Долгосрочный проект
Выращиваем бархатцы
Латышева Раиса Михайловна
воспитатель ГПД № 7 ГБОУ школа № 439
Актуальность проекта:воспитатель ГПД № 7 ГБОУ школа № 439
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид.
Вид проекта – познавательно – исследовательский.
Проект – долгосрочный.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями, привлечь к работе проекта как можно больше детей.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивать умения и навыки работы с природным материалом
2) Коррекционно-развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
Бережное отношение к природе.
Методы проекта:
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдение
Материалы и оборудование:
1. Пакетированная почва
2. Семена
3. Вода
4. Контейнеры под рассаду
Участники проекта – учащиеся 8«о» класса, воспитатель.
Для этого разработаны этапы проекта:
- подготовительный – подбор почвы, выбор растения.
- исследовательский - посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой.
- заключительный - уход за растением, наблюдение, сбор созревших семян.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и на клумбе.
3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
1. На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории школы;
- беседа о цветах
- рассматривание фотографий и картинок цветов;
- подготовка контейнеров с землей.
2. Этап – исследовательский. В группе разбили огород на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов) .Рассматривание семян цветов (бархатцы) .Посадка цветов 2 Апреля, первые всходы 19 Апреля.
Уход за растениями и полив.
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах .
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Беседы:
«Строение цветка»;
«Какие бывают цветы? »;
«Какие цветы полезны для человека».
Игра на внимание (карточки) .
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
2. «Вода и растение»
Цель :выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
3. «Земля и растение»
Цель : выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.
Например один из опыта: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .
Занятия с детьми : «Посев семян», «Первые всходы». Учитель в течении всего проекта .
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры:
«Сложи цветок»,
«Собери цветы в вазу»,
«Садовник».
Воспитатель в течении всего проекта.
Разучивание с детьми стихи, загадки, поговорки о цветах.
Воспитатель в течении всего проекта.
3 ЭТАП- заключительный
Высаживание рассады цветов (бархатцы) на участок в клумбу.
Полив и рыхление почвы.
Наблюдение за цветами.
Сбор семян цветов.
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформили в группе выставку рисунков «Наши любимые цветы».
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.
Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты.