Cохранность жилой площади детей-сирот
Селезнева Елена Матвеевна
В современном обществе проблема сохранности жилой площади детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит очень остро. Руководство страны и Санкт-Петербурга в частности пытается найти пути решения всех спорных моментов исходя из законодательной практики. В последнее время все чаще звучат мнения о потребности изменений в федеральном законодательстве.В своей работе я бы хотела осветить изменения в жилищном законодательстве в плане обеспечения жилыми помещениями из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые произошли на сегодняшний момент и те проблемы, которые возникают в процессе работы нашего учреждения по защите жилищных прав воспитанников и очень бы хотелось, чтобы в последующем пути их решения тоже были подкреплены законодательно.
А теперь коснемся изменений в жилищном законодательстве:
Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Так появилось новшество в виде актов проверок жилых помещений, включенных в Адресный перечень жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты. Адресный перечень формируется районными администрациями на каждый год. Во время таких проверок обязательно присутствует представитель учреждения, представитель отдела социальной защиты населения, специалист опеки либо специалист центра помощи семье и детям того района где происходит обследование жилой площади.
Сложности возникают в обеспечении доступа в жилое помещение. Если ребенок не является единоличным собственником жилого помещения, то, скорее всего, на этой площади будут проживать родители, лишенные родительских прав, либо другие родственники, которые не дают доступ в квартиру либо комнату. Если же в квартиру всё-таки попасть удалось, то возникает разумный вопрос, каким образом администрация учреждения может обеспечивать сохранность и надлежащее состояние указанного жилого помещения, если на ней проживают третьи лица. В моей практике были случаи ограничения доступа в комнату, принадлежащую воспитаннику на праве собственности, соседями по коммунальной квартире. Доступ мы получали, например, меняли замки на входной двери, обменивались с соседями ключами, а на следующий день, соседи заново меняли замки и ключи нам как законным представителям не давали. Но как бы то ни было, осуществлять сохранность жилого помещения, а в случае единоличного владения воспитанником еще и осуществлять сдачу в аренду с перечисление денежных средств на счет воспитанника мы должны.
2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
3. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для начала хотела бы остановиться на том, что всех воспитанников учреждения можно поделить на две небольшие группы:
- Не имеющие закрепленное жилое помещение (имеющие регистрацию по общежитию учреждения или на собственности других граждан, то есть только проживание, но не распоряжение площадью)
- Имеющие закрепленное жилое помещение (собственность или соц.найм)
Рассматривая этот пункт я не останавливаюсь на перечне необходимых документов для включения детей-сирот в списки на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, я хочу отдельно осветить часть 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где сказано, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения получается учреждением путем подачи иска в районный суд о принудительном обмене, однако существует ряд нюансов, например то, что при подготовке материалов в суд администрация учреждение делает запрос на варианты обмена жилого помещения в ГОРЖИЛОБМЕН (так как обмен жилого помещения производится с их участием), а ГОРЖИЛОБМЕН присылает ответы одинаковые по всем воспитанникам, о том что вариантов обмена нет. Судья, получив такое исковое заявление (без вариантов обмена) отказывает в иске и выносит нам определение об оставлении иска без движения. Данное определение мы обычно высылаем в Администрацию района с повторным заявлением на включение воспитанника в списки на получение жилья из специализированного жилого фонда. Однако в последнее время многие Жилищные отделы все равно отказывают во включении в списки, мотивируя тем, что должно быть именно решение суда с отметкой о вступлении в законную силу. Таким решением суда может стать решение суда о выселении с ранее занимаемой жилой площади лишенных родительских прав родителей. Казалось бы, что проще, ведь статьи 90, 91, 103 Жилищного Кодекса РФ, которые теперь дополнены положением, предусматривающим выселение таких родителей без предоставления другого жилого помещения, это позволяют.
Однако все мы понимаем, что такие родители в случае подачи иска могут быть выселены де юра, а де факто останутся проживать в адресе. Они будут одолевать своим присутствием воспитанника, сердце ребенка дрогнет, и по факту они останутся проживать в данной жилой площади, но уже и без регистрации. И это я еще не освещаю тот момент, что многие воспитанники, хоть и оказались в сиротском учреждении, все равно любят своих родителей и просят не трогать их в части выплаты алиментов и уж тем более жилья.
К сожалению, в данном пункте остается надеяться на специалистов администрации районов, которые грамотно оценят все представленные документы на районной жилищной комиссии и вынесут положительное решение о включении в списки.
4. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
На данном пункте я думаю останавливаться тоже долго не следует. Все вышеуказанное было и раньше. Единственное новшество, что в течении трех месяцев с момента достижения воспитанником 14 летнего возраста следует подать заявление на включение его в списки детей-сирот на обеспечение жилой площадью.
5. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Исходя из моей практики, контроль ощущается при написании отделом опеки и попечительства актов проверки условий жизни несовершеннолетнего, где в отдельной графе прописывается, включен ли ребенок в списки на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда. Также раз в три месяца происходит сверка вышеуказанных списков с Комитетом по образованию и районной Администрацией. Так как у нас многие воспитанники включались в списки сирот, а также территориально учреждение находится в Приморском районе, с января 2019г. поступают звонки для сверки информации и из Жилищного отдела Администрации.
6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список."
Отдельно хотела бы осветить тему отказа во включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жильем. За истекший год у нас было два таких отказа. В каждом случае районная администрация ссылается на превышающий норму обеспеченность жилым помещением (9 кв.м. для отдельных квартир, 15 кв.м для коммунальных квартир)
Однако в первом случае речь шла о 4-х комнатной коммунальной квартире, где 2 комнаты (9 метров и 11 метров) принадлежат по договору социального найма матери, лишенной родительских прав и воспитаннице. Данная квартира давно в поле зрения администрации района. Горжилобмен уже пытался расселить данную коммунальную квартиру путем продажи еще одной из комнат в коммунальной квартире матери воспитанницы, однако потом через суд этот же договор купли-продажи и расторгал в связи с неуплатой стоимости комнаты. Решение районной комиссии наше учреждение пыталось оспорить в суде. Сразу хочу пояснить это административный иск, а не гражданский, поэтому интересы истца в суде может представлять только человек с юридическим образованием. В нашем случае пришлось нанять юриста. Представитель администрации в суде начал говорить о решении суда о принудительном обмене жилого помещения. Но о каком принудительном обмене может идти речь, если в расселении данной квартиры и так уже принимал участие Горжилобмен и неудачно принимал. Естественно мы обратились в суд на таковой обмен, получили определение об оставлении иска без движения, опять обратились в администрацию. Но положительного решения до сих пор нет. Возникает вопрос, зачем девочку в 14 летнем возрасте изъяли из семьи алкоголизированной матери, если по жилищному законодательству она в свои 18 лет в эту же семью и вернется?
Второй случай более интересный: у мальчика, который остался сиротой в 4 летнем возрасте, от родителей по наследству досталось по 1/9 доли в разных квартирах. В одной квартире его сособственниками оказалась первая жена отца и ее сын, а во второй квартире вообще чужие люди. Мальчик никогда ни с кем из них не общался и уж тем более не жил. Районная администрация считает, что данный ребенок обеспечен жилой площадью превышающей норматив (а теперь внимание! для отдельной квартиры то есть расчёт шел из 9 кв.м на человека). Ему отказали во включении в списки. На резонный вопрос, так куда же ему идти жить после 18 лет, ответ был получен «да в любую из этих квартир». В данном случае подменяется право воспитанника на отдельное изолированное жилое помещение, наличием у него долей от этого жилого помещения. В настоящее время нами подана апелляция по данному делу.
Подводя небольшой итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что почти каждый случай с воспитанником, связанный с отказом во включении его в списки детей-сирот уникален. Хочется дать совет уважаемым коллегам:
- в вопросе вступления в наследство: просчитайте все за и против (возможно если речь идет о маленьких долях в жилом помещении, то лучше открыть наследственное дело, но окончательное вступление в наследство оставить за воспитанником по достижении им 18 лет),
- при приближении 14 летнего возраста воспитанника, начните заранее собирать всевозможные документы, а именно акты обследования жилой площади, по возможности, чтобы специалисты в них отмечали, например алкоголизированность родителей, захламленность жилого помещения, сведения о состоящих на учете у районного психиатра соседях и многое другое. Все эти документы вы прикладываете к заявлению о включении в списки детей-сирот на обеспечение жилым помещением.