймона.
В планах Петра Первого было сделать новый храм памятником военно-морскому флоту России. Тем более, что к тому времени российский флот уже мог похвастаться двумя замечательными морскими победами при Гангуте и Гренгаме. В годы правления Анны Иоановны, в 1734 году, старую деревянную церковь перестроили, сделав каменной. Закончили храм в 1739 году и торжественно освятили опять же 27 июля, в день святого Пантелеймона.
11) Следующее имя, известное нам с эпохи Анны- М.Земцов. Какими архитектурными сооружениями знаменит этот человек?
 1731—1734 год. Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, освящена 27 января 1734 года. Для строительства шпиля был приглашён Х. ван Болос.(сохранилась, частично перестроена).
Церковь апп. Петра и Павла, строительство которой связано с историей военной медицины. Современная история отечественной военной медицины отсчитывается с первых лет строительства Санкт-Петербурга, когда по указу императора Петра I на Выборгской стороне были заложены для оказания медицинской помощи «служивым людям»: Адмиралтейский госпиталь, и— Сухопутный госпиталь. К ним в 1718 году добавляется и Адмиралтейский госпиталь в Кронштадте. Для Морского и Сухопутного госпиталей возвёл на берегу Невы двухэтажные каменные корпуса, длиной приблизительно по 300 м каждый. По замыслу архитектора, между этими корпусами должна была встать церковь «о двух колокольнях». Её заложили 29 (18) октября 1734 года, полагая освятить во имя Исцеления расслабленного, но сам Трезини умер за несколько месяцев до этого (19 февраля (2 марта) 1734 года), и постройку возложили на русского архитектора М. Г. Земцова.
Через 5 лет, к 1739 году здание уже довели до архитрава, но предусмотренные сметой 15 тыс. рублей были исчерпаны, и работы остановились. Получить новые ассигнования на церковь во времена бироновщины было непросто. В следующем году был арестован, и 27 июня (8 июля) 1740 года казнён главный архитектор Комиссии о Санкт-Петербургском строении, П. М. Еропкин; через 4 месяца, 28 (17) октября 1740 года, отошла в мир иной и сама императрица Анна Иоанновна. Лишь семь лет спустя, при Елизавете Петровне вернулись к незавершённому объекту. в 1771 было решено отказаться от прежнего замысла; недостроенное церковное помещение позже приспособлено под аудитории Военно-Медицинской академии. Современное состояние:     помещения Военно-медицинской академии.
Итак, мы повторили в общих чертах то, что было озвучено на прошлых уроках.

 
  1. Изучение 2 вопроса
Классу предлагается 2 работы: одна часть зарисовывает карту города 18 века, с отметкой тех архитектурных сооружений, которые появляются, другая часть пишет следующий тест:
  1. «Бироновщина»- это
  2. Комиссия о Санкт-Петербургском строении- это
  3. «Трехлучие» (трехлучевая система планировки улиц)- это
  4. Расставьте правильно связь архитектор- архитектурное сооружение
1)М. Еропкин                       Церковь Святого Великомученика Пантелеймона
 
2)И. Коробов                          Церковь Симеона и Анны
3)М.Земцов                            Ледяной дом
                                                 Шпиль Адмиралтейской башни
                                                 Проект Аничкова дворца
                                                 Особняк барона Остермана
                                                 Церковь апп. Петра и Павла
 
5. «Новый Петербург Анны Иоанновны» . Сделайте выводы о том,  каким стал Петербург в эпоху царствования Анны Иоанновны.                                                    
2. Заключительная часть
Сдача контрольных работ.
Что вы думаете на этот счет?
Завершить нашу экскурсию мне бы хотелось словами  Маяковского
 
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы - наши кисти.
Площади - наши палитры.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»